На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Бабек.

Бабек Ал-Хуррами (798-838)

За много веков до появления Ислама Азербайджан становится крупным центром зороастризма. Здесь находятся самые почитаемые зороастрийские храмы, здесь живут маги - зороастрийские жрецы. Поэтому неудивительно, что, когда в Азербайджане в начале IX века поднялось крестьянское восстание, под руководством простого крестьянина Бабека, превратившегося впоследствии в народного вождя и великого полководца, лозунгом своим восставшие принимают борьбу с исламом и восстановление древних верований.

Точных сведений о годе рождения Бабека ал-Хуррами нет, но из косвенных указаний большинство исследователей считают, что родился он в 798-800 году. Отца его зовут Абдалла. Это чисто арабское имя указывает на то, что он был мусульманином. Однако, не исключено, что он только внешне принимает Ислам, как это делают многие представители покоренных арабами народов ради освобождения от подушной подати. 
Отец Бабека живет в Азербайджане и торгует растительным маслом в разнос. С матерью Бабека он знакомится в селе Билалабад, куда он попадает с бурдюком масла за спиной. После женитьбы Абдулла продолжает торговать, маслом бродя по всему Азербайджану. Однажды, недалеко от Ардебиля он подвергается нападению разбойников, получает тяжелое ранение и, вернувшись домой, умирает. Вдова остается с двумя детьми - Хасаном и Абдаллой. 
Старший сын Хасан впоследствии принимает имя - Бабек. Чтобы как-то поддержать семью мать Бабека поступает в няньки к детям в зажиточный дом. Когда Бабеку исполняется десять лет, он нанимается пастухом, чтобы как-то помочь матери. 
Через несколько лет Бабек становится погонщиком верблюдов. С караванами он обходит весь Азербайджан вдоль и поперек. В дальнейшем глубокое знание географии этого края не раз выручает Бабека в его борьбе с регулярными войсками арабов. На этой работе Бабек тоже долго не задерживается. Бросив работу погонщика верблюдов, он отправляется в Тебриз. Там Бабек знакомится с учением хуррамитов, впервые на практике сталкивается с неприемлемой для него политикой исламизации страны арабами. 
В восемнадцать лет Бабек покидает Тебриз и возвращается к матери в Билалабад. Этот шаг сыграл очень важную роль в жизни Бабека. Здесь в его жизни происходит событие, в результате которого маленький погонщик верблюдов Хасан, в конце-концов превращается в великого полководца под именем Бабек.
Случилось это так. Недалеко от Билалабада на неприступной горе в крепости Базз жил богатый владелец области, хурремит по имени Джавидан ибн Сухрак. Он возглавляет местную хурремитскую организацию. Вражда с соседним феодалом по имени Абу Имран - тоже хурремитом, вынуждает Джавидана быть в постоянной боевой готовности. Однажды, зимой, распродав в Зинджане скот, Джавидан возвращается в крепость. В дороге его застает снежная буря. В поисках убежища его отряд оказывается в Билалабаде и на ночлег попадает в дом матери Бабека. 
Джавидан был поражен встречей с Бабеком. Он никак не ожидал встретить в этом бедном крестьянском доме захолустного села такого не по летам развитого и толкового юношу. Без долгих колебаний он приглашает Бабека к себе в отряд. Бабек отказывается, ссылаясь на одиночество матери. Тогда Джавидан обращается к матери с просьбой отпустить сына к нему в управляющие, обещая потерю помощника компенсировать пятью, десятью дирхемами в месяц. Мать дает согласие и на следующий день отряд Джавидана въезжает в крепость Базз, пополнившись еще одним бойцом.
Хотя название крепости Базз вошло в историю вместе с именем Бабека, местонахождение ее до сих пор вызывает споры ученых. Версия, приводимая академиком З.Буниатовым, в настоящее время является наиболее убедительной. Он располагает крепость Базз восточнее Ордубада между реками Аракс с севера и Ахар с Юга, в области Карадаг.
За короткое время работы управляющим поместьями Бабек сумел завоевать уважение и симпатии не только соратников Джавидана, но и его супруги. 
