«Calcutta Telegraph» (Индия): Не хватает земли? Казахстан зовет
Написано 1 Февраль, 2010 в категории Геополитика
Джаянтх ДЖЕКОБ
Это мог быть проектом-мечтой Буддхадеба Бхаттачарджи решить свою земельную проблему. Посылать фермеров, нерасположенных расстаться с их участками, к обширным равнинам бывшего Советского Союза.
Не в Сибирь, … а в Казахстан.
Там фермеры из Бенгалии могли бы возделывать степи, выращивать рис, пшеницу, ячмень или хлопок с тем, чтобы продавать на местных рынках по хорошей цене.
Это могло бы случиться, если бы Центр последовал намеку от казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, сделанному в ходе недавней поездки вице-президента Хамида Ансари в эту центрально-азиатскую страну.
Согласно источникам, г-н Ансари, который ездил главным образом для обсуждения энергетического сотрудничества, поражен этой идеей.
«Казахстанская сторона сказала, что их страна разработала политику сдачи земли иностранцам в аренду для культивации на 10 лет», сказал здесь должностное лицо.
«Это только намек; нам необходимо разработать детали, прежде чем он сможет превратиться в конкретное предложение».
Бывшая советская республика, равная пяти шестых территории Индии, располагает 820 000 тысячами квадратных километров пахотной земли, сказал источник. Но с плотностью населения, которая составляет одну шестидесятую от плотности населения Индии, она не имеет достаточно людей для возделывания всего ее. Поэтому свыше 600 000 тысяч квадратных километров годной культивации земли – около одной пятой общей территории Индии – растят лишь траву и сено.
Должностные лица в Дели сказали, что им надо еще отработать такие детали, как арендная плата за землю, какая ее часть должна будет платиться наличными и будет ли индийское правительство спонсировать фермеров.
Геополитика, однако, должен побудить Дели страстно увлечься этой схемой: Китай изъявил интерес, и Казахстан богат нефтью и природным газом.
Страна также является одной из крупнейших в мире производителей зерна, выращивая 14-15 млн. тонн пшеницы в год, а также рис. Домашний скот – основной источник пропитания, вместе с главными продуктами в виде молочных товаров, кожи, мяса и шерсти.
Бхаттачарджи и Назарбаев должны быть в состоянии понять друг друга и делать бизнес.
Казахстанский президент был лидером республиканской коммунистической партии, когда она отделилась от Советского Союза в 1991 году. С тех пор он принял рынок и осуществил некоторые экономические реформы.
Бхаттачарджи также воздаст должное долгому нахождению Назарбаева у власти: он является президентом с 1991 года, выигрывая с огромными отрывами на фоне утверждений о подтасовке.
Бенгальский главный министр, впрочем, может только завидовать способу, которым президент управляет железной рукой, мало внимания обращая на свободу слова.
Перевод с английского языка М.САЛЫКЖАНОВА
От редакции: Изложенная выше статья дается всего лишь в переводе. От себя мы в него ничего не добавили. Оригинал статьи появился в газете «Calcutta Telegraph» 14 апреля 2008 года. Называется она «Running short of land? Kazakhstan’s calling». Мы предлагаем вниманию читателей выполненный нами ее перевод в связи с тем, что рассматриваемая в ней тема не только не утратила актуальности поныне, но и начинает приобретать в свете последних событий и новостей еще большую актуальность.
Источник: inosmikz.canalblog.com,
Опубликовано на http://www.inosmikz.org/?p=3126
Личный комментарий: В свое время Россия, круто урезая послевоенные бюджеты других славянских республик, сокращая социальные программы, направляла в Казахстан армию «первоцелинников», оснащая ее сельскохозяйственными орудиями, строя в Казахстане заводы сельхозмашиностроения, закладывая не только фермы, поселки, деревни, но и целые города. Так, из бывшего Акмолинска (до революции, степного казачьего городка на окраине Омской губернии– даже не станицы!) вырос Целиноград, который Хрущев собирался сделать столицей Целинного Края, а Брежнев – столицей Немецкой автономной области. Сегодня это столица Казахстана – Астана.
В освоении Целины был и еще один скрытый аспект. Советской власти нужны были не только зерно, мука, хлеб, крахмал и мясо. Нужно было чем-то занять огромную армию безработных, образовавшуюся вследствие сокращения численности военнослужащих. Неслучайно киношный персонаж Иван Бровкин появился именно на Целине. Вся пропагандистская мощь СССР была направлена на агитацию молодежи: «Едем мы, друзья, в дальние края! Станем новоселами и ты, и я!»
