На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Мифологические персонажи в фольклоре казахского народа.

О мифологических представлениях предков казахского народа корреспонденту Юлии Мамырбаевой рассказала заведующая отделом текстологии и источниковедения Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, доктор наук Бахытжан Азибаева.

– Так каких существ боялись наши предки? 

– Народные предания сохранили несколько таких образов.

Самые известные – Албасты, Жезтырнак, Мыстан Кемпир. Первую представляли в виде женщины с длинными волосами и такими же длинными грудями, которые она закидывает за плечи. Согласно некоторым сказаниям, у Албасты было семьдесят грудей по числу детей, которых она могла выкормить. Она не показывала свое лицо людям, но они могли видеть, как она расчесывает волосы своим гребнем. Считалось, что Албасты очень опасна для рожениц. Жезтырнаки, что буквально означает «медный ноготь», представали в образе молодых красивых девушек, обладавших злобным характером и невероятной силой. А Мыстан Кемпир – это сказочный образ, который часто встречается в архаических и классических эпосах. Вот, например, как описывают Мыстан Кемпир в эпосе «Алпамыс батыр»: «Трехсот лет от роду, евшая только горячее, бранившая каждого встречного, всегда с нахмуренными бровями, с мыслями никому неведомыми, с рогатой головой и кошачьим задом…». Но также говорится, что Мыстан Кемпир умеет разгадывать сны. Так, в «Алпамысе» калмыцкий хан Тайшык увидел сон, что молодой самец верблюда напал на него и скинул с трона. Он рассказал о своем страхе визирям, но те ответили, что сон достоин такого же внимания, как помет лисицы. Тогда хан обратился к Мыстан Кемпир, и она сказала ему, что среди коныратов появился батыр, который свергнет его и разорит его народ. И во многих других эпосах герои обращаются к ней для того, чтобы она расшифровала им сны и предсказала будущее. Но, конечно, она помогала не просто так: в качестве платы с Тайшика, например, Мыстан Кемпир потребовала, чтобы хан выдал свою красавицу¬дочь замуж за ее глупого сына, болевшего паршой.

– Интересно, что все эти демонические существа представали в женском обличье… 

– Все эти образы возникли в архаичные времена, но трансформировались в образы художественного фольклора значительно позже. Возможно, что наши прапрапрадеды таким образом взяли реванш за матриархат. Предполагают, что та же Мыстан Кемпир – это трансформированный образ всезнающей матери, главы матриархального рода. Но есть в нашей мифологии и мужские образы. Например, уббе – водяные, которые живут в подводном царстве. Сохранилось предание о том, что однажды стражи водяного забрали в свое царство купавшегося в речке мужчину. Он много лет служил уббе, женился на дочери подводного царя, но в конце концов герой смог вернуться на землю.

– Сюжет знакомый, а вот казахское название водяных и даже то, что в них вообще верили предки казахов, слышать не приходилось. Не считаете ли вы, что казахстанцы очень мало знают о своей мифологии в отличие от греческой, скандинавской, славянской? 

– Казахский фольклор, этнография стали собираться с первой половины ХVIII века путешественниками, фольклористами. Их интересовала в основном художественная составляющая народных преданий – сказки, эпосы, а о мифических существах осталось очень мало записей. Многие предания утерялись, забылись. Наши ученые сейчас по крупицам собирают материал. Кроме того, и сами казахские мифологические представления не оформились в стройную систему, как у тех же древних греков. Но в то же время сохранились космогонические, топонимические, антропогонические и другие мифы. Как и все народы, казахи в древности на уровне своих первобытных представлений создавали собственную картину мира. В архаические времена люди обожествляли все – и небо, и Луну, и горы, и природные явления. Вот, например, до сих пор сохранилось поверье, согласно которому в грозу нужно было покрывать голову. Считалось, что волосы могут притягивать молнию. Луна древним народам, проживавшим на территории современного Казахстана, представлялась в облике джигита. Известен миф о девушке, которую мачеха послала ночью к колодцу за водой. А надо заметить, что по народным обычаям девушек нельзя выпускать из дому ночью. Так вот, пришла девушка к колодцу и в отражении увидела изображение красивого юноши. Она разговорилась с ним, поплакалась ему на свою горькую судьбу и попросила забрать ее. Считается, что в полнолуние на спутнике нашей планеты можно увидеть силуэт девушки с двумя ведрами.