Так, что когда Джавидан погибает в очередной стычке с Абу Имраном, жена, собрав всех воинов, у тела покойного, объявляет его предсмертную волю: «Передай моим товарищам, - я знаю, что сегодня ночью должен умереть, - что душа моя перейдет из моего тела в тело Бабека, сольется с его душой и он с вашей помощью достигнет такого могущества, которого еще никто из нас не достигал, истребит сильных мира сего, восстановит учение Маздака; презренный среди вас достигнет почета и униженные возвысятся». 
Арабский писатель Мухаммед ибн Исхак так описывает происходящее: Воины спросили у жены: «Почему же он сам не сказал нам этого перед смертью?» Она ответила: «Вы разбрелись по вашим селеньям, и если б он разослал гонцов, чтоб созвать вас, то арабы узнали бы об этом и воспользовались его беспомощным состоянием. Поэтому он обязал меня созвать вас, чтобы вы выслушали его завещание и выполнили его». Говори, - сказали крестьяне, - мы ему повиновались, когда он, был жив и не пойдем против воли умершего». 
После этого начался пир. Трижды все выпили, а вдова Джавидана взяла связку благовонных трав и передала ее Бабеку. Так прошел их свадебный обряд. Произошло это в 816 году.
Став приемником Джавидана, Бабек возглавляет общину хуррамитов в Баззе и восстанавливает свое немусульманское имя Бабек. Задолго до Бабека хурремиты начали борьбу с арабами и насильственной исламизацией. При Джавидане Азербайджан становится центром этой борьбы, а Базз хуррамитской столицей.
Религия хурремитов, основываясь на догмах маздакизма и зороастризма, проповедовала существование извечной борьбы двух начал, светлого и темного, добра и зла. Как пишет академик Буниатов «Бабек всю жизнь боролся против халифата и пытался восстановить существовавшие в Азербайджане доисламские порядки и законы, связанные в той или иной степени с зороастризмом и маздакизмом». О хурремитах мусульманские хроникеры пишут все плохое, что могло бы опорочитьправоверного мусульманина.
По этому поводу академик Буниатов замечает, что: «считать хурремитов, в течении двадцати с лишним лет ведших суровую и мужественную освободительную борьбу против халифата, какой-то развеселой толпой, людьми «веселой и разгульной жизни», нельзя».
Возглавив хурремитскую общину, Бабек приступает к решительным действиям. Перед хурремитами он ставит задачу изгнания арабов, уничтожения ислама и восстановления религии предков. По условленному сигналу сторонники Бабека вырезают в окрестностях Базза всех арабов и их сторонников. После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре, почти весь Азербайджан оказывается в руках хурремитов. Отсюда восстание перекидывается на север в Арран и на юго-восток в Джабиль и Хорасан. 
Быстрый успех Бабека, в какой-то степени, объясняется благоприятным стечением обстоятельств. Дело в том, что, согласно воле халифа Харуна ар Рашида, после его смерти на престол возводится его сын от главной жены Зибейды - Эмин. Восточные же провинции Халифата отдаются другому его сыну Мамуну, мать которого была персианкой. С первых дней правления между братьями вспыхивает ожесточенная борьба, победителем в которой выходит Мамун. На этом, однако выступления сторонников Эмина, недовольных проиранской политикой Мамуна, не кончаются. В конце концов Мамун резко меняет политический курс с учетом интересов арабов и переносит в 819 году столицу из Хорасана в Багдад и только после этого получает возможность заняться внутренними делами Халифата.
Для борьбы с Бабеком Мамун посылает регулярные войска. Однако дело зашло слишком далеко и справиться с Бабеком не так просто. Пять раз Мамун посылает против Бабека свои лучшие войска и пять раз его военачальники терпят сокрушительные поражения. Одного за другим Мамун меняет главнокомандующих и набирает новые армии, но все безрезультатно. Бабек непобедим. Первым войском, которое послал Мамун против Бабека, командовал Йахьйа ибн Муаза ибн Муслим. 
Первое сражение, состоявшееся в 819 году, и последующие под командованием Йахьйи ибн Муаза не привели к существенным победам не одну из сторон. В 820 году Мамун на его место назначает известного военачальника Ису ибн Мухаммеда ибн Абу Хамеда и делает его одновременно правителем Армении и Азербайджана. Новый командующий двигается по ущелью в сторону Базза. Бабек встречает его в пути и разбивает наголову. Неудача ждет и следующего командующего - Зурайка ибн Али ибн Садака ал-Азди.
