Ответы Президента клуба Антропогенез. ру
1. Насколько я помню, Вы говорили, что "волк эволюционно более молодой вид, чем собаки". Вы могли бы пояснить? Получается, что фраза "собака произошла от волка" не совсем верна?
2. Всё-таки, кто является "диким предком" собак? И один ли он, или таких предков несколько?
3. Современный волк сильно отличается от ископаемого?
4. Насколько сильно собаки изменились со времен их первичного одомашнивания?
5. Гибридизация между собаками и волками - насколько это типичное явление?
6. Всё-таки, собака и волк - это подвиды одного вида или разные виды?
7. Австралийские динго - это одичавшие собаки или нет?
8. Я читал, что изначально собак будто бы одомашнивали с единственной простой целью - "на мясо". Это верно?
9. После публикации о находке древнейшей собаки из пещеры Разбойничьейпоявились разговоры о "неандертальских собаках". Как Вы считаете, это реально?
Чтобы ответить на эти вопросы, придётся затронуть сравнительную анатомию и типологическое разнообразие собак, и поговорить о поведении, а вначале даже немножко коснуться генетики.
Manwell and Baker (1983) прямо сказали, что изучение вопроса происхождения собак сдерживается «дисциплинарным догматизмом», и что, хотя это и не исключено, но происхождение собаки от волка, скорее всего, только лишь гипотеза. Koler-Matznick (2002) считает наиболее вероятным происхождение собаки от мелкого плейстоценового волка, имеющего сходство с динго.
Не разделяя полностью ни традиционную, ни новаторскую точку зрения, я попробую далее объяснить и обосновать свою позицию.
Для начала рассмотрим некоторые аспекты биологии волка (Canis lupus) как первостепенного кандидата на роль предка домашней собаки, чьи претензии, вроде бы, подтверждаются их фенотипическим (в том числе поведенческим) сходством, результатами исследований ДНК и фактом свободного скрещивания волка и собаки с получением от них плодовитого потомства.
Источник: http://pitomec.ru/clubs/
comments/38706
2. Волкособ
Источник: http://dogs.ru/art/38.html
3. Саарлосская волчья собака
Источник: http://happydogs.beon.ru/
17562-690-1059.zhtml
4. Итальянская лупо
Источник: http://en.wikipedia.org/
wiki/Lupo_Italiano
Современный нам волк подразделяется примерно на двадцать пять ныне существующих подвидов, один из которых – индийский волк – на основании изучения ДНК в настоящее время выделяется некоторыми исследователями в отдельный вид. Все подвиды способны скрещиваться с собаками, и более того – по различным данным от 5 до 40% волков европейских популяций на самом деле являются волкособачьими гибридами. Существуют и гибридные породы собак (чешский влчак, саарлосская волчья собака, итальянская лупо, создаваемая в России порода волкособ). Что касается некоторых североамериканских подвидов волка, то нет сомнений в их гибридном (с собаками) происхождении. Кроме того, известно, что североамериканские волки-самцы регулярно кроют самок койота и те дают от них плодовитое же потомство. Американский красный волк (Canis rufus), согласно данным, полученным при анализе ДНК, является результатом естественной гибридизации серого волка и койота, происходящей в последние 12,5 тыс. лет (но более вероятно - в последние 2500 лет). В искусственных условиях получены шакаловолчьи, шакалособачьи и даже койотошакальи гибриды (хотя в природе ареалы койота и шакала не пересекаются).
Таким образом, плодовитость гибридного потомства не может рассматриваться в качестве доказательства происхождения собаки от волка.
Далее, мы не должны упускать из вида, что ныне существующий серый волк сформировался под воздействием мощного антропогенного прессинга. Волк стал считаться перманентным врагом человека и подвергаться посильному истреблению с появлением домашнего животноводства. Разумеется, прежде всего, прессинг отразился на изменении поведения волка. Но из работ И.А.Аршавского и Г.Х.Шапошникова нам известно, что напряжённое функционирование организмов в условиях постоянного средового давления как раз и приводит к изменениям фенотипа и генотипа. Другими словами, стресс является движущим фактором эволюции. Другая сторона действия антропогенного прессинга - систематическое уничтожение человеком не только самых смелых и доверчивых волков в популяциях, но и, как мы достоверно знаем, целиком подвидов (и не исключено, что даже видов) волка, отличавшихся таковыми качествами. Кроме того, значительное снижение численности популяции волка зачастую имеет следствием появление диких волкособачьих гибридов, которые при восстановлении популяции волка отчасти в неё вливаются.
Исходя из данных предпосылок, мы с большой долей вероятности можем предположить, что современный нам волк заметно отличается во многих отношениях от того волка, который существовал к моменту появления домашней собаки,
и потому, в частности, должны с осторожностью относиться к результатам определения степени их родства посредством анализа ДНК.
Между тем, итоги последних лет работы международного коллектива генетиков (группа P.Savolainen) показали, что все собаки произошли исторически одномоментно в промежутке от 5400 до 16300 лет назад в южной части Восточной Азии (южнее Янцзы) от большой по численности группы (несколько сот особей) некрупных по размеру китайских волков.
