В традиционном обществе эскимосов коллективных форм обучения не существовало - все заботы о воспитании детей принимала на себя семья. Причем, дети всегда были окружены любовью и вниманием, а рождение ребенка являлось важным событием.
У чукчей и коряков имя новорожденному выбирали, гадая по подвешенному камню или другому предмету.
Причем, в случае тяжелого недуга имя ребенка и даже взрослого человека могло быть изменено - считалось, что так можно обмануть "духа" болезни. Иногда человек получал новое имя благодаря своим отличительным качествам или особенностям характера. Наряду с именами бытовали и прозвища.
Так как возраст людей в единицах времени не играл какой-либо роли в определении социального статуса человека, то и возраст детей определялся тем, что они умеют: "ребенок уже ходить начал", "уже из игрушечного лука птиц стрелять начал" (5-6 лет), "уже охотиться начал" (11-13 лет).
Нормы поведения и морали были едиными для всего общества - дети были вправе делать все то же самое, что позволялось взрослым (конечно, если это было им по силам). Единство норм для детей и взрослых исключало дурные примеры и немотивированные запреты для ребят, обеспечивая высокую эффективность их воспитания и обучения жизненно важным навыкам. Оборотная сторона такого равноправия - раннее приобщение детей к курению и употреблению алкоголя - проявилась с приходом цивилизации.
По сути, традиционное воспитание и обучение детей у народов Чукотки основывалось на удовлетворении их психологической потребности в стремлении подражать взрослым. Уже с 4-5 лет малышей начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой и выпасом оленей, девочек - с ведением домашнего хозяйства, шитьем, приготовлением пищи и т.д. Детские игрушки часто воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан). Достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
Приобщение к духовной жизни общества начиналось с раннего детства и представляло собой непрерывный процесс. Дети слушали сказки, предания, знакомились с загадками и скороговорками, вместе со взрослыми принимали участие в праздниках и обрядах.
У эскимосов с давних времен существовала система физического воспитания детей и молодежи, включающая разнообразные тренировочные упражнения (поднятие тяжестей, бег с тяжестями на ногах) и подвижные игры. Во всевозможных спортивных состязаниях - гонках на оленьих упряжках, стрельбе, борьбе - принимали участие и мужчины, и женщины, и дети.
Народная педагогика коренного населения Чукотки обеспечивала максимальную степень гармонии традиционного общества, не знавшего специфических "молодежных проблем".
Физическая зрелость означала и социальную зрелость. Ранние браки встречались, но были редкостью. Чаще молодые вступали в брак в возрасте от 16 до 20 лет.
В 50-е годы вышло ставшее роковым для многих поколений постановление чукотского окружкома партии: за три месяца до родов вывозить беременных женщин из тундры. Детей отбирали и отдавали в интернаты, где учили на оленеводов и "чумработниц" - домашних хозяек. Получив образование в городе, к занятиям предков возвращались единицы. Сегодня старики сетуют на детей и внуков, что их одних в тундре и оставить-то нельзя: "Ничего не умеют. Свечей не завезли, так даже жирника сделать не смогли. Ярангу, и ту не поставят".
Традиционное воспитание основывалось на удовлетворении их психологической потребности в общении со взрослыми и стремлении подражать деятельности взрослых.
5. Труд эскимосов, детей
Для эскимосской семьи и общества в целом были характерны строгое разделение труда между мужчинами и женщинами, взаимозависимость и взаимопомощь мужчин и женщин во всех сферах хозяйственной, семейной и общественной жизни, равноправие женщин и мужчин в семье. Добывание пищи лежало почти исключительно на мужчинах, однако в загонной охоте на оленей у эскимосов карибу и в весенней охоте на тюленей у эскимосов нетсилик принимали участие и женщины. В определенное время года женщины вовлекались и в рыболовство.
Мужчины делали каяки, гарпуны и другое охотничье снаряжение, женщины заготовляли пищу впрок, обрабатывали шкуры и шили одежду. Развитая технология добывания и хранения пищи, строительства жилищ и лодок, изготовления одежды была жизненно необходима в условиях крайнего Севера. Труд мужчин и женщин был здесь одинаково незаменим.
Хозяйство эскимосов в целом было комплексным, зависело то в большей, то в меньшей степени от традиционной, устойчивой специализации в тех или иных видах промысла. Основой существования эскимосов были морской зверобойный промысел и охота. Зверобойный промысел определял местоположение эскимосских поселений - все они располагались по пути движения морских животных и в зонах их концентрации, т.е. в местах, наиболее благоприятных для охоты. Мясо, сохранявшееся в специальных мясных ямах, обеспечивало эскимосов пищей на протяжении многих месяцев.
