Так уж случилось, что в 1831 году молодой английский натуралист Чарлз Дарвин по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота "Бигль", которое продолжалось до осени 1836 года. Вскоре была опубликована книга Чарлза Дарвина "Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» (1839).
Затем появились и другие - «Дневник изысканий натуралиста», «Усоногие раки». А одна из самых известных - "О происхождении видов" (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь») была издана в 1859 году. В 1871 была издана книга «Происхождение человека и половой отбор».
Однажды Дарвин сказал: "Не существует доказательств, что человек был изначально одарён облагораживающей верой в существование всемогущего бога". Разумеется, учение Дарвина в России объявляли богохульным и в 1872 году в России начальник управления по делам печати М. Лонгинов пытался запретить издание трудов Чарльза Дарвина. В ответ на это граф и поэт А.К.Толстой написал стихотворение:
Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинизме Я враг всех так называемых вопросов.
Один из членов Государственного Совета.
Если у тебя есть фонтан – заткни его. Козьма Прутков. Правда ль это, что я слышу? Молвят овамо и семо: Огорчает очень Мишу Будто Дарвина система.
Всход наук не в нашей власти. Мы их зерна только сеем. И Коперник ведь отчасти Разошелся с Моисеем.
Ты-ж еврейское преданье С видом нянюшки лелея, Ты-б уж должен в заседаньи Запретить и Галилея.
Если ж ты допустишь здраво, Что вольны в науке мненья, Твой контроль с какого права? Был ли ты при сотвореньи?
Почему б не понемногу Введены во бытие мы? Иль не хочешь ли уж Богу Ты предписывать приемы?
Как и что творил Создатель, Что считал Он боле кстати, - Знать не может председатель Комитета по печати.
Ограничивать так смело Всесторонность Божьей власти, Ведь такое, Миша, дело Пахнет ересью отчасти.
Ведь подобные примеры Подавать неосторожно, И тебя за скудость веры В Соловки сослать бы можно.
Да и в прошлом нет причины Нам искать большого ранга, И по мне шматина глины Не знатней орангутанга.
Но по мне, положим, даже Дарвин глупость порет просто, - Ведь твое гоненье гаже Всяких глупостей раз во сто.
Нигилистов, что ли, знамя Видишь ты в его системе? Но, святая сила с нами, Что меж Дарвином и теми?
От скотов нас Дарвин хочет До людской возвесть средины, - Нигилисты же хлопочут, Чтоб мы сделались скотины.
В них не знамя, а прямое Подтвержденье дарвинизму И сквозят в их диком строе Все симптомы атавизма.
Грязны, неучи, бесстыдны, Самомнительны и едки, Эти люди, очевидно, Норовят в свои же предки.
А что в Дарвина идеи Оба пола разубраны, Это брамы архирея Вздели те же обезьяны.
Чем же Дарвин тут виновен? Верь мне, гнев в себе утиша, Из-за взбалмошных поповен Не гони его ты, Миша.
И еще тебе одно я Здесь прибавлю многочтимый, Не китайскою стеною От людей отделены мы.
С Ломоносовым наука, Положив у нас зачаток, Проникает к нам без стука Мимо всех твоих рогаток,
Льет на мир потоки света И, следя, как в тьме лазурной Ходят Божии планеты Без инструкции цензурной, -
Кажет нам как та же сила, Все в иную плоть одета, В область разума вступила, Не спросясь у комитета.
Брось же, Миша, устрашенья: У науки нрав не робкой, Не заткнешь ее теченья Ты своей дрянною пробкой.
Стоит добавить, что книга Ч.Дарвина«Происхождение человека и половой отбор»была в 1895 году все же запрещена. Но не навсегда. М.В.Ломоносов упоминается в стихотворении, возможно, в связи с тем, что в 1740 году по его инициативе была издана книга «Разговор о множестве миров», которую Священный синод признал «противной вере и нравственности», после чего книгу изъяли и уничтожили.
|
Свежие комментарии