С учётом имеющихся археологических данных, временной диапазон обозначен между 11500 и 16300 лет. Мнение о восточноазиатском происхождении собаки (от ископаемого азиатского подвида волка Canis lupus variabilis Pei, 1934) разделяется и другими исследователями (Olsen, Olsen, 1977) на основании сопоставления особенностей строения черепов собак и волков различных популяций. Однако Tsuda и др. (1997), пришли к выводу, что собака была одомашнена неоднократно, в различных географических регионах. Означенная позиция в определённой степени подкрепляется тем фактом, что исследования мтДНК, извлечённой из костных останков латиноамериканских собак доколумбовой эпохи, выявили последовательности, не замеченные в образцах, взятых от более чем 350 современных собак (Leonard и др., 2002).
Parker и др. (2004) выделили четыре группы пород собак, определённо отличающихся по некоторым фрагментам мтДНК. На этом основании эволюция собак восточноазиатского происхождения рассматривается ими как последовательное выделение из популяции первичного волкообразного предка сначала австралийских динго, затем басенджи, в третью очередь – арктических лайкообразных собак. Последней же по срокам обособления группой они считают азиатских борзых. Наконец, Lindblad-Toh и др. (2005) определяют возраст домашней собаки в промежутке от 15 до 100 тысяч лет и предполагают возможность неоднократного её одомашнивания. Впрочем, группа Роберта Уэйна опубликовала в 2010 году свои данные, из которых следует, что гаплотипы собак наиболее близки к гаплотипам ближневосточных волков, и что именно волки Ближнего Востока стали источником генетического разнообразия домашней собаки.
С несколько иного ракурса позволяют рассматривать вопросы возникновения и эволюции домашней собаки результаты экспедиции Российско-Вьетнамского Тропического центра 2006-2009 гг., целью которой было выявление типологического разнообразия аборигенных собак Вьетнама.
В долине реки Ма (провинция Тханьхоа) в 2008 году мною была обнаружена крайне малочисленная порода волкообразных собак (рис. 1-3), имеющих чрезвычайное внешнее сходство с индийским и аравийским подвидами волков. Распространение данной разновидности собак ограничено территорией, которую издавна населяет народность ман – одна из ветвей мяо (хмонгов), как мне объясняли, самой первой из них поселившаяся на территории нынешнего Вьетнама, около 1000 лет назад, близ границ некогда обширного княжества Чампа. А в княжестве этом всегда большой процент населения составляли выходцы с Индостана. Если 150 лет назад у Ч.Дарвина были добросовестные информаторы, то, согласно сообщению одного из них, в верхней части бассейна Ганга местное население имело аналогичных собак. Т.е. мы можем предположить, что таков один из гипотетических путей попадания волкообразных собак на территорию Индокитая, где, согласно палеонтологическим сведениям, серый волк вообще никогда не водился.
Впрочем, Dinesh K. Sharma, Jesus E. Maldonado, Yadrendradev V. Jhala and Robert C. Fleischer (2003) уверены, что индийский волк (из Индии и Пакистана), выделяемый ими в отдельный вид, и часть гималайских волков не оставили своего следа в мтДНК собак и, стало быть, не причастны к их появлению. Но суть не в этом. Для нас куда более интересен тот факт, что до наших дней сохранилась аборигенная порода собак, имеющая большее внешнее сходство с волком, чем гибридные породы, при разведении которых селекционеры старались в наибольшей степени достичь этого сходства. И, стало быть, наличие морфологических признаков доместикации не является обязательным свойством домашней собаки.
Из самого факта существования реликтовых волкообразных собак следует, что на первом этапе одомашнивания волка никакой доместикации не было
(если под доместикацией понимать фенотипические проявления т.н. дестабилизирующего отбора). Была простая социализация волка на человека (что по сей день практикуют аборигены Австралии с местными дикими динго). По-видимому, тогдашние границы нормы поведенческих реакций волка позволяли это сделать без особых хлопот. Таким образом, волк неопределённо долго мог быть де-факто уже собакой, всё ещё оставаясь при этом де-юре волком (и даже свободно скрещиваясь с дикоживущими собратьями).
Впрочем, на основании изложенного выше мы можем сказать лишь, что некая разновидность волка была одним из предков собаки, но для констатации единственности предковой формы этого недостаточно уже потому, что ископаемые останки волка не следует априори считать останками особей одного вида: волки могли иметь вполне идентичные скелеты, но при этом существенно отличаться как в строении мягкотканевых органов и систем, так и в поведении (и в образе жизни в целом).
Появление морфологических признаков, характерных для домашних собак, появились много позже состоявшегося приручения (одомашнивания как такового).
А на строении скелета доместикация, надо полагать, отражалась в последнюю очередь, поскольку, как показывает сравнительная морфология, одни и те же мышцы у собак различных пород могут крепиться не только на кости, но и расширять площадь своего крепления, используя для этого другие мышцы, фасции и кожу, иметь разную степень дифференцировки и интеграции, что не отражается сколько-либо заметно на форме костей.
Свежие комментарии