Исторический портрет кривича.
ВВЕДЕНИЕ.
Население Беларуси, как известно, сформировалось в итоге этнического развития и сближения нескольких восточнославянских племен и более древних жителей этой земли - балтов. Именно их соединение выявило характернейшие особенности нашего народа – в языке, культуре, характере, - которые отличают белорусов от соседей, делают его самобытным, неповторимым этносом.[1]
В 8-9 веках славяне в Восточной Европе делились на 13-15 этнических сообществ. На территории Беларуси находилось несколько таких этнических объединений восточных славян. Это были довольно устойчивые этнографические объединения –кривичей, дреговичей, радимичей, которые были созданы стихийно.[6]
ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ КРИВИЧЕЙ.
Западная граница кривичей на территории Белоруссиипроходила вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной Двины). Самымзападным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории Беларуси, но соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».
БАЛТСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КРИВИЧЕЙ.
Археологическими памятниками кривичей являются круглые (полусферические) курганы.
Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси (а также на Смоленщине) проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было.
В этническом облике кривичей, в том числе, конечно, и полоцко-смоленских, преобладали славянские черты. Язык их был славянским. Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей - браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчетливо славянские черты имеет керамикакруглых кривичских курганов. Основную ее часть составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их желто-серый и красновато-желтый. Большинство горшков не орнаментировано. Славянские элементы прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части погребении характернаславянская ориентировка умерших (головой к западу).
Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений. К балтским элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок, состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых погребениях ориентировка умерших головой к востоку.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «КРИВИЧИ».
Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно происходит от балтских терминов.
Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название «кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве», которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой мифологии).
Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте. Как и П. Н. Третьяков, он утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами». Такие ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение названиякривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.
Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи», возможно, произошло от имени старейшины рода Криве. Он не исключает также этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови. Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано схарактером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).
Стремясь обнаружить связь кривичей с балтами в названии кривичской этнической общности, авторы этих гипотез допускают ряд неточностей, на которые необходимо обратитьвнимание, чтобы найти аргументированный ответ на этот вопрос.
Не находит обоснования фактическим материалом гипотеза о том, что название кривичей происходит от имени одного из персонажей литовской мифологии Криве, литовского верховного бога Криве-Кривейте. Более обстоятельное изучение балтской мифологии показывает, что такие образы не характерны для пантеона балтских богов. Более того, правильнее вводить названия мифических образов из наименования реальных явлений, нежели делать наоборот.
Не подтверждается фактическими данными также гипотеза о том, что это название происходит от имени верховного жреца балтов Криве-Кривейте. Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как этнической общности уже не было.
Нельзя признавать верно также гипотезу о происхождении кривичей от имени старейшины рода Криве. Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного человека, а ее название от имени одного человека. Это взгляд можно рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев, историков того времени.
Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов, обозначающих кровное родство. Кровнородственные отношения характерны для сравнительно небольших групп людей, назваемых родами. Их чаще всего называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи, территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу километров.
Заслуживает пристального внимания мысль видного русскогоисторика С.М.Соловьева о том, что ряд названий этнических общностей, в частности дреговичей, кривичей связан с характером местности, которую они занимали. Термину “кривичи” он придал такие же черты, как и названию “дреговичи”. Согласно его гипотезе, термин “кривичи” происходит от балтского слова kirba, обозначающего болото. Это вызывает ряд серьезных возражений. Во-первых болотистая местность составляла только часть территории кривичей. Значительно большая часть их этнической территории представляла собою холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина «кривичи» от балтского слова kirba. С лингвистической точки зрения такое объяснение представляется искусственным, необоснованным.
Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает характер границы, идущей по кривой линии. Он указывает, что на территории будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда произошли летописные кривичи. Вероятнее всего, название “кривичи” действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая: возвышенные места чередуются с более низкими. Такой характер местности особенно типичен для юга и востока их этнической территории.
Поскольку первоначально на территории славянской этнической общности кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что термином первоначальной основой крив (kreiv) здесь называлось балтское население, Г.А.Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva» После смешения этого населения со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское – «ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».
Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских соседей на востоке krievs, krievai. Она до настоящего времени сохранилась в латышском языке для обозначения русских (krievs – русский, Krievija – Россия).
Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать, что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность. Названия многих этнических общностей раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали, - одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени. Кроме наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия «древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу и юго-востоку от дреговичей. Таковы также названия основных балтских этнических общностей («аукштайты» – верхние и «жемайты» – нижние). Это просматривается и в названиях этнических общностей данного периода, расположенных в западноевропейском регионе.
ЯЗЫК И ВНЕШНИЙ ОБЛИК КРИВИЧЕЙ.
Особенности языка кривичей не отражены в письменных источниках. Их невозможно реконструировать также поматериалам диалектов белорусского языка. Последние возникли довольно поздно, одновременно с формированием самого белорусского языка. Основой диалектов белорусского языка были предшествующие им диалекты обще восточнославянского древнего русского языка, которые появились в результате трансформации языков дреговичей, радимичей, кривичей и других раннесредневековых восточнославянских этнических общностей.
Диалекты древнерусского языка отражали не своеобразие речи кривичей и родственных им этнических общностей, а новыетерриториальные отличия, лингвистические зоны, возникшие не ранее эпохи формирования древнерусского языка. Они отражали новую лингвистическую и этническую реальность.
Таким образом, характер источников не позволяет определить особенности языка каждой отдельной раннесредневековой восточнославянской этнической общности, в частности кривичей. Методом лингвистической реконструкции можно только установить наличие некоторых черт, элементов, появившихся в языке кривичей под воздействием речи ассимилированного славянами балтского населения.
Эти новые элементы, по всей вероятности, бытовали в лексике кривичей. К ним можно отнести многие географические названия, особенно гидронимы, перешедшие в языки всех трех общностей из лексики балтского населения. Это – названия рек Ясельда, Оресса, Лосвида, Брожа, Реста, Полота и другие.
Под воздействием балтов, видимо, сформировалась такая черта речи, как полногласие. Г.А.Хабургаев считает, что это новообразование появилось в результате взаимодействия славянской и балтской речи, синтеза неполногласных сочетаний балтских и славянских слов с одним и тем же значением. Так, взаимодействие славянского (польск.) glowa и балтского (лит.) galva, вероятно, обусловило появление новой формы с полногласием (голова), синтез славянского (польск.) wrona и балтского (лит.) varna имело своим результатом новую форму этого слова (ворона).
Впоследствии, в эпоху формирования обще восточнославянского древнего русского этноса, это новообразование распространилось по всей территории восточнославянского населения и стало характерной чертой древнерусского разговорного языка. Полногласие не субстрат, а видоизменение славянской речи под воздействием балтской.
Влияние балтов сказалось и на внешнем облике полоцких кривичей. Их антропологический тип сформировался в результате смешения славян с балтами. Для него характерна длинноголовость, которая была присуща ранее балтскому населению, проживавшему на территории Белоруссии до расселения славян.[2]
Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений – это подковообразные пряжки (фабулы), зооморфные браслеты позолоченные стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники.Характерной чертой женского костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими подвесками. [7]
Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии свидетельствуют о том, что кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке кривичей переплелись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли новые целостности, качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические общности были славянскими, занимая среди славянских этносов своеобразное положение. Они вобрали в своюук культуру ряд балтских элементов, но отличались специфическими чертами славянской культуры, возникшими под воздействием балтов.
Свежие комментарии