Афганистан поразительно интересная для изучения страна, обладающая богатой историей и своеобразными традициями. Пёстрый этнический состав страны уподобляет её красочному ковру, в котором 20 разноцветных нитей-народностей переплелись в один причудливый узор.
Каждая народность неповторима и имеет черты, присущие только ей одной. К примеру, афганские узбеки, живущие на севере страны, славятся своей кухней и гостеприимством, к тому же из них выходят хорошие коммерсанты и торговцы. Пуштуны, сконцентрированные на юге и юго-востоке, самая многочисленная народность, они составляют более половины населения. Это воинственный народ. Пуштуны лучшие военные командиры, только им под силу дело обучения и военной подготовки афганской армии, представители именно этой народности правят страной. Существуют кочевые племена пуштунов. Кочевники переходят со своими стадами с одного горного пастбища на другое, живут в шатрах, а их женщины никогда не надевают паранджу и славятся красотой. Афганские туркмены очень богаты, в их руках весь ковровый бизнес. Яркие краски и причудливые орнаменты туркменского ковра восхищают и радуют глаз. Афганские таджики, вторая по численности народность после пуштунов, живут в центре, на севере и северо-западе страны. Они активно проявляют себя в политической и духовной жизни страны. Можно сказать, что таджики составляют значительную часть афганской интеллигенции. Балутчи очень малочисленная народность, славятся рукоделием, вышивкой золотом и плетением циновок из верблюжьей шерсти. Хазарейцы считаются потомками монгольского воинства Чингисхана. Они осели в центральных районах Афганистана и переняли язык и обычаи таджиков, хотя их язык в действительности называется хазарейским и далеко не всегда хорошо понятен таджикам. Эта народность долгое время была репрессируема и гонима, в частности пуштунами. До недавнего времени хазарейцев не принимали ни на какие руководящие посты в стране. Но те не смирились с положением. Они объединились в политические и религиозные группировки и начали активно участвовать в жизни страны. Это воинственный и смелый народ, отличающийся искренностью и преданностью.Несмотря на обилие и пестроту национальной составляющей, существуют общие обычаи и традиции, присущие всем жителям Афганистана. И сегодня, когда представители разных культур стремятся найти пути взаимопонимания и диалога, понимание и знание национальных особенностей, традиций и образа мыслей особенно важно и актуально.
Пожалуй, первое, что привлекает внимание в афганцах – это их уважительное отношение к людям более старшего возраста. Институт почитания старших необыкновенно развит в этой стране. Даже если возрастная разница между двумя двоюродными братьями составляет неделю, то младший брат уже обязан подчиняться старшему. Чем старше человек, тем большим уважением он пользуется. В соответствии с этим существует чёткая градация в форме приветствия. Например, при входе в помещение пожилого человека следует встать и поздороваться с ним двумя руками, часто пожилым людям целуют руку, дабы показать им своё особое почитание. В тяжёлых или конфликтных жизненных ситуациях у старших просят совета и всегда прислушиваются к их мнению.
Следует заметить, что при приветствии мужчиной знакомой женщины, тот становится от неё в отдалении, подносит ладонь к груди и, не смотря ей в глаза, здоровается, называя сестрой или сестричкой. Женщина приветствует женщину 3-х кратным поцелуем. Молодые люди подходят друг другу, слегка обнимаются и хлопают ладонью друга по спине.
Чем занимаются афганцы в часы досуга и как развлекаются? Мужчины обожают национальную игру «бузкаши», когда всадники соревнуются в ловкости, пытаясь перехватить друг у друга тушу убитого козла. Победитель отбирает козла у всех и, подняв добычу высоко в руке, демонстрирует своё превосходство. Кроме того, афганцы хорошие борцы. Состязания в борьбе являются одним из их любимейших времяпрепровождений. Именитые борцы - «пахлавоны» - пользуются большим авторитетом. Женщины из горных кишлаков любят собираться на межгорных полянках, петь красивые песни, танцевать под удары в барабан - дойру (деревянный круглый ободок с туго натянутой бычьей кожей). Во время танца вы можете увидеть у них по 2 никелированных чайника, одетые на пальцах каждой руки, которыми они выстукивают своеобразную музыку. Любимым времяпрепровождением афганских мальчишек является изготовление красивых воздушных змеев. Их делают из тонких реечек и разноцветной папирусной бумаги, нить имеет в себе крошечные частицы стекла, которые перерезают нить противника во время воздушных баталий, которые афганские мальчишки устраивают в небе. Зимой афганские дети обожают играть в снежки.
