Русский характер и драматизм этих, покрытых пеленой веков событий, ярко всплывают в работах художников, отразивших литературный сюжет.
Тема отражена в работах Н. Рериха, В. Фаворского, Д. Бисти, В.М. Васнецова.
События, описанные в «Слове о полку Игореве», запечатлены во многих иллюстрациях и гравюрах русских художников.
Так, в картине известнейшего русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» битва войск, возглавляемых русским князем, с половцами показана необычайно выразительно. Весьма показательно и то, что силуэты воинов прикрывают червленые щиты, озаренные светлым солнечным сиянием. А темная тень, надвигающаяся на войско с другой стороны, как бы является немым предупреждением о приближающемся затмении и символизирует в картине предостережение об опасности.
Трижды иллюстрировал это историко-литературное произведение и Фаворский (1937г., 1948г., 1950г.). Ему удалось создать своего рода синтез легенды и исторической летописи. Центральное место в иллюстрациях заняли изображения сражений и буквицы, что объединило рисунки и слово в единую композицию.
Еще один художник, иллюстрировавший произведение, – Д. Бисти. Он прежде всего стремился в своих работать отразить взгляд человека – жителя Древней Руси на события, которые у него представлены в тонкой взаимосвязи с природными явлениями. Солнце и небо, животные и птицы – здесь не только лишь фон, а всегда символ. Он сам пояснял, что историческая хронология тех событий была всегда первостепенной целью изображений. И все приемы использованы именно для такой документальной красноречивости.
Д. Бисти – иллюстратор и оформитель книг. Излюбленная техника Бисти — гравюра на дереве; ряд его работ выполнен в технике офорта. В 1980-е годы Бисти начал работу над серией гравюр на дереве к «Слову о полку Игореве». В канун 800-летия похода Игоря художник выступил с инициативой организации выставки «Золотое слово русской литературы — Слово о полку Игореве». Полная серия гравюр Бистли пронизана драматизмом и героизмом эпохи, в ней своеобразно раскрыт богатый мир поэтической природы.
В изобразительном ряду Бистли постоянно варьируется мотив затмения солнца, летящих птиц, однокупольного храма, воющих волков, зигзагов молний, пересекающихся на лету копий и древков стягов, тяжело нависающих черных туч. Преобладает взгляд сверху, как бы с птичьего полета: всюду много неба.
Запечатлел в своем творчестве известные события и В. М. Васнецов – «После побоища Игоря Святославича с половцами»(1880).
Картина «рассказывает» о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.
…Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, — он кажется спящим. Не успели еще завянуть цветы — голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. Глубокая печаль разлита по всей Русской земле.
Казалось бы, русские проиграли битву и картина должна быть мрачной, унылой по цвету. Но Васнецов думал иначе. Его картина будет торжественно-печальным гимном русским воинам, погибшим за родину. Она должна «звучать, как музыка, петь, как былина, и волновать, как родная песня». Вместо серовато-коричневых тонов, которые были так характерны для большинства картин Васнецова, эта его картина мерцала чуть приглушенными желтыми, голубыми, красными, серо-коричневыми тонами и казалась почти праздничной.
Когда полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» появилось в 1880 году на восьмой передвижной выставке, оно вызвало самые разноречивые толки. Один за другим в газетах стали появляться отрицательные отзывы, и даже не все передвижники поняли, какое это удивительное произведение; не все увидели нового Васнецова. Васнецов был удручен, растерян. В это трудное для него время друзья-художники Крамской, Репин, Чистяков и многие другие поддержали его. Репин писал: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь, таких еще не бывало в русской школе». Чистяков был в восторге от картины. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник, — писал он. — Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам… Весь день бродил по городу, и потянулись вереницей картины знакомые, и увидел я Русь родную мою, и тихо прошли один за другим и реки широкие, и поля бесконечные, и села… Спасибо, душевное Вам спасибо от русского человека…»
Кроме этих работ, исторический сюжет запечатлен в картинах В. Перова «Плач Ярославны», И.Глазунова «Отправление войск», К. Васильева «Плач Ярославны», у многих палехских художников – И. Голикова, Р. Белоусова, В. Смирновой.
Обращался к данной теме и другой известный русский художник, более знакомый в качестве книжного графика иллюстрациями к детским сказкам — И. Билибин. Его эскизам к опере «Князь Игорь» характерны яркие декорации, выразительность образов, достигнутая благодаря этому зрелищность и умение отразить национальный характер.
Похожие статьи:
Свежие комментарии