В соответствии с условиями производства складывалась и территориальность эскимосских обществ. Сравнительно слабо она была выражена у центральных эскимосов. Это было связано с тем, что места охоты на тюленей каждый год менялись вследствие изменения характера ледяного покрова, а, следовательно, экологических условий в целом. На северо-западе Аляски в местах китобойного промысла была особенно высокая концентрация населения, и здесь территориальность имела более законченные формы.
Несмотря на сравнительно высокий уровень развития техники и материальной культуры в целом, в общественной организации эскимосов были черты, типичные для обществ других первобытных охотников и собирателей. Еще В.Г. Тан-Богораз отметил, что нет прямой зависимости между относительным развитием материальной культуры и уровнем развития социальной организации эскимосов. "Первобытная организация общества американских эскимосов кажется тем более примечательной, - писал он, - если сопоставить ее с развитием техники, которая во многих отношениях достигла такого совершенства, какого нельзя встретить у других народов со значительно более сложной общественной организацией"4. Техника и общественная организация не противоречили друг другу, а, напротив, хорошо дополняли одна другую в борьбе эскимосов за овладение пространствами Севера.
С 4-5 лет мальчиков и девочек начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой, выпасом оленей; девочек - с приготовлением пищи, шитьем, ведением домашнего хозяйства. Детские игрушки воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан), достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда.
Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Каковы эти орудия, зависит от того, какая отрасль труда является основной в данном обществе.
У народов Крайнего Севера нож является необходимым орудием оленевода, рыболова. Обращению с ножом начинают учить уже с самого раннего детства. Н.Г. Богораз-Тан пишет. "Детство у чукчей проходит очень счастливо. Детей ни в чем не стесняют и не запугивают. Маленьким мальчикам, как только они начинают цепко хватать вещи, дают нож, и с этого времени они с ним не расстаются. Я видел одного мальчика, старавшегося резать ножом по дереву; нож был немногим меньше его самого".
"Так же как и взрослый охотник, - пишет А.Н Рейнсон-Правдин), - каждый мальчик имеет пояс, к которому на цепочке или на ремешке прикреплен нож, не игрушечный, а самый настоящий, иногда даже весьма внушительных размеров. Случайный порез лишь быстрее научит ребенка правильно обращаться с самым необходимым в жизни оружием. Нож нужен мальчику и для еды - отрезать кусочек мяса, и для того, чтобы сделать игрушку, выстрогать стрелу, содрать шкуру с убитого зверька и т. д. Таким же обязательным орудием является для мальчика и топор..."
То, что ножом дети вырезают игрушки, а на лыжах детьми могут разыгрываться состязания, также не дает права относить их к игрушкам. Это не игрушки, а предметы обихода, употреблением которых ребенок должен овладевать возможно раньше и которыми он овладевает, практически используя их так же, как взрослые. К этим общим для всех народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети должны овладеть возможно раньше, прибавляются у охотничьих народов - лук и стрелы, у рыболовов - удочка, у оленеводов - аркан.
У народов, основным промыслом которых является рыболовство дети столь же рано получают в руки удочки и ловят небольших рыбок, постепенно переходя к промысловому лову совместно со взрослыми посредством других, более сложных орудий лова. Таким образом, нож и топор, лыжи, лук и стрелы, арканы и удочки - все это в уменьшенном масштабе, приспособленное к детским рукам, очень рано передается в пользование ребенка и дети под руководством взрослых овладевают употреблением этих орудий. Особый интерес для рассмотрения интересующего нас вопроса имеет анализ функций куклы, которая бытует у детей почти всех народов на этой ступени общественною развития.
Интересные материалы по этому вопросу содержатся в работах советских исследователей Крайнею Севера. Н.Г. Богораз-Тан, описывая кукол чукотских девочек рассказывает: "Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива как и у культурных детей.
Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того, чтобы воздействием их получить скорее детей.
Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных делают новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений - каждый раз в исправленном и заново возобновленном виде".
Таким образом, Н.Г. Богораз-Тан выделяет особую функцию куклы - функцию охраны рода, кукла должна была обеспечить девочке плодородие и благополучное деторождение в будущем.
По данным П.М. Оберталлера куклы изготавливаются преимущественно девочками разных возрастов, начиная с дошкольного и кончая подростковым возрастом включительно.
Таким образом кукла, являясь предметом постоянной заботы со стороны девочек, как охранительница родовых функции будущей женщины, с раннего детства служила обучению ведению хозяйства и шитью.
Свежие комментарии