Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502
Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим
Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля.
Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502
Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503
Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция
Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.
Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503
На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.
Авторство портретов Елизаветы и Гвидобальдо до сих пор точно не установлено. Ряд исследователей полагает, что их целиком или частично исполнил Джованни Санти, отец Рафаэля.
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт
В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом.
Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504
Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504
Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция
Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504
Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена
Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.
Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502
Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505
Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция
Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.
Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505
Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.
Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506
Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Важной особенностью флорентийского периода творчества Рафаэля является композиционная эволюция, которая подверглась его живопись. Композиции Перуджино – как у всех остальных мастеров кватроченто – были основаны на линейных ритмах. Во Флоренции Рафаэль преобразовал свой композиционный тип в конструктивно-монументальном смысле. Это преобразование заметно в основном на человеческих фигурах, которые всё ещё гармонично заключены в геометрические схемы и сопровождаются четким дневным светом на заднем плане.
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). На нём Рафаэль изобразил беременную женщину, которая осознаёт скорое приближение своего материнства и пристально глядит на зрителя, положив руку на живот. Портрет тонко сбалансирован. Твердые формы сводятся здесь к чистым сферическим объемам, с тщательно подобранными цветами. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.
Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506
В живописи эпохи Возрождения очень мало портретов беременных женщин. Рафаэль проявляет большую чувствительность к особенностям положения будущей матери, показывая как ее уязвимость, так и спокойную гордость. Левая рука Донны Гравиды, жестом, в котором одновременно видны покой и защита, мягко подчеркивает выпуклость ее живота, а взгляд женщины упирается прямо в зрителя.
Рафаэль. Дама с единорогом. Ок. 1505
Дерево, масло. 65 х 51 см. Галерея Боргезе, Рим
Авторство портрета дамы с единорогом ранее приписывалось Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Граначчи. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». После тщательной очистки выявились идеальная геометрия и отделка этого изображения знатной дамы, хотя ее личность неизвестна. Сегодняшние критики приписывают это произведение Рафаэлю и считают, что его можно приурочить примерно к 1505 году, к флорентийскому периоду творчества мастера.
Рафаэль. Дама с единорогом. Ок. 1505
Портрет дамы с единорогом являет собой вершину в стилистическом развитии Рафаэля. Цельная, хорошо скомпонованная фигура чётко отделяется от широкого пейзажного фона. В нём бесспорно влияние Леонардо да Винчи, но выполнен он с ясностью, типичной для Рафаэля. На общем стиле «Дамы с единорогом» заметно также воздействие Пьеро делла Франческа и Перуджино.
Рафаэль. Автопортрет, 1506
Дерево, масло. 45 х 33 см. Галерея Уффици, Флоренция
Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Мягкий свет, который пронизывает портрет, напоминает живопись Леонардо да Винчи, но беспокойные и проблемные элементы, которые всегда наличествуют в образном поиске Леонардо, здесь отсутствуют. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Рафаэль. Автопортрет, 1506
Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506
Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль.
Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Но низкий горизонт фонового пейзажа концентрирует внимание зрителя на человеческой фигуре, обеспечивая равномерный свет, который намечает поверхности и объемы. Эта связь между ландшафтом и фигурой сильно контрастирует с впечатляющим подходом Леонардо, у которого природа как бы грозит человеку.
Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506
Но больше всего «Портрет Аньоло Дони» отличает от работ Леонардо чувство спокойствия, которое не ослабляется даже пристальным вниманием художника к подробностям одежды и ювелирных украшений (оно призвано подчеркнуть богатство семейной пары). Все элементы, даже второстепенные, работают с целью создать общее настроение.
Портреты Аньоло и Маддалены Дони, связанные не только семейным родством тех, кто на них изображён, но и очевидной стилистической однородностью, знаменуют начало творческой зрелости Рафаэля. Эти два портрета, упоминаемые Вазари, находились поначалу в шарнирной раме и могли «открываться и закрываться», как книга. В эпоху Возрождения была очень популярна такая форма портретов-диптихов. Портрет мужчины, как правило, помещался слева, на стороне, более важной в геральдическом смысле.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506
Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция
Портрет Маддалены Дони – парный к портрету её мужа, Аньоло.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506
Портрет Маддалены гораздо сильнее покрыт кракелюрами, чем портрет Аньоло. Эти микротрещины в краске, которые появляются с течением времени, особенно затронули лицо Маддалены и её глубокое декольте.
Рафаэль. Немая (Портрет женщины). 1507
Дерево, масло. 64 х 48 см. Национальная галерея области Марке, Урбино
Женский портрет, известный под названием «Немая» знаменует собой возврат Рафаэля к влиянию Леонардо. «Немая» была написана во Флоренции и хранилась несколько веков во флорентийской галерее Уффици, откуда позже была передана в родной город Рафаэля, Урбино, и теперь находится в Национальной галерее области Марке.
Рафаэль. Немая (Портрет женщины). 1507
«Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Влияние Леонардо определило более всего позу героини картины, чьи характерно скрещенные руки, бесспорно, – подражание Джоконде. Стройность крупных областей цвета, которые возникают из светлых тонов почти чёрного фона, и аналитическая обработка деталей женской одежды характерны для Рафаэля. Рассеивающий эффект этого внимания к деталям полностью компенсируется цветовыми тонами, которые хотя и имеют довольно ограниченный диапазон, но объединяют всю композицию.
Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507
Дерево, масло. 71 х 50 см. Галерея Уффици, Флоренция
См. комментарий к портрету жены Гвидобальдо да Монтефельтро, Елизаветы Гонзага.
Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507
Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.
Свежие комментарии