Сын древнейшей богини Нейт, податель воды и разливов Нила, Себек, являлся богом крокодилов, первоначально упомянутый в «Текстах Пирамид». Его вероисповедание продлилось до римских времен. Большую известность как божество и культурное явление выдающейся цивилизации Древнего Египта крокодил получил благодаря живописному описанию Страбона, рассказавшего о кормлении священниками укрощенного животного которого почитали в Арсиное и «называли Сухос».
Арсиноя - переименованный Птолемеем II Филадельфом в город Шедит (в Файюме) или в греческом варианте Крокодилополь, являлся важнейшим центром культа Себека-Сухоса. Крокодил, именованный Петсухос («сын Сухоса», древнеегипетское слово «пет» (животное), в значении «потомство»), воплощавший земное проявление бога Себека, жил в специальном храме с песком и прудом. Его украшали золотыми браслетами с драгоценными камнями, а когда одно животное умирало, то его заменяли другим. Тела умерших священных крокодилов мумифицировали и помещали в саркофаги.Храмы Себека находились и в других местах земли Египетской, особенно вдоль западной границы Дельты Нила, где Себека объединяли с богиней Нейт.
Другое важное место почитания Себека, обретшего форму солнечного божества и ставшего Себеком-Ра, - город Ком-Омбо. Расположенный в пятидесяти километрах к северу от Асуана, «близко к песчаной отмели Нила, где нильские крокодилы часто греются на солнце». Поблизости с храмом Ком-Омбо, в значительной степени разрушенным многими природными катаклизмами, были найдены триста мумий крокодилов.
Вместе с тем в Древнем Египте крокодил считался объектом поклонения не везде, в некоторых областях на рептилий нещадно охотились. Древние египтяне одновременно и уважали и боялись животное, как результат, Себек имел двойственную природу, временами его изображали злым демоном в Дуате, нападавшим на Ладью Миллионов Лет бога Ра.
Возможно, Себек изначала являлся тёмным богом, которого необходимо было умилостивить, чтобы иметь защиту от крокодилов. В «Книге Мёртвых» он идентифицирован четырьмя крокодилами, собирающимися напасть на умершего, путешествующего по загробному миру. Из-за этой тёмной природы Себека иногда определяли в лагерь Сета. В одном из мифов Гор, разрубив тело Сета, собрал затем его кусочки в облике крокодила-Себека. В другом мифе, Себек, напротив, великий помощник Гора в его конфликте с Сетом. Он помогает уничтожить Сета и спасает четырех сыновей Гора из воды.
Для своих почитателей он считался богом изобилия и возрождения, изображался с известным символом анх, Нил появился благодаря его поту, символом силы правителей Египта. Как покровитель армии фараона он был показан с символом царской власти – уреем.
В древнеегипетском искусстве Себека изображали как крокодила или человека с головой крокодила.
Позднее в образе Себека-Ра представлялся с солнечным диском на голове. Существовали и попытки идентифицировать его с Осирисом, возможно по причине того, что крокодилы обитают в темных водных глубинах.
Свежие комментарии