В эти годы впервые проявляется полководческий гений Бабека. Имея малочисленные и плохо обученные войска Бабек, используя знание местности и применяя новые тактические приемы и военные хитрости, легко выходит победителем в борьбе с самоуверенными военачальниками, еще не осознавшими серьезности движения хурремитов и таланта их предводителя. 
Оценив, наконец, серьезность сложившегося положения, Мамун собирает большое войско, во главе которого ставит опытного полководца, Мухаммеда ибн Хумайда ат-Туси и опять одновременно назначает его правителем Армении и Азербайджана. Под давлением превосходящих сил арабов Бабек отступает к крепости Бааз. В ожидании близкой победы войска Хумайда располагаются в долине у этой крепости.
Перед тем, как начать бой 3 июня 829 года Бабек прячет за одной из окрестных гор отряд, состоящий из отборных воинов, а сам располагается на скале у входа в долину, откуда видно все поле битвы. Войска Бабека выходят из крепости в долину и завязывается ожесточенная битва. Неизвестно, кто бы вышел из нее победителем, если бы не резерв Бабека. Судьба сражения решается, когда в разгар сражения в тыл арабов врывается из засады отряд хурремитов. Разгром был полный. Армия обращается в бегство, а сам Мухаммед ибн Хумайда гибнет. 
Багдад был потрясен случившимся. Погиб талантливый полководец, разбита 150 тысячная армия, гинет свыше 30 тысяч человек. Давно арабская армия не терпела такого поражения. Уже на следующий год новый командующий арабскими войсками Ибрахим ал-Лайс ибн ал-Фадл тоже терпит поражение. Мамун решает собрать новую армию, но война с Византией отвлекает его от борьбы с Бабеком. Бабек может теперь спокойно закреплять свои завоевания и заниматься внутренними делами.
Восстание хурремитов перекидывается в Исфаган, Фарс и Кухистан. Назревают события в Хорасане. В Базз Бабеком завозится огромная добыча, доставшаяся при взятие крепостей и замков и разгроме арабских армий. Здесь царят доарабские порядки. Женщины имеют равные с мужчинами права, ходят с открытыми лицами, не прячутся в гаремах, могут свободно находиться в обществе мужчин и выходить замуж по своей воле. По ночам в Базе слышаться звуки музыки и пения. Веселье не кончается здесь даже в тяжелые для хурремитов дни. 
В этот спокойный для Бабека период времени наверное изменяется характер Бабека. Он начинает проявлять высокомерие к своему окружению и, что самое страшное, пренебрежительно относиться к силе арабского оружия, отказываться от так много давшей ему тактике партизанской войны. 
Как уже говорилось, первой женой Бабека была супруга Джавидана. Затем, согласно историческим хроникам, он женится на дочери Сюникского князя Васака. Согласно дошедшим до нас легендам у него были и другие (другая) жены. Так, среди женщин, вывезенных из Базза были, якобы, жены и дети Бабека. Одни рукописи упоминают о 7 сыновьях и 3 дочерях, другие пишут о 17 сыновьях и 23 дочерях. Пишут об его двух братьях. Одного зовут Абдуллах, другого Муавийа.
В 833 году халиф ал-Мамун умирает, назначив наследником престола своего брата ал-Мутасима. В завещании, оставленном брату, Мамун пишет: «Что касается хурремитов, то пошли на войну против них человека решительного и жестокого, терпеливо помогай ему деньгами, оружием и войсками - конными и пешими. Если же продлится их время, то отправляйся против них сам вместе со своими приверженцами и близкими».
Сразу после прихода к власти Мутасим приступил к реорганизации армии. Он организует наемное войско, в основном состоящее из тюрок. Кстати, тюрки были и в армии Бабека. Таким тюрком, например, был один из самых способных военачальников Бабека - Тархан. Великолепные воины, привыкшие к суровому образу жизни, тюрки сыграют основную роль в деле победы Мутасима над Бабеком.
Столицу со своим тюркским окружением Мутасим переводит из Багдада в Самарру. Произведя новый набор войск и включив в это войско новые тюркские подразделения, Мутасим дает бой Бабеку у Хамадана. Бабек изменяет своим традиционным партизанским методам ведения войны и принимает бой в открытом поле. Арабское войско возглавляет правитель ал-Джибаля Исхак ибн-Ибрахим ибн Мусаб.
