На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Аграфена Купальница (Купальщица)

23 июня/ 6 июля 

1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему. 
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.

 

__________

Аграфена Купальница (Купальщица)

Аграфена Купальница (Купальщица) — день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня / 6 июля, канун дня Ивана Купалы. 

Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали. 

В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ряд обрядовых действий этого праздника совершался местами в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула. 

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап. 

Так, ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня — Купальна, завтра — Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже — подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала): 
                   "Ездил Иван по вулице, 
                   Сбирал девок на гулянья, 
                   Молодушек на Купальню. 
                   Пока млада собиралась, 
                   Пока у свекрови допрошуся, 
                   Покуль свекру доложуся, 
                   С милым ладом сговорюся, 
                   Пока млада собиралась, 
                   Все гулянья миновала. 
                   Все цветочки посорвали, 
                   Всю купальню притоптали". 
                                  (Песни Псковской земли. 1989. № 153). 

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома — им пели корильные песни: 
                   "Иван ходит по вулице, 
                   Собирайтесь девки, бабы, 
                   Собирайтесь на Купальну 
                   Да кто пойдет — красавица, 
                   Кто не пойдет — пень-колода 
                   На дуб лезет, сучья ломит, 
                   С дуба лезет, кору дерет, 
                   Домик строит, крышу кроет". 
                                  (Песни Псковской земли. 1989. № 141). 

Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре: 
                   "Как у нас в году три праздника: 
                   Первый праздник Семик честной, 
                   Другой праздник Тройцын день, 
                   А третий праздник Купальница". 
                                  (Смирнов В.А. 1981. С. 65). 

                   "Березонька скрипела, 
                   Всем девушкам кликала: 
                   "Святая Купальница, 
                   Всем девкам племянница!". 
                                  (Смирнов В.А. 1981. С.66). 

В функции девушек и женщин входили ритуальные обходы полей, деревень, домов, изготовление обрядовых блюд — каши и кулаги — и совместная трапеза, происходившая обычно в ржаных полях (Иван Купала). 

В Вологодской губ. обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений — серьги, бусы, ленты и т.п. 

Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания. 

В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день" (Макаренко А.А. 1993. С. 63). 

Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы. 

2. Аграфена Купальница — народное называние трав, собираемых в ночь на Ивана Купала и используемых с лечебными целями.

Картина дня

наверх