Героиня моей повести «Запах лепестка белой лилии» Маргарита рассказывает про «систему прозрения Хо».. Смыслом этой системы является создание духовного андрогинна. Когда воля двух существ, носителей энергии Инь и Ян соединяется в одно, в мандалу, в которой все энергии уравновешены. Одного только не учла Маргарита, того, что ее партнер, так же как и она сама, не были чистыми носителями мужской и женской энергий (конечно, в каждом человеке присутствуют Инь и Ян, но в женщинах больше Инь, а в мужчинах Ян. Поэтому равновесие - достижимо.) Но сама она и партнер уже были самодостаточными духовными андрогинами и поэтому применение системы Хо лишь заставило их бродить по кругу. Не буду утверждать, что так все и есть на самом деле, это просто авторский вымысел. Мой вымысел. Некое допущение. Оно может быть верным или ложным. Это всего-навсего, прием художественной литературы, который как и все подобные приемы призван сделать выпуклыми характеры героев. А повесть вовсе не является пособием по духовным практикам. Интересует во всем этом нас только само понятие «андрогин».
Кто же такой этот андрогин и чем он так знаменит? В мифологии почти всех народов андрогины — мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки. Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении Богом Евы из ребра Адама отразился в искаженном виде миф о первоначальной бесполости первых людей. Если мы хоть немножечко углубимя в изучение мифов, то сможем встретить там «бородатую Афродиту, Гермафродита,… В брахманской Индии обнаружим Адити – корову-быка, Праджапати – сотворившего все из самого себя. Да простят меня поклонники бога Ра, но он «оплодотворил сам себя и породил таким образом и богов, и весь мир. (удачно у него получилось). В "Дао дэ цзин" говорится: «Он, знающий свою мужественность и хранящий свою женственность, есть первичный хаос мира». Согласно теософской версии, андрогинами являлись древнейшие боги — Осирис, Зевс, Дионис и др. Имя Яхве дешифруется на две составляющие — мужское Ях и женское Хова. В Каббале андрогином является высшая магическая фигура — Макропрозоп. Эквивалентом символики андрогина служит сочетание розы и креста в розенкрейцерианской традиции. Геометрическим вариантом андрогина служит символика инь — ян. Андрогинное существо в ведийской мифологии именовался Ардханаришвара. Он изображался в композиции с символом андрогинности — цветком лотоса. Словом все боги только и занимались тем, что сами все порождали. К символам андрогина можно отнести и двуглавого орла.
Если вы знаете историю религий, то с легкостью можете заметить такую закономерность – любое мифическое возникновение Вселенной - это всегда распад некоего целого, того, что объединяло в себе все сущее,а потом распалось и, как следствие, возник мир.. Именно поэтому многие ритуалы призваны воссоединить несоединимое, дабы обрести черты Творца.. Вот что, например, пишет Мирча Элиаде в свей книге МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИН,
ИЛИ МИСТЕРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ:
Соответствующие черты обнаруживается в оргиастических ритуалах, направленных на изменение человеческого поведения, когда смещаются привычные ценности, в мистических техниках, ставящих своей целью соединение противоположностей, в мифах об андрогине и обрядах символического обретения качеств, присущих обоим полам, и т.д. В самом общем виде можно сказать, что все эти мифы, обряды и верования призваны напомнить людям: абсолютная реальность, священное, божественное не поддаются рациональному постижению; божественная основа мира может быть постигнута лишь как парадокс или тайна, а понятие божественности не выводимо из суммы качеств или свойств, оно есть абсолютная свобода, которая превыше Добра или Зла; божественное, абсолютное и трансцендентное качественно отлично от человеческого, относительного и преходящего уже в силу того, что оно – больше любых частных модальностей бытия и не обусловлено какой-либо ситуацией
