На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Александр «Саша Чёрный» Гликберг — истинный интеллигент, РУССКИЙ поэт, писатель, сатирик начала ХХ века (1880—1932)

Текст найден в интернете, на олбанском сайте, но поскольку он очень точно  отражает сущность творческой манеры Саши Черного, я решила все так и  оставить. После привожу биографию поэта в более традиционном виде. Если к теме появится интерес, ее всегда можно будет перевести в серьезное русло…


Начало

Как он есть.

Родился в Одессе в еврейском семействе аптекаря, которое, чтобы пропихнуть ребёнка в гимназию, крестило его. План отчасти сработал — перед тем, как послать всё и свалить из дома учиться в Питер, ребёночек отсидел за партой целых пять лет.

Из  питерской гимназии его незамедлительно выперли за неуспеваемость. После чего родители решили, что от этого поца таки не будет никакого профита, и нахрен от него отказались.

Оставшись на улице, ребёночек пятнадцати лет привлёк к себе внимание журналюги, который написал про него жалостную статью в газете. В итоге добрые люди Сашу подогрели и сослали учиться в Житомир. Но и там он отличился до того, что и из житомирской бурсы его выперли с волчьим билетом, после чего Саша ушёл добровольцем в армию на два года.

Вернувшись, взялся за ум и начал, наконец, работать офисным планктоном, попутно пописывая креативы для местных газет.

Первое творчество

Впервые под псевдонимом «Саша Чёрный» публикуется креатив «Чепуха». Журнал «Зритель» напечатал его 27 ноября 1905 года, в самый разгар первой русской революции.

...Разорвался апельсин

 У Дворцова моста.

 Где высокий гражданин

 Маленького роста?

(о покушении на министра внутренних дел В. К. Плеве.)

Юмор оказался настолько удачным, что царское ФСБ закрыло журнал, а мем обрёл самостоятельную жизнь и пошёл в народ.

Расцвет

Саша отжигал и на более мирные темы, не забывая притом про политику:

Мужичок, оставьте водку,

Пейте чай и шоколад.

Дума сделала находку:

Водка — гибель, водка — яд.

 

Не старался произвести впечатление, в литтусовке того времени особо замечен не был. Просто писал про жизнь, а попутно потихоньку стебал светское быдло и прочих гламурных кис:

Лиловый лиф и жёлтый бант у бюста,

Безглазые глаза — как два пупка.

Чужие локоны к вискам прилипли густо

И маслянисто свесились бока.

 

Сто слов, навитых в черепе на ролик,

Замусленную всеми ерунду, —

Она, как чётки набожный католик,

Перебирает вечно на ходу.

 

Про глаза как два пупка — тоже мем, к слову.

Писал Саша Чёрный и вполне позитивные вещи:

Ты, читатель, улыбнулся?

Это, милый, всё, что надо,

Потому что без улыбки

Человек противней гада!

 

Воевал в Первую Мировую. В отличие от всяких Розенбаумов,  рассказывал о том, что видел сам:

На утренней заре

Шли русские в атаку...

Из сада на бугре

Враг хлынул лавой в драку.

Кровавый дым в глазах.

Штыки ежами встали, —

Но вот в пяти шагах

И те и эти стали.

Орут, грозят, хрипят,

Но две стены ни с места —

И вот... пошли назад,

Взбивая грязь, как тесто.

Весна цвела в саду,

Лазурь вверху сквозила...

В пятнадцатом году

Под Ломжей это было.

 

После очередной революции свалил из страны: Вильно — Ковно — Берлин — Рим — Париж.

Революция — очень хорошая штука, —

Почему бы и нет?

Но первые семьдесят лет —

Не жизнь, а сплошная мука.

— чотко угадал, шайтан.

После этого отправил Советскую власть в игнор, пока все прочие яростно кидались банановыми шкурками.

Он умер вдруг от сердечного приступа, вернувшись домой с пожара, который помогал тушить. Это случилось 5 августа 1932 года в глухом рыбацко-виноградарско-оливковом поселке Ля-Фавьер на Средиземном лукоморье Франции, где он проживал с 1929 года.

 Вследствие непреходящей иронии, как образа жизни и здорового нигилизма, не был покаран заключением в школьные учебники и не стал  Нашим Всем, а книги для взрослых и детей всё равно продолжают переиздаваться.

Также

 Певец Александр Градский записал весьма годный альбом на сборник стихов «Сатиры».

 Петросян Ефим Шифрин спел несколько песен на стихи. Как ни странно, получилось также достаточно годно.

 По мотивам «Дневника фокса Микки» был снят мультик «Записки Пирата».

 А также «Про девочку, которая нашла своего Мишку» — студией «Пилот».

 Александр Васильев, прочитав в 12 лет «Под сурдинку» Саши Чёрного, где были строчки «...как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином...», решил что его группа будет называться именно «Сплин». Вышло всё как раз так. Но этого Васильеву показалось мало, и на стихотворение «Под сурдинку» он сделал одноимённую песню.

 В интернетах, равно как и IRL можно посмотреть моноспектакль Алексея Девотченко "Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом".

http://lurkmore.ru/Саша_Чёрный

А теперь то же  самое, но более развернуто и на человеческом языке:

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) -  писатель, чьи едкие стихотворные сатиры, жгучее остроумие прекрасной прозы хорошо знакомы старшему поколению. А вот к современному читателю его каверзные "хохмилки-уморилки" вернулись лишь в начале 90-х годов. И сегодня горько-сладкая пилюля его "юмора во спасение" учит нас драматичному и тонкому искусству выживания души. Ему удалось припечатать метким словом не то, что человека — целую эпоху. Его шершавая стихотворно-прозаическая "бытопись" продолжает служить учебным пособием по профилактике глупости, чванства, высокомерия. В компании этого насмешника можно позволить себе, по словам Венички Ерофеева, "высморкаться…" на весь окружающий приторный гламур.

