Леви Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939) — французский ученый – антрополог, философ и психолог.
Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885—95), профессор философии и социологии в Сорбонне (с 1895), директор Института этнологии при Сорбонне. Член Французской Академии наук.
Философские взгляды и психологическая концепцию Леви-Брюля сформировались под влиянием позитивистских идей О. Конта и французской социологической школы. Его ранние работы касались проблем морали и истории европейской философии.
В начале 20 в. внимание Леви-Брюла привлекли новые этнографические данные, описывающие жизнь современных ему первобытных популяций Южной Америки, Африки, Австралии и Океании и особенности их менталитета. Постепенно первобытное мышление становится главной целью его исследований.
В своей знаменитой книге «Первобытное мышелие», основанной на огромном этнографическом материале, Леви-Брюль выдвинул концепицию о разных типах мышления. Выступая против концепции эволюционистов (в их числе Э. Тайлора, Дж. Фрэзера), которые исходили из неизменности универсальной природы человеческого «духа», психики и мышления и согласно которым первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же логически, как и современный человек, Леви-Брюль утверждал, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления», принципиально отличные от мыслит. деятельности в цивилизованных обществах. Леви-Брюль выделял в эволюции сознания два этапа: первобытное и современное. «Дологическое мышление» управляется, по Леви-Брюлю, не логическими законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (партиципации), согласно которому воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится одновременно в различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п. Первобытное мышление по своему содержанию — мистическое, т.к. присущие ему коллективные представления неотделимы от сильных религиозных эмоций и веры в сверхъестественное и составляют главный неотъемлемый элемент целостного восприятия первобытного человека. Первобытное сознание не различает естественное и сверхъестественное, ориентируется на выявление мистических таинственных сил Хотя Леви-Брюль полагал, что различным общественным структурам свойственны и различные типы мышления, однако он не считал, что «дологич.» мышление присуще только «отсталым» народам: в сфере личного опыта «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с другойстороны, и в современной жиани есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.
Однако Леви-Брюль выступает и против отождествления мышления первобытного человека и мышления невротика (как это делал З. Фрейд и его последователи), Первобытные люди могут, по Леви-Брюлю, изобретать орудия труда лишь благодаря интуиции, практической ловкости, искусности, развившихся в результате упражнений и не требующих логического анализа и обобщения. Согласно Леви-Боюлю, дологическое (другие переводы – пралогическое, мышление нельзя рассматривать как стадию, предшествующую по времени появлению логического мышления. Речь идет о типах мышления, которые сосуществуют в социальном сознании. В ходе эволюции от первобытного сознания к сознанию современному область логического мышления расширяется, а пралогического — сужается. Тем не менее всегда будут сохраняться коллективные представления, выражающие сопричастность, а соответственно всегда будет иметь место конфликт между древними и новыми коллективными представлениями.
В последних работах Леви-Брюля — “Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении” (1931), “Первобытная мифология” (1935), “Мистический опыт и символы” (1938) и в особенности в посмертно изданных “Дневниках” — различия между первобытным и логическим мышлением смягчаются и объясняются ролью аффектов в мышлении. “Структура человеческого разума повсюду одинакова”, — говорит Леви-Брюль в “Дневниках”.
Взгляды Леви-Брюля представляют интерес как попытка исследовать исторические изменения в психологии мышления. Его концепция оказала существенное влияние на дальнейшие психологические и этнографические исследования мышления, в частности, на взгляды французской историков школы «Анналов», а также Карла Юнга, Л. Выготского, Ж. Пиаже и др.
Некоторые работы Леви-Брюля:
Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie primitive, P., 1935s; в рус.пер.— Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
Свежие комментарии