Одежда афганцев различается в зависимости от племени и народности. Но есть одежда, которую носят все. Мужчины носят «пирантумбон», национальный мужской костюм, состоящий из длинной, ниже колен, рубахи с красиво вышитым воротом и широких штанов. Фасон «пирантумбона» меняется из года в год, становясь более удобным. Различают 2 вида вышивки ворота костюма – «тахтепур» (ворот вышивается полностью на всю грудь) и «йаханбоз» (это когда ворот застёгивается на пуговицы и вышивка окаймляет его с двух сторон). Часто ворот чёрного костюма вышивают красным шёлком, а на белом костюме вышивают голубым. Вышивка занимает примерно 2 месяца, афганские рукодельницы соперничают друг с другом, желая вышить самый красивый узор своему возлюбленному. Ходить в одном «пирантумбоне» не принято, следует сверху надеть жилет или пиджак. Существует огромное множество жилетов, начиная от бархатных чёрных, шитых золотом и кругленькими зеркальцами, до современных кожаных с множеством карманов. В холодную погоду набрасывают на плечи халаты «чапаны», которые могут быть шёлковыми, хлопчатобумажными и стёгаными ватными. Цвет «чапана» обыкновенно зелёный с желтовато-коричневыми полосками. Мужские головные уборы – это тюбетейки, шапочки-пилотки из каракуля, «люнги» – чалма из 5-7 метровой шёлковой или хлопчатобумажной ткани. Что касается женщин, то они носят длинные свободного покроя платья до щиколоток штанов. Сельские женщины предпочитают красный и зелёный цвета - это цвета, приносящие счастье. На их головах круглые шапочки - покрытые сверху чадрой - покрывалом тоже зелёного или красного цвета. На шее много бус из горных камней, на руках золотые или серебряные перстни. Волосы заплетены в косички. Пожилые афганки привязывают ключи от дома к хвостику косичек. На маленьких девочках из горных кишлаков надеты платья из блестящих материй, их губы накрашены красной помадой, а глаза сурьмой. Считается, что сурьма очень полезна для глаз, сурьмой красят глаза новорожденных. Что касается городских девушек, то те щеголяют в костюмах с лёгким шарфиком на волосах. Они ревниво следят за модой, беря пример с эффектных героинь обожаемых афганцами индийских фильмов.
В Афганистане были распространены ранние браки. Замуж девочек отдавали лет в 14-15, юношей женили в 16 лет, хотя в настоящее время распространяется тенденция более поздних браков. Характерны браки между родственниками, многие женятся на двоюродных сёстрах. Бывают случаи, когда свадьбы происходят в отсутствие жениха, тогда во время брачного обряда рядом с невестой несут меч, символ мужской силы и чести. Такая свадьба считается действительной и равнозначной той, что происходит в присутствии самого жениха. Свадьба состоит из нескольких частей. Сначала молодых обручают – это называется «хальке» или «щиринихури», когда девушку облачают в зелёное платье, а всем гостям раздают сладости и конфеты, в знак извещения окружающих о предстоящем радостном событии. Молодые обмениваются обручальными кольцами, которые они обязаны не снимать до дня свадьбы. В ночь перед свадьбой подруги невесты приходят к ней домой, чтобы проститься с молодой. Этот обряд называется «тахтехено». Афганскую хну замачивают в большом тазу и по маленькому кусочку раскладывают на ладони новобрачных и всех присутствующих. Сверху хну перевязывают маленьким парчовым треугольным куском материи с длинной ниткой, которой обматывают кисть руки. И оставляют на руке до конца празднования. Это красное пятно хны на ладони будет напоминать гостям о событии. Невеста облачена в красное платье и ждёт прихода жениха и его семьи в её дом. С песнями, под удары дойры и с танцами приходят родственники жениха. Будущая свекровь накидывает на голову невестки золотую парчовую шаль, знак того, что девушка находилась под покровительством святой Фатимы и под защитой супруга. Песни и пляски в доме невесты продолжаются допоздна. На следующий день – сама свадьба. Утром девушка прощается с домом отца. Брат невесты завязывает ей на талии пояс из зелёного атласа, внутрь пояса вкладывают дорогое кольцо и деньги, чтобы девушка принесла достаток в дом мужа. Этот завязанный пояс также служит свидетельством целомудренности невесты. Девушку увозят убирать и одевать для свадьбы, больше она не вернётся в дом отца. Тем временем, гости собираются в доме жениха, где их ждёт праздничное угощение. После обеда приходит мулла и старейшины для заключения мусульманского брака «никах».