Естественно, плохо обученное крестьянское войско Бабека, не имеющее конницы, терпит в таком бою сокрушительное поражение. Гибнет около пятидесяти тысяч крестьян. Остальные спасаются бегством. Многие бегут в пределы Римской империи. Бабек тоже спасается бегством и достигнув Базза начинает набирать новые войска.
Разгром под Хамаданом сильно подрывает авторитет Бабека. Многие крестьяне, теряют после этого веру в его божественное происхождение и начинают расходиться по домам. Мотасим приказывает одному из своих эмиров Абу Сайду Мухаммеду окружить пристанище Бабека, закрыть все проходы и проезды, блокировать подвоз провианта и оружия, восстановить укрепленные пункты, в свое время разрушенные Бабеком. Несколько отрядов высланных Бабеком за припасами были наголову разбиты войсками Абу Сайда. Далее для завершения компании халиф объявляет новый набор войск и командование поручает одному из самых талантливых и энергичных полководцев Гайдару ибн Каусу эль Афшину. Ему же отдаются в управление Азербайджан, Армения, Арран, Мукан и Джебаль. 
Афшин по происхождению был знатным иранцем и официально исповедовал Ислам. Однако, как показали дальнейшие события, в действительности он придерживался зороастрийских верований своих предков и мечтал избавить Иран от власти арабов. Учитывая опыт предыдущих походов правительственных армий, Афшин с самого начала выбрал правильную тактику - тактику медленного затягивания петли вокруг Базза, хотя многие средневековые и современные историки медлительность его объясняют желанием выиграть время для вступления в борьбу с Халифом с участием Византии или, даже Бабека.
Весной 836 года Афшин вступает в Азербайджан. Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, он, наконец, достигает входа в ущелье, ведущее к Баззу. Наученный поражением под Хамаданом Бабек не решается на сражение в открытом поле и отсиживается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже, не веря в возможность успешного штурма непреступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путем выманить Бабека из крепости. 
К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч тюркских воинов, под начальством тюрков Итаха и Джафара ибн Динара. Положение Бабека сильно ухудшается. Он пишет императору Римской империи Феофилу: «Царь арабов послал против меня всех, кого имел, даже всех, которые живут во дворце. Если нападешь сейчас на его страну, никто тебя не остановит».
Получив письмо, Феофил начинает военные действия против Халифата. Однако, Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана. После же успешного окончания войны, в письме, потребовал от Афшина завершения порученного ему дела: «Аллах заставил людей Рума бежать при появлении войска правоверных. Опасность миновала. Ты же энергичней займись Бабеком и старайся скорее покончить дело». Афшин тут же решает вернуться в свой прежний лагерь у крепости Базз.
Однако, штурм крепости, предпринятый Джафаром ибн Динаром со своим отрядом, успешно отражен хурремитами, у Бабека опять появляется надежда на успех. Он решается на очень смелый шаг. В случае удачного осуществления этой операции войско Афшина должно было быть полностью уничтожено. Перед очередным штурмом крепости Афшином Бабек почти всех бывших в крепости воинов во главе с Адсином посылает на ближайшую к крепости гору, где они прячутся в лесу. На следующий день отряд Адсина, несмотря на отчаянное сопротивление, оказывается уничтоженным, а сам Адсин убит.
Бабек наблюдает за сражением из крепости. Он прекрасно понимает, что положение его безнадежно, тем более, что тюркские войска и войска добровольцев уже ворвались в крепость. Желая как-то выиграть время, Бабек просит «аман» - помилования. Причем, требует бумаги от самого халифа.
Афшин дает согласие на «аман» и посылает гонцов в столицу. Бабек тем временем, переодевшись купцом бежит в сторону Аррана, надеясь оттуда добраться до Византии. Афшин, узнав о бегстве Бабека, 26 августа 837 года вступает в крепость и приказывает снести ее до основания. В крепости находятся несметные богатства. Афшин скрывает от халифа размер добычи и большую ее часть пересылает к себе на родину. 
С Бабеком осталось всего пятеро попутчиков, это - брат Абдаллах, мать, жена, главнокомандующий Моавия и слуга. Через горы и леса, по нехожим тропинкам, они пробираются в сторону Византии. После долгих скитаний они, истощенные добираются до владений феодала Сахла ибн Сумбата. Во времена могущества Бабека они дружили и теперь, по старой дружбе, Сахль ибн Сумбат приглашает Бабека переждать тревожное время в его замке, заверяет его в своей преданности.