Но, оставим в покое религиозные воззрения и обратимся к абсолютно светскому явлению – художественной литературе. В Х!Х веке возникает неожиданная волна интереса к древним духовным практикам. Думаю, что тут сказалась усталость Европы от все ускоряющегося темпа жизни. Утомленным интеллеуталам захотелось чего-то возвышенного и духовного. Окостеневшее к тому времени христианство уже не могло насытить душу, и образованная часть общества, не сговариваясь, бросилась изучать различные культы, давно уже не практикуемые. Естественно, что такой поворот не мог не отразиться и в литературе. Писатели все чаще обращаются к образу андрогинна. И этот образ, такой единый и в то же время разнообразный появляется в различных произведениях прозы и поэзии. Толчком к этому, на мой взгляд, послужил О.Бальзака «Серафита» - одно из лучших произведений об андрогине. Но с популяризацией этой идеи тут же возникает и ее упрощение. Постепенно андрогина низводят до образа гермафродита и приписывают ему уже не божественную ипостась, а дьявольскую. Кроме того, появляется миф о чудесной «чувственности» двуполого существа. Но тут уж ничего не поделаешь, потому что любая популяризация, обязательно обернется вульгаризацию, дабы удовлетворить потребителя. Потребитель хочет чувственности ( а в массе своей, он хочет этого довольно часто), так вот вам она…
Пройдя через плавильный котел двух веков, андрогин перестает быть собой, и сейчас, в наше время отголоски этого культа порождают не ритуалы, а, скажем, такое неформальное объединение молодежи как эмо. Само название «гермафродит» становится определением врожденного уродства и начинает вызывать жгучее любопытство у всякого рода извращенцев. Такова эволюция андрогина.
С появлением Интернета, все больше на задний план отходит понятие пола, как такового. Ники, чаще всего не имеют половой принадлежности по звучанию. Разговоры идут об абстрактных материях. ( я не имею в виду социальные сети или сети знакомств. Это – другое дерево). Часто никому и дела нет до того, что скрывается за тем или иным ником. Я считаю это достижением – чистая мысль без примесей «чувственности». Ведь, в конечном итоге, любой диалог в сети – это монолог. Ты видишь свои ответы и мысленно продолжаешь спорить не только с собеседником, но и самим собой. Мало того, ты и собеседника наделяешь собственными чертами. Общение в сети превращается в «ритуал создания андрогина». Ментального андрогина.. Возможно, что это уже следующий виток этого понятия. Лишь бы он не оказался тупиковой ветвью. Хотя я думаю, что это проявится еще при нашей жизни. Потому что сейчас время информационное бежит быстрее времени биологического. Я не хочу рассуждать о том, плохо это или хорошо. Я вообще не хочу давать индивидуальный окрас своим рассуждениям. Если вы можете, то продолжите мою мысль. Это не теория, и не ортодоксальная истина. Так – некоторые мысли по поводу.
И в заключение, стихотворение Н.Гумилева:
Тебе никогда не устанем молиться,
Немыслимо-дивное Бог-Существо.
Мы знаем, Ты здесь, Ты готов проявиться,
Мы верим, мы верим в Твое торжество.
Подруга, я вижу, ты жертвуешь много,
Ты в жертву приносишь себя самое,
Ты тело даешь для Великого Бога,
Изысканно-нежное тело свое.
Спеши же, подруга! Как духи, нагими,
Должны мы исполнить старинный обет,
Шепнуть, задыхаясь, забытое Имя
И, вздрогнув, услышать желанный ответ.
Я вижу, ты медлишь, смущаешься… Что же?!
Пусть двое погибнут, чтоб ожил один,
Чтоб странным и светлым с безумного ложа,
Как феникс из пламени, встал Андрогин.
И воздух — как роза, и мы — как виденья,
То близок к отчизне своей пилигрим…
И верь! Не коснется до нас наслажденье
Бичом оскорбительно-жгучим своим.
Источник http://www.ikeep.ws/
Свежие комментарии