Мулла, старейшины и жених с двумя свидетелями сидят в помещении для мужчин, и мулла начинает обряд «никах», читая специальные молитвы. После молитв, мулла посылает одного из свидетелей к невесте на женскую половину, чтобы та подтвердила своё желание выйти замуж за данного мужчину. Девушка имеет право отказаться, и тогда никто не смеет принудить её изменить решение. Бывали такие случаи, что заставленные силой выйти замуж за нелюбимого афганки пользовались этим правом и давали отрицательный ответ. Свадьба соответственно отменяется в таких случаях. Конечно, за этим следует непримиримая вражда со стороны семьи жениха, которая может закончиться довольно непредсказуемо. Так что, в большинстве случаев девушки всё же соглашаются, даже если и не очень тому рады. Итак, после согласия девушки, свидетель извещает об этом муллу и всех собравшихся. Затем девушка называет имя названного отца, «падар вакиль», который будет для девушки человеком, имеющим право разрешать её будущие семейные проблемы и защищать её интересы перед семьёй мужа. «Падар вакилем» обычно становится старший брат невесты или близкий друг семьи невесты.
Итак, «падар вакиль» подходит к жениху и просит калым за девушку, размером в 300 афгани. Это сумма, установленная шариатом. Конечно, сам процесс получения выкупа проходит в шутливой форме, когда «падар вакиль» называет астрономические суммы и долго торгуется, пересыпая торг прибаутками и остроумными фразами. Наконец калым выплачен и жениха и невесту, покрытую шалью, подводят к большому зеркалу. Этот обряд называется «ойнемесоф». Смысл обряда состоит в том, что муж первый раз видит лицо жены в зеркале. Жених осторожно приподнимает шаль с лица невесты и молодые видят друг друга в зеркале. Затем приносят свадебный торт, жених берет руку невесты и они вместе надрезают торт. Маленький кусочек торта жених кладёт в рот невесты, а та тоже проделывает с женихом. Тем временем, гости поют и веселятся. К вечеру невесту отвозят в дом жениха. Мужчина из близких родственников мужа развязывает пояс невесты, с которым она пришла из своего дома. Из пояса извлекают кольцо и одевают на палец молодой жене. Девушку обязательно сопровождает её тётя, обязанностью которой будет продемонстрировать утром простынь молодых и подтвердить честность девушки. Через несколько дней проводится заключительный обряд афганской свадьбы – «тахтджами», когда гостям демонстрируется приданое девушки, а также подарки гостей и жениха.
Для вдов существует такой обычай, как левират - обязанность вдовы выходить замуж повторно за брата покойного. Это довольно распространённое в Афганистане явление, ввиду того, что много мужчин погибает в войнах и междоусобицах. Но вдова имеет возможность отказаться и жить одной, не выходя больше замуж вообще. Есть вдовы, которые выходят замуж за мужчин по своему выбору, но это не приветствуется и часто воспринимается как факт несколько компрометирующий женщину.
В Афганистане весьма распространено многожёнство. Сами афганки довольно спокойно относятся к этому факту, ведь так жили их матери и бабки. Дети от разных жён часто воспитываются всеми жёнами вместе, что зачастую бывает довольно удобно. Что касается внимания супруга, то для этого существует чёткая очередность, которую супруг не смеет нарушать. Например, по 2 ночи на каждую супругу, иногда для младшей любимой со стороны мужа выделяется больше ночей, чем для остальных, но старшие жёны вынуждены мириться со столь неприятным обстоятельством. Жены одного мужа между собой называются «амбог» и между ними разыгрываются поразительные по накалу страстей и изобретательности сцены.
Существует множество народных прибауток, шуток и анекдотов на этот счёт. Вот одна из них. Муж наказал провинившуюся жену, он обрил её голову наголо, посадил верхом на осла и заставил проехать по улице. Вот жена верхом на осле проезжает мимо своего дома - из окна смотрит её соперница «амбог» и радуется картине. Женщина поворачивает голову по направлению к окну и кричит сопернице: «Ну что? Давай и из этого придумай что-нибудь, чтобы оклеветать меня!».
