Купил «Мерседес» — дружбе конец
Желание завоевать расположение окружающих и повысить свой статус в их глазах объясняет стремление многих людей приобретать вещи дорогих брендов, которые сигнализируют о том, что их обладатель успешен. Между тем исследователи из Университета Колорадо выяснили, что ориентация на приобретение материальных благ вызывает прямо противоположный эффект.
Выяснилось, что люди склонны с недоверием и даже иногда с неприязнью относиться к тем, кто вкладывает все сбережения в материальные блага, и, наоборот, позитивно воспринимают личностей, тратящих деньги на сферы, способствующие личностному росту и расширению кругозора.
Так, профессор психологии Лиф ван Бовен, посвятивший более десяти лет изучению потребления, обнаружил, что даже трата одной и той же суммы на драгоценности и путешествие оказывает различные эффекты на самого покупателя и его близких.
Инвестиции в материальные блага приносят непродолжительное чувство удовольствия, тогда как траты на вещи, обогащающие внутренний мир человека, например, билеты на концерт или путешествие, — чувство счастья. Кроме того, стремление обладать люксовыми предметами обихода ухудшает качество социальных связей. Так что попытка повысить положение в обществе за счет обрастания дорогими вещами — явная ошибка.
В недавнем исследовании Лиф ван Бовен и его коллеги провели ряд экспериментов с участием студентов. В одном из них студенты, не знавшие друг друга, должны были обсуждать либо недавние покупки, либо какое-нибудь интересное культурное мероприятие, на котором они побывали.
«После 20-минутного обмена впечатлениями мы обнаружили, что люди, обсуждавшие новые вещи, понравились собеседникам меньше, чем те, кто рассказал о приобретенных впечатлениях, — отметил г-н ван Бовен. — Также участники опыта не были заинтересованы в дальнейшем общении и дружбе с «материалистами», тогда как с «идеалистами» хотели продолжить знакомство».
Другой эксперимент был построен на материалах национального опроса. Участникам предложили высказать свое мнение о двух незнакомых людях. В одном из описаний незнакомцев значилось, что один из них на некую сумму приобрел рубашку, а другой те же деньги отдал за билеты на концерт. Как только испытуемые доходили до пункта с указанием покупок, предпочтения тут же отдавались тому, кто потратился на концерт.
«У нас есть довольно негативные стереотипы в отношении людей, озабоченных своим материальным благосостоянием, — отмечает американский исследователь. — Когда мы попросили участников опроса охарактеризовать личностные особенности людей, стремящихся к приобретению статусных, дорогих вещей, их назвали эгоистичными и зацикленными на себе типами. Однако, когда те же испытуемые описывали «идеалистов», к ним применялись такие эпитеты, как «альтруистичный», «дружелюбный», «открытый».
Интересно, что «чахнущие над златом» имеют и больше психологических проблем. «Подсчитано, что «материалисты» тратят гораздо больше денег на психоаналитиков, так как у них нет ощущения счастья и они чаще страдают депрессиями», — констатирует Лиф ван Бовен.
ЕКАТЕРИНА ЛЮЛЬЧАК
20.04.2010
Свежие комментарии