Картины Сильвестра Щедрина
Веранда, обвитая виноградом.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.
Сильвестру Щедрину было двадцать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время.
Сын известного скульптора, племянник живописца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополучное сосуществование в петербургской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получилось, что Щедрин пробыл в Италии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том свидетельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искусства.
Отправляясь в Италию, Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представление это было и достаточно схематичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэтического обаяния «Вид Петровского острова» (1815), написан в типичных для старой живописи условных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональной жизнью.
Автопортрет Сильвестра Щедрина
Щедрин прибыл в Рим, сохранявший еще магическую притягательность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представлялась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Он очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчетную картину, которую должен был со временем отослать в петербургскую Академию художеств. Щедрин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но непременно следуя четкому разделению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверенные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», музейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжественность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое искусство, Щедрин постепенно вникал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессиональную и психологическую задачу — передать пластическое, живописное своеобразие и характер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь присущими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский период — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.
Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные композиции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповторимость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту природы и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живописных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необходимости поисков нового живописного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь писать легко, чтобы краски пламенели, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится живописным пространством, напоенным светом, радующим глаз зрителя своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебристость приморского ветреного воздуха Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной романтичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувства, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пребывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.
Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии художеств — Александра Иванова могут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живописи, да и живописи вообще, которую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы классической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэтическое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более поздние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неизменно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
Набережная в Неаполе. 1825
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828
Итальянский пейзаж. Капри. 1826
Грот Матроманио на острове Капри. 1827
Грот во Флоренции. 1826
Водопад в Тиволи близ Рима. 1823
Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829
Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.
Вид Амальфи близ Неаполя. 1826
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828
Большая гавань на острове Капри. 1828
Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.
Терраса в Поццуоли. 1828
Старый Рим. 1824
Прибрежная сцена
Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/424-shchedrin.html
Свежие комментарии