Едят большинство афганцев руками. Ложкой и вилкой пользуются для того, чтобы наложить из общего блюда себе в тарелку. Причём это обманчивое понятие, что есть руками легко. Существуют чёткие правила, как правильно складывать пальцы, количество плова, которое можно взять пальцами, если кто-либо неправильно ест, это станет предметом раздражения окружающих. Афганцы любят, когда едят красиво и с хорошим аппетитом. Афганские женщины очень чистоплотны и даже как-то щепетильны при приготовлении блюд. Они гордятся своими кулинарными талантами и любят удивлять гостей новыми деликатесами. Вообще-то, это настоящее удовольствие стать гостем афганской семьи. Хозяин будет сиять от счастья при вашем приходе, детишки будут подносить вам салфетки и хлеб, а обилие вкусных и необычных кушаний не оставит равнодушным самого придирчивого гурмана.
Афганцы необыкновенно гостеприимны. Приход гостя расценивается как проявление милости Аллаха к данному дому и семейству, визит гостя издалека важен для хозяев вдвойне. Следует быть готовым к тому, что при входе в дом афганец, в знак своего глубочайшего уважения к гостю, зарежет жертвенного барана. Хозяин пригласит гостя ступить ногой в свежую кровь перед тем, как войти в дом. Афганцы верят в очищающую силу свежей крови. Этот обряд означает то, что все невзгоды и болезни, подстерегающие на жизненном пути пришедшего в дом человека, должны упасть на принесённого за него в жертву Аллаху барана. Этот обряд широко распространён в Афганистане и каждый раз, когда у человека в жизни появляются препятствия и проблемы, то приносится в жертву баран. Если среди гостей есть женщины, то они будут уведены в женскую половину, где их радушно встретит хозяйка дома. Сидеть придётся на высоких матрасах, обшитых бархатистыми тканями. На ковре перед вами будет расстелен «дастархан» - скатерть, на которой расставят угощения. Известно более 20 видов афганского плова. Самым известным является «кабули» плов. Это плов из тонкого афганского риса с жареной бараниной, сверху покрытый отдельно пережаренной смесью из тонко нашинкованной моркови, красного изюма, миндаля и фисташек. Блюдо, полное плова, поданного в таком виде, выглядит очень эффектно и аппетитно. Существует чёткие правила при подготовке праздничного меню. Например, к «кабули» плову подают жареные фрикадельки или пережаренный с томатом шпинат, жареное мясо обязательно сопровождается картошкой фри, а салат раскладывается по блюдам в виде причудливых узоров из долек кругло нарезанных овощей. Лепёшки, выпеченные в тандуре, будут аккуратно разложены на небольших тарелках и расставлены по краям «дастархана». Чем больше видов угощений приготовил хозяин, тем больше он уважает гостя. В среднем готовится 4-5 видов еды, но бывают торжества, когда готовят 10-11 разновидностей блюд, что является предметом гордости хозяина, который не упустит случая упомянуть об этом лишний раз.
То, как вы двигаетесь, как вы сидите, каким тембром голоса вы ведёте беседу в гостях, является важной частью производимого вами на хозяев впечатления. Следует помнить, что для афганца язык ваших телодвижений, выражение вашего лица, направление вашего взгляда зачастую значат больше, чем всё то, что вы говорите. Поэтому беседу предпочтительней вести тихим приятным голосом, стараясь избегать громкого смеха и резких движений. Взгляд глаза в глаза вообще следует исключить, особенно при общении мужчины и женщины. Женщинам не следует подавать руку во время приветствия или подходить близко к мужчине во время разговора.
