В Армении считали и считают Айвазовского армянским художником столь же естественно, сколь в России - русским. Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой. Здесь необходимо отметить, что национальное начало в искусстве с наибольшей осязаемостью проявляется в формально-стилевых принципах и выразительности языка. Живописный язык Айвазовского, как и всех армянских художников XIX века (С. Нерсесян, Г. Башинджагян, Ф. Терлемезян, В. Суренянц, С. Агаджанян и др.), сложился под влиянием европейской и русской академических школ. Армянская культура вообще развивалась в минувшем веке по преимуществу вне Армении, в городах с многочисленным армянским населением - Тифлисе, Константинополе, Каире, Париже, Москве, Баку. Что касается коренной Армении, то ее тяжелое политическое положение отнюдь не способствовало возникновению очагов культуры: ни один армянский художник не работал на родине.
Картины на армянские темы Айвазовский писал и в ранние годы, а в 1868 году он исполнил наконец давнее свое желание поехать на родину предков. Путешествуя по Закавказью, художник запечатлевал горные ландшафты, тифлисский быт (армяне составляли не менее половины населения тогдашнего Тифлиса), озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Эти его картины положили начало и стимулировали развитие жанра пейзажа в армянской живописи. В ряду этих работ и большое полотно "Сошествие Ноя с Арарата", где утонченная гармония легких тонов передает пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.
Среди десятков картин на армянскую тему особенно привлекают мастерством исполнения и психологизмом портреты бабушки художника и его старшего брата Габриэла, католикоса Хримяна, новонахичеванского городского головы А. Халибяна. Свойственным маринам мастера легким артистическим дыханием отмечен портрет его жены - Анны Бурназян-Айвазовской. Принадлежа по вероисповеданию Армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В числе последних - "Крещение армянского народа" и "Клятва. Полководец Вардан", в свое время украшавшие одну из феодосийских армянских церквей и пробуждавшие в прихожанах патриотические чувства. Присущие живописи Айвазовского черты ярко воплотились в ряде пейзажей, посвященных будням армянских пастухов, и в жанровой картине "Вид Тифлиса", на которой привлекают внимание национальные костюмы и обычай водить хороводы на плоских кровлях домов. Эта древняя народная традиция с детства была знакома художнику по Феодосии. Танец на кровле можно видеть и на картинах Сарьяна, посвященных Армении.
Обозревая творчество Айвазовского в его целостности, следует сказать, что без него невозможно рассматривать армянское искусство и процесс его исторического развития. А глядя на Айвазовского только как на русского художника, не учитывая армянских истоков его живописи, нельзя полностью понять его творческую индивидуальность. Вот почему, принадлежа русской культуре, он в равной степени принадлежит и культуре армянской.
«Море — моя жизнь. Проживи я ещё триста лет, всегда бы нашёл в море нечто новое». И. К. Айвазовский
Многие поэты и художники отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал магической стихии всего себя. Любовь к морю и блестящий талант помогли художнику так точно передать движение и дыхание моря на более шести тысячах картин.
29 июля — день рождения великого художника. К этой дате мы собрали самые лучшие картины мастера.
Девятый вал, 1850 г.
Вид Константинополя и Босфорского залива, 1856 г.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами, 1892 г.
Неаполитанский залив, 1841 г.
Бурное море ночью, 1853 г.
Штиль. Морской пейзаж с рыбаками, 1887 г.
Закат на море, 1886 г.
Радуга, 1873 г.
Море. Коктебельская бухта, 1853 г.
Буря на море ночью, 1849 г.
Закат, 1866 г.
Десант Н.Н.Раевского у Субаши, 1839 г.
На берегу, 1878 г.
Корабли в бурю, 1860 г.
Вход в Севастопольскую бухту, 1852 г.
Рыбаки на берегу моря, 1852 г.
Ночь. Голубая волна, 1876 г.
Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, 1848 г.
Штиль, 1885 г.
Буря на море ночью, 1849 г.
Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя, 1853 г.
Буря, 1872 г.
Аю-Даг в туманный день, 1853 г.
Ледяные горы в Антарктиде, 1870 г.
Приезд Петра I на Неву, 1853 г.
Прощание, 1869 г.
Многие поэты и художники отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал магической стихии всего себя. Любовь к морю и блестящий талант помогли художнику так точно передать движение и дыхание моря на более шести тысячах картин.
29 июля — день рождения великого художника. К этой дате мы собрали самые лучшие картины мастера.
Девятый вал, 1850 г.
Вид Константинополя и Босфорского залива, 1856 г.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами, 1892 г.
Неаполитанский залив, 1841 г.
Бурное море ночью, 1853 г.
Штиль. Морской пейзаж с рыбаками, 1887 г.
Закат на море, 1886 г.
Радуга, 1873 г.
Море. Коктебельская бухта, 1853 г.
Буря на море ночью, 1849 г.
Закат, 1866 г.
Десант Н.Н.Раевского у Субаши, 1839 г.
На берегу, 1878 г.
Корабли в бурю, 1860 г.
Вход в Севастопольскую бухту, 1852 г.
Рыбаки на берегу моря, 1852 г.
Ночь. Голубая волна, 1876 г.
Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, 1848 г.
Штиль, 1885 г.
Буря на море ночью, 1849 г.
Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя, 1853 г.
Буря, 1872 г.
Аю-Даг в туманный день, 1853 г.
Ледяные горы в Антарктиде, 1870 г.
Приезд Петра I на Неву, 1853 г.
Прощание, 1869 г.
You might also like:
Свежие комментарии