 Появлением псевдонима "Саша Черный" мы обязаны весьма прозаическому обстоятельству. В семье одесского провизора Михаила Гликберга было два Саши, блондин и брюнет. Вот к этому-то, второму Саше, родившемуся 1 (13) октября 1880 года, и пристало прозвище, ставшее впоследствии литературным именем, впервые появившимся в 1905 г.

 Как нередко случается в судьбах будущих пересмешников и хохмачей, жизнь Саши Черного была полна грустных событий. Буйный и склочный "папинька" часто пребывал в разъездах, работая агентом крупной лаборатории, а мать, раздражительная и истеричная женщина, воспитанием пятерых детей озабочена не была. Пятнадцати лет от роду строптивый юноша сбежал из дому, намереваясь "отдохнуть" от Одессы. Зато в пику "жемчужине у моря" он полюбил Киев, Полтаву и особенно Житомир — захолустный уездный городишко, где гимназист Гликберг пытался напечатать свои стихи, в которых "воспел" инфантильных студентиков и местных гимназисточек. Затем последовала недолгая "пересадка из волынского чернозема в санкт-петербургский торф".

 Первые серьезные публикации (стихи, статьи, рецензии) появились в 1904 году в житомирской газете "Волынский вестник". В 1905 году он возвратился в Петербург и вскоре женился на Марии Ивановне Васильевой, в прошлом — именитой дворянке, выпускнице Смольного института, фрейлине Ее Величества императрицы. Брак с ней, несмотря на разницу в возрасте, оказался долгим и счастливым.

 В 1906 году Саша Черный исчез с литературного горизонта, поскольку его книга "Разные мотивы" за критику правительства была арестована. Скрываясь от преследования, автор уехал в Германию, где посещал лекции в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, в течение трех лет он активно сотрудничал с журналом "Сатирикон" (1908—1911), редактором которого был Аркадий Аверченко. Его стихи, подписанные именем "Иван Чижик", стали воистину "пощечиной общественному вкусу" — смешением "штиля подлого" и "штиля возвышенного".

С началом Первой мировой войны рядовой Гликберг был отправлен в 13-й полевой госпиталь в район Варшавы, где в состоянии депрессии попал в лазарет. От трагических последствий писателя спасла жена, добившаяся его перевода в другую часть и при этом оставшаяся с ним в качестве сестры милосердия.

 В 1916 году Александр Гликберг был переведен во Псков. В феврале 1917 года, после свержения самодержавия, был даже избран заместителем комиссара совета солдатских депутатов северного фронта. Шутка ли сказать — представлять власть во Пскове! А вот Октябрьскую революцию он встретил сдержанно. В эмиграции Саша Черный, по сути, состоялся как прозаик. В 1921—1922 годах он — публицист, фельетонист и критик, заведует литературной частью берлинского журнала "Жар-Птица". В Париже в 1924—1926 годах сотрудничает с "Русской газетой" и газетой "Последние новости".

 В 1927 году группа эмигрантов (среди которых — и Саша Черный) на паях приобрела земельный участок и основала русскую колонию эмигрантов в Провансе, в селении Ла-Фавьер. В Париже вышли его "Несерьезные рассказы", посвященные жизни и быту соотечественников, оказавшихся за рубежом, а в 1933-м, уже посмертно, в издательстве "Парабола" увидели свет "Солдатские сказки".

 Умер Александр Гликберг трагически и нелепо. Человек со слабым сердцем, в жаркий день 5 августа 1932 года он участвовал в тушении лесного пожара, перегрелся и умер от сердечного приступа. Владимир Набоков в прощальном слове сказал: "Остались лишь несколько книжек и тихая прелестная тень". Умер поэт в местечке Лаванду, в Провансе, в городке, находящемся, по прихоти судьбы, на той же параллели, что и Одесса — "родина-мачеха" писателя.

 Архив поэта не сохранился. До нас дошли лишь его прижизненные издания и публикации. Зарубежные соотечественники попытались отыскать могилу Александра Михайловича, на которой некогда были начертаны строки из любимого им Пушкина: "Жил на свете рыцарь бедный". Но безуспешно.

 Испепеляющий революционный вал за ненадобностью смел всех героев Саши Черного. Появление его "Избранного" стало возможным лишь во время "оттепели" благодаря земляку Корнею Чуковскому. В 1960 году Дмитрий Шостакович положил на музыку пять сатир ("Жил однажды таракан…"), а его "смачные", простодушные и наивно-лукавые "Солдатские сказки" переиздали лишь при перестройке.

 Мы как-то уверовали, что эмигрантская литература — это тупиковая ветвь, которая в отрыве от родной почвы чахнет и оскудевает. Однако лучшее из написанного на чужой стороне Буниным, Шмелевым, Набоковым, Цветаевой, Сашей Черным убеждает в обратном.

 Горестной и причудливой была биография поэта, а его творчество, ставшее доступным лишь недавно, оказалось вполне актуальным в наших реалиях. Этот нескладный и квелый "михрютка" при всей своей наивности в конце концов оказался победителем, с лукавым простодушием посрамившим зло и глупость. Здесь как нельзя лучше подошел возрожденный Сашей Черным стиль сказа — разновидность повествования, вытекающая из устной, нелитературной речи, из сохранившегося в российской глубинке сочного и колоритного языка, не "зализанного" газетной цивилизацией с ее "новоязом".

 Андрей Шестаков

http://www.c-cafe.ru/days/bio/24/020_24.php

Картина дня

наверх