Что касается одежды, то здесь действует принцип - чем качественнее и дороже ваш костюм, тем большее уважение вы вызываете, причём наличие золотых аксессуаров или перстня с хорошим камнем весьма приветствуется. Цвет одежды не должен быть слишком броским, все цвета должны гармонировать между собой, открытая или короткая одежда неуместна в данном случае. При первом визите в дом нового знакомого необходимо запастись соответствующим подарком для хозяев дома, т.к. хозяева не отпустят впервые пришедшего в их дом человека без гостинца. Женщине-гостье подарят отрез красивого бархата или шёлка на платье, а мужчине подарят национальный афганский костюм «пирантумбон» с искусно вышитым воротом. Ещё афганцы любят дарить ковры ручной работы, красивые часы, вышитые скатерти, расшитые золотистыми узорами бархатные безрукавки, полотняные мешочки, наполненные миндалем, фисташками и сушеным урюком. В свою очередь, хорошим подарком для афганского мужчины могут стать различные технические новинки или эффектное декоративное украшение для дома, женщине можно подарить предметы домашней утвари.
Хотелось бы в нескольких словах описать характер мышления афганцев, их менталитет. На самом деле это совершенно удивительная вещь, что афганцы сумели сохранить необыкновенную душевную доброту, сердечность, искренность, годами живя в крайне тяжёлых условиях. Часто находишь успокоение при общении с ними, заряжаешься их оптимизмом и силой духа. Мужество, с каким афганцы принимают несчастия и беды, вызывает восхищение. Вы не увидите обречённого и мученического взгляда у инвалида, оставшегося без ноги. Напротив, вы застанете его занятым делом, либо торговлей, либо починкой обуви. Несчастие, обрушившееся на него, афганец воспринимает не как удар судьбы или повод для сетований на свою несчастную долю, но как вполне логичный результат его военной службы. Поэтому он спокойно продолжает жить в новом, гораздо более тяжёлом для себя положении.
Безусловно, афганцам присущи и отрицательные качества. Зачастую афганцы не имеют своего личного независимого взгляда на вещи, не способны анализировать ситуацию, очень восприимчивы к влиянию различных местных лидеров. Результатом становится их бессмысленная гибель во имя очередного ушлого князька. Безусловно, эта невежественность и легковерие - одно из тяжёлых последствий разрухи и отсутствия элементарного образования. Кроме того, мстительность, присущая афганцам, часто переходит все разумные пределы - дело доходит до того, что враждующие семейства и кланы уничтожают друг друга полностью до младенцев. А такое понятие, как законопослушность, воспринимается афганцами очень тяжело. Они не хотят подчиняться никому и ничему. Это является опасной и разрушительной тенденцией, тормозящей развитие страны.
Афганцы зачастую избегают проявлять и выказывать свои намерения и желания в откровенной форме. В среде афганцев распространено следующее выражение: «Грех, совершённый втайне, лучше намаза, совершённого на людях». Вы никогда не услышите прямого чёткого ответа или сообщения - всё будет сказано как бы издалека, намёками, отдалёнными аналогиями, поэтому следует обладать недюжинной сообразительностью и знанием специфики данного народа, чтобы расшифровать истинный смысл той или иной фразы. Второе, на что стоит обратить внимание - это чутко развитое чувство гордости горца. Наиболее ярким примером являются памирцы Бадахшана. При общении с памирцами следует быть особенно осторожными, чтобы не затронуть эту ранимую и чувствительную струну их души и не обидеть их.
Афганцы очень строго относятся к женщинам. Им не нравится, когда иностранец вообще в любой форме упоминает местных женщин. Только женщина-иностранка может задать вопрос или разговаривать на эту тему, не вызывая неудовольствия афганских мужчин. Следует знать, что ни шутки в адрес афганских женщин, ни попытки снять женщин на камеру не будут поняты, но могут вызвать непредвиденную враждебную реакцию. Зато сами мужчины охотно позируют и обожают сниматься.
Всё население страны исповедует Ислам. Соответственно, афганцы соблюдают общие обряды мусульманской религии. Навруз – праздник Нового года и первый день мусульманского календаря (20-22 марта). К этому дню шьют новое платье, взращивают зёрна пшеницы и готовят из них сладкое кушанье «саманак». Настаивают особый напиток – «наврузи». Это компот, из 7 видов фруктов, очищенных зёрен миндаля, грецкого ореха, фисташек, сушёного урюка, изюма, инжира. «Ид е курбон» - праздник жертвоприношения. Афганцы приносят в жертву баранов, коров, домашнюю птицу. Красят глаза сурьмой. Мясо раздают соседям, бедным или отдают в мечеть. Кроме того, справляют праздник окончания поста Рамазана – «Ид е Фетр», чаще всего этот праздник справляется в кругу семьи.
Юля Александрова
Свежие комментарии