В 1991 году СССР распался. На карте мира появилось новое независимое государство – Казахстан. Россия, увязнув в своих внутриполитических и социально-экономических проблемах, смогла обещать бывшим русскоязычным соотечественникам только одноименную программу, не обеспеченную реальным наполнением.
И мы, -- белорусы, украинцы, русские, корейцы, немцы, поляки, армяне, грузины… Устанешь перечислять! В общем, мы для Вас, дорогие бывшие соотечественники, стали «казахами». Мы также, как и уроженцы Закавказья рискуем нарваться в Москве на бравого блюстителя, углядевшего в наших раскосых глазах «противупровительственное умышление»; или на бритого скина со славяно-фашистской символикой на черной косухе.
Что ж, мы готовы принять и это. Мы выдерживаем натиск молодого поколения свободолюбивой казахской интеллигенции, злорадно указывающей нам на очередной промах правительства России. «Россия слабеет! Россия разваливается! Россия умирает!» И мы вновь утешаем себя тем, что нас в Казахстане еще немало, что официальная статистика врет, что когда-нибудь мы ощутим за своей спиной сильное российское государство, и вообще -- «в Россию нужно только верить». Но новое поколение русских мальчиков уже говорит на смеси русского с казахским, делает ужасающие орфографические ошибки (естественно, если русскому языку их учат преподаватели-казахи, не являющиеся природными носителями языка), а новые поколения русских девочек выходят замуж за казахов и уроженцев Кавказа.
И вера иссякает… И в душе растет глухой протест уже против политики России. И когда ты читаешь очередной петушиный воинственный выкрик российского политика, ты уже не видишь в нем ничего кроме бахвальства. «Мочить в сортире»? Ты сначала в своей Москве сортиры вычисти! А то воняет так, что в европах глаза режет!»
Объективно: за нашей спиной нет той сильной исторической родины -- Державы. Нас тупо предали. Кто мы теперь? Мы цепляемся за семейные мифы и предания о прадедах-казаках, победивших Бонапарта, служивших не Троцкому, но Чапаеву, вывешивавших в 1945 –ом вместо знамени свои портянки над Рейхтстагом. Но все чаще мы вынуждены сами себе отвечать на вопрос: мы – русские?
В то же время мы видим, как развивается экономика ставшего нам родным Казахстана. Мы единственные в СНГ строим железные дороги, возводим металлургические комбинаты, выкупаем нефтяные активы, ранее проданные иностранным компаниям. Более того, мы (то есть, Казахстан!) покупаем грузинский Тбилгаз и Батумский терминал. Мы покупаем румынский нефтеперерабатывающий завод с сетью АЗС по всей Адриатике. Мы пережили кризис, и сразу, без разбега, объявили индустриализацию. Только в декабре 2010 года введено в строй свыше 300 предприятий!!! Да, мы тоже бываем недовольны своим правительством. Да, здесь тоже могут посадить, как Ходорковского. Или выслать, или лишить бизнеса… (Это и в США могут сделать, как два пальца об асфальт!) Все это есть.
Но нет Чечни – постоянного очага напряженности. Нет повального пьянства и коллективных отказов от выхода на работу после праздника. В то время, как в российских школах сокращают предметы до трех общеобязательных, у нас думают над тем, как увеличить образование до 12 лет. А что делать, если у детей уже во втором классе по шесть уроков? В то время, как Россия сокращает социальные пособия, мы строим новые школы. Пусть по старым советским проектам, но – с туалетами и канализацией, а не с «удобствами во дворе». Даже в глухих деревнях, хотя таких становится все меньше и меньше! Иногда думаешь, да и хрен с ним со всем! Ну, напишут у тебя в графе «национальност»ь вместо слова «русский» слово «казах» -- что изменится?
Но есть одна проблема. Нас очень мало. Физически мало. Население Казахстана не превышает 15 млн. человек. Это вся Москва в дневное время. А рядом растущий Китай, спокойствие которого обеспечивается тоталитарным режимом. И мы понимаем, что рано или поздно, противоречия между очень бедными и очень богатыми войдут здесь в решающую стадию. И то, что произошло в СССР в 1991 году в Москве, покажется детским утренником, по сравнению с тем, что произойдет в Пекине.
В Казахстане есть все, что нужно развивающимся Китаю, Индии, соседним «исламским» республикам: нефть, металлы, пахотные угодья! А НАС ОЧЕНЬ МАЛО. И на поддержку России даже не приходится рассчитывать…
Свежие комментарии