В давние времена свинья была главным действующим лицом удивительных легенд и мифов. Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда она шевелится, происходят землетрясения. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых.
Древние египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи — священного тотемного животного.
Черная свинья выступала у них как воплощение противника Осириса, злого бога Сета, надругавшегося над телом мертвого Осириса и съевшего глаз его сына Гора. За это преступление свиноподобного Сета предали сожжению и учредили ежегодное приношение свиньи в жертву богам. От имени бога Солнца Ра всех свиней объявили нечистыми животными. Египтянину, хотя бы случайно прикоснувшемуся к свинье, следовало очиститься в водах Нила.
Но это животное почиталось у египтян не только как демон зла: хотя свинья и проглотила правый глаз солнечного Гора, из-за этого она стала временным носителем света, одним из божеств Египта.
В индуистских мифах свинья тоже связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр. Во время празднования римских сатурналий жертвенным животным была олицетворяющая Солнце свинья: считалось, что ее длинные и острые щетины похожи на его лучи. Есть старинная русская загадка «Дрожит свинка, острая щетинка»; отгадка — огонь.
В древней Финикии почитатели Аттиса и Адониса верили, будто эти боги могли принимать облик свиньи. Предание, по которому Аттиса растерзал вепрь, хорошо согласуется с таким представлением: согласно законам мифологического мышления, животное, убившее бога, первоначально было самим этим богом.
Солнце и плодородие взаимосвязаны, и не случайно среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается свинья. Сохранились изображения этой богини, сопровождаемой свиньей. Рисунок на греческой вазе из Афинского национального музея запечатлел культовую сцену; жрица бросает в огонь поросенка. Приносили свинью в жертву и римской богине плодородия Церере.
Во время осеннего праздника в честь Деметры, отмечавшегося в Аттике, женщины сбрасывали свиней в священные пещеры. Этот ритуал был связан с мифом о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом. Свиньи подлежали наказанию за то, что затоптали следы несчастной Персефоны. Чтобы умилостивить богов и получить хороший урожай, крестьяне в Аттике перед посевом смешивали с зерном куски свиного мяса.
Сходно с этим некогда распространенное в Европе поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев. На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху.
В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях». Вместе с тем свирепый кабан олицетворял трудолюбие и воинскую доблесть и потому считался животным правителей. Только вождю племени полагалось носить шлем с изображением кабана. В одной из ирландских саг IX века рассказывается, как герой борется с чудовищным вепрем, в которого некогда был превращен король Мабон. В шерсти побежденного зверя он находит магические золотые ножницы, гребень и бритву — предметы, употреблявшиеся в кельтских обрядах.
Религиозный закон запрещал иудеям убивать свиней и есть их мясо.
В христианской религии не сложилось определенного отношения к свинье. Святой Власий, покровитель и целитель животных, по преданию, жил в окружении зверей, среди которых упоминается и свинья. И все же считали ее существом нечистым. В евангельской легенде Иисус Христос изгоняет из одержимого бесов, и они превращаются в свиней. Жизнеописание святого Антония рассказывает об ужасных демонах, которые мучали и искушали отшельника. Среди них несколько раз упоминается свинья. На донышке глиняного светильника из коптского монастыря Багаут в Египте изображен святой Антоний — он стоит на свинье и посохом ее давит, что должно символизировать победу аскезы над страстями, торжество христианства над язычеством. В память об искушениях святого Антония средневековые монахи ордена антуанцев выращивали в монастырях свиней. Нередко на дорогах Франции можно было встретить монаха, ведущего на поводке свинью с колокольчиками
Как писал ученый-монах Цезарий Гейстербахский (XII—XIII вв.), мир переполнен враждебными людям демонами, многие показываются им в облике свиней. Особенно охотно демоны под видом этих животных будто бы истязают монахов, являются им даже во время молитвы. Об этом же повествует и «Печерский штерик» (XIII—XIV вв.).
Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Когда протестанты обвинили римского папу в сношениях с дьяволом и стали распространять карикатуры, на которых черти тащат ватиканского первосвященника в преисподнюю, католики тоже выпустили карикатуру – Лютер и его единоверцы верхом на черных свиньях направляются в открытую пасть чудовища, где их ждет черт с веслом.
Средневековые трактаты, описывающие похождения ведьм, принявших образ свиньи, дают рекомендации для борьбы с ними: если намазать свиным салом детские башмаки, то притаившиеся в храме ведьмы не смогут выйти, пока там находятся дети. За «контакты» с демонами и ведьмами, а также за причиняемый вред людям в средневековой Европе свиней судили с соблюдением всех правовых и процедурных норм. Так, во Франции в 1316 году казнили свинью, которую пред этим облачили в человеческую одежду.
Еще раз вернемся к обычаям и обрядам, ведущим свое происхождение от культа этих животных. Их запрещалось употреблять в пищу не только иудеям, но и многим африканским племенам. Те, кто считал свинью предком всех людей, и кто нарушил это табу, должны были бы сойти с ума. В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи — это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. А папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. На ночь их отправляли с детьми в «женский дом». Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в восемь лет папуасы отмечали «праздник свиньи».
В обрядах ассоциативной магии это животное тоже занимало значительное место. Сибирские шаманы играли пантомиму «гахай онгон», в котором подражали его действиям: хрюкали и рыхлили землю. Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Когда на острове Ниас, в Индонезии, в ловушку проваливалась дикая свинья, ее бережно извлекали оттуда, натирали спину опавшими листьями, чтобы в следующий раз в западню попало столько же свиней, сколько бралось листьев. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на них перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.
Воплощение бога Солнца, вместилище беса, священное животное, нечистое животное — кем только не представала свинья в древних мифах, верованиях и обрядах!
Автор: М. Касперавичюс.
Свежие комментарии