К этому времени Сахль ибн Сумбат уже получил послание от Афшина с обещанием за поимку Бабека награду чуть-ли не в миллион дирхемов и делает все, чтобы не упустить своего шанса. Он шлет гонца к Афшину с извещением о местонахождении Бабека. Афшин, чтобы убедиться в верности сообщения, присылает своего человека, знавшего Бабека в лицо, который под видом повара проникает в жилище Бабека. 
Для поимки Бабека Афшин  посылает к замку Сахля двухтысячный отряд. Сахль просит арестовать Бабека вне замка, чтобы он не догадался, кто его предал. Бабека арестовывают во время охоты, организованной Сахлем. Арестовывают и его брата Абдаллаха. Обоих привозят в ставку Афшина. Сахль получает крупную награду, подарки и освобождается от налогов. 
Как пишет Томара М.: «С этого времени начала восходить звезда дома Сахля,  легендарного выходца из Палестины, давшего затем царей Армении, Абхазии и Грузии - потомков Баграта». 
Академик Буниатов считает Сахля ибн Сумбата потомком царского албанского рода Зармирх и убедительно опровергает гипотезы об армянском происхождении Сахля ибн Сумбата.
Афшин с пленными двигается в сторону столицы. В 30 км от нее Афшина встречает сын Мотасима - Гарун и высшая знать халифского двора. Они награждают Афшина и приступают к исполнению сценария последнего акта трагедии. 
Бабека и его брата одевают в царские одежды обшитые жемчугами и драгоценными камнями. Бабека сажают на громадного серого слона, подаренного Мамуну царем Индии, Абдаллаха на великолепную бактрийскую верблюдицу. Наконец, в марте 838 года процессия достигает дворца Халифа. 
У Бабека был палач по имени Нуднуд. В столицу Афшин привез его вместе с другими пленными. Ему и поручил Мутасим казнь Бабека и его брата Абдаллаха. Бабек был казнен 14 марта 838 года.
С Бабека снимают одежду и раздевают догола. После этого палач отрубает ему правую руку и ударяет этой рукой, несколько раз Бабека по лицу, то же делает с левой рукой. Затем палач отрубает ему обе ноги. Бабек катается на шкуре в луже крови. Потом ему вспарывают живот и только после этого ему отрубают голову. Туловище Бабека
прибивают к кресту и выставляют на окраине Самарры. Это место носило название «Крест Бабека», даже после того, как город был заброшен. Голову Бабека выставили в Багдаде на главном мосту, а затем отправили в Хоросан для устрашения готовых к восстанию жителей. 
Брат Бабека, Абдалла, был казнен почти по тому же сценарию, на потеху жителей в Багдаде.
Афшин на вершине славы. В его честь пишут стихи лучшие поэты, от халифа он получает двадцать миллионов дирхемов. Сыну Афшина Хасану халиф отдает в жены Утруджу, дочь одного из выдающихся его тюркских полководцев Ашнаса. Невесту к жениху отвел сам халиф в сопровождении всего двора. Возвышение Афшина пугает и халифа и его окружение. Его обвиняют в тайных связях с Бабеком, поклонение идолам и в организации заговора с «целью отобрать империю у арабов и восстановить ее такой, какой она была при Хосрове». Его судят, но казнить боятся, из-за его большой популярности в народе и армии и он умирает «естественной» смертью в тюрьме, от голода.
Крестьянское восстание Бабека охватило огромную территорию, равную территориям современных европейских государств. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил огромным крестьянским государством, в котором он пытался сделать людей счастливыми и свободными. И каждый раз, когда азербайджанский народ встает на борьбу за независимость и свободу, имя и дела великого предка служат ему путеводной звездой.
 
Каджар Чингиз. Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана. 
- Баку, издательство «Азербайджан», 1995.
 
Сəид Нəфəси. Бабəк. «Өрнəк», Бакы - 1990, 
Зия Бунятов. Азербайджан в VII-IX вв. Баку - 1965;
М. Томара. Бабек. Москва - 1936.              http://www.azerbaycanli.org/ru/page150.html

Картина дня

наверх