– Возвращаясь к злым мифическим существам – как от них советовали защищаться наши предки? 

– В основном просили о помощи добрых духов, обращались к божествам – Тенгри и Умай, отождествляющих небо и землю. Верили также и в древнее божество – Камбара, считая его покровителем лошадей и пустынь. Также известен в казахских мифах доисламский святой Кызыр, защиты которого просили путники. Кстати, в преданиях вместе с Кызыром часто упоминают Ильяса, называемого в христианстве пророком Ильей. Сохранились также предания о пирах, которые помогали в бою батырам. Чтобы задобрить добрых духов, нужно было принести жертвоприношение. Использовались также белые продукты питания, потому что этот цвет для казахов всегда считался священным. Так, например, если в доме заболел ребенок, перед юртой ставили миску с молоком или айраном. Некоторые верования сохранились в народе до сих пор, хотя они и противоречат канонам ислама.

– Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. 

– С древних времен существовал культ предков, верили в аруахов – души умерших. Считалось, что после смерти душа возвращается к создателю Тенгри и что аруахи могут помогать нам. Чтобы задобрить духов, нужно совершить жертвоприношение. Это казахи делают до сих пор: режут барана, а затем одну треть туши отдают в мечеть, вторую – надо раздать соседям, третью – оставить себе. Согласно канонам ислама, который начал распространяться на этой территории с XVIII века, посредников между людьми и создателем быть не должно. Но и до сих пор мавзолеи прославившихся предков собирают множество паломников. Муллы сначала пытались это запретить, но теперь спокойнее относятся к этому, потому что народные вековые традиции нельзя искоренить за один день. Также верили в сорок чильтенов (их также называют шильтенами или чильтанами. – Прим. авт.). Это невидимые духи, которые всегда приходят на помощь человеку в трудную минуту. Согласно поверьям, они также могут предвещать плохие и хорошие события, сообщая об этом людям во сне.

– Я также слышала о том, что наши предки просили помощи и у Коркыт-аты… 

– К нему обращались за помощью и баксы – казахские шаманы. Большинство ученых считают, что Коркыт-ата – историческая личность. Его называют создателем кобыза, рассказы о нем, его кюи распространены у многих народов Средней Азии, Кавказа и Турции. У казахов Коркыт известен как человек, который хотел победить смерть. Согласно легенде, он расстелил ковер на берегу Сырдарьи и стал играть на домбре, считая, что во время исполнения кюя смерть к нему не придет. Но в какой-то момент он устал, перестал играть, и смерть пришла к нему…

– У многих народов есть особые дни, когда, как верят люди, зло спускается на землю. Существуют ли подобные даты у сынов казахской степи? 

– Такого дня нет. Считалось, что лучше не выходить из дому ночью и всегда на ночь закрывать еду. А вот добрых духов, чильтенов, ждут каждую пятницу – в священный для мусульман день. Так, например, говорят, что уже в четверг нельзя выплескивать возле дома грязную воду – это может отпугнуть добрых духов. Чтобы достойно их встретить, в пятницу нужно накрывать дастархан, печь лепешки – шельпеки, одеваться во все чистое. Считается также, что небесные силы больше помогают нам в Наурыз и в Священный месяц Рамадан.

– Получается, что добра всегда ждали гораздо больше, чем опасались зла. Судя по мифам, казахский народ изначально очень оптимистичный… 

– Да, в нашем сознании не было демонов, которых бы сильно боялись. Это связано с полукочевым бытом и климатическими условиями. Казахи жили обособленно, между аулами было большое расстояние, поэтому и приходилось всегда рассчитывать только на себя. И на помощь высших сил.

Юлия Мамырбаева

Текст www.izvestia.kz

Картина дня

наверх