Зернь в русском ювелирном искусстве
Сканные изделия часто украшаются и оживляются зернью — мелкими гладкими шариками из золота или серебра. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.
В русском ювелирном деле техника зерни неразрывно связана со сканью. На золотых и серебряных украшениях XI-XII вв. встречаются разнообразные виды применения зерни. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения.
Зернь и скань на традиционных женских украшениях — лунницах
Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков.
Кольцо и серьги выполненные в технике зернь и скань
Шарики зерни приклеивают на соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто подложив при этом под шарики сканные колечки.
Cерьги выполненные в технике зернь и скань
Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела, в особенности в изделиях из золота.
Вопрос о прикреплении скани и зерни так, чтобы не было заметно следов припоя, интересовал многих ученых. В разные годы в различных странах делались многочисленные попытки повторить древние подлинники с присущей им чистоты работы. В 1952 г., в результате опытов, проведенных профессором Ф.Я. Мишуковым, утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
М.М. Постникова-Лосева «Русское ювелирное искусство»
Фото Мастерской традиционного ювелирного искусства «Руян»
Миниатюра: Вахрушин Леонид, серебро; скань, зернь, Москва, 1973
Смотрите также
Свежие комментарии