На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Забытая Иудейская война.

 

Вторая Иудейская война. Война Квиета.

Вторая Иудейская война (Война Квиета; Меред ха-Галуйот или Меред ха-Тфуцот, «восстание в изгнании») — грандиозное восстание евреев против Римской империи: восстание охватило пространство от Киренаики в Северной Африке (современная Ливия) до Вавилонии (Ирак), где были значительные еврейские государства (Адиабена, Кумагена) и города, населенные десятками тысяч евреев (Нисибин, Ктесифон, Нехардеа, Пумбедита и др. ), а также на Кипре.

Несмотря на размах войны, эта война практически забыта историками: о ней, в отличии от I Иудейской войны или Восстании Бар-Кохбы (III Иудейской войны) даже нет статьи во многих еврейских энциклопедиях. 


I ПРЕДЫСТОРИЯ. ВОЙНА ТРАЯНА С ПАРФЯНАМИ

Вторая Иудейская война началась во время походов на Восток императора Траяна (император с 98 по 117 гг. н.э.). Траян пошёл войной на парфян (современный Иран) из-за того, что в 112 г. н.э. новый царь Парфии Хосрой, сменивший Пакороса, посадил на трон Армении вместо римского вассала Аксидареса парфянского принца Партамазирида, сына Пакороса. 7 января 114 Траян прибыл в Антиохию.

Сначала всё шло хорошо: после того, как были заняты важные города Синтара и Низибис, в конце 115 Месопотамия была объявлена римской провинцией, а 20 февраля 116 Траян принял победное имя Парфянский. Весной 116 наступления возобновились, их целью на этот раз стала Южная Месопотамия. Траян смог продвинуться вдоль Тигра на юг, занять Ассур, у Описа пересечь реку и занять Вавилон. Одновременно корабли евфратской армии на катках были транспортированы по суше к Тигру. Друг за другом в руки Траяна попали Селевкия и парфянская столица Ктесифон. Правда, Хосрою удалось бежать, однако дочь парфянского царя была взята в плен, и даже трон Арсакидов захватили в качестве трофея. Было оккупировано Мезенское царство в области устья Евфрата. Траян вышел в море, и когда увидел плывущий в Индию корабль, воздал хвалу Александру Великому и сказал: «Если бы я был молодым, я вне сомнений отправился бы в Индию».

Казалось бы, Римская империя осуществила свою давнюю мечту – уничтожила своего, как им казалось, злейшего врага, после Карфагена. В 116 Траян считал покорение парфян законченным...


II НАЧАЛО ВОССТАНИЯ

Но… Ещё с 115 в тылу у римлян (а именно – в Киренаике) начались еврейские восстания, сначала единичные, но отличающиеся безжалостным фанатизмом религиозных войн. Вскоре восстание евреев распространилось на Египет, Кипр и Месопотамию. В Северной Месопотамии парфяне и евреи раздували пламя восстания. Римское господство пало, даже древний греческий город Селевкия отпал от Рима. 

Восстание евреев в Месопотамии, в отличие от остальных очагов II Иудейской войны, образовал единый фронт евреев, местного населения и парфян против римлян, чему способствовали мелкие еврейские династии, в рамках парфянского царства продолжавшие управлять своими вассальными государствами в Междуречье.

Траян отреагировал на восстание в Месопотамии столь остро потому, что ему уже были известны восстания в Кирене, Египте и на Кипре, и потому, что месопотамские евреи казались ему самыми активными участниками восстания. Он назначил в Северную Месопотамию жестокого Лузия Квиета. Снова были взяты штурмом и сожжены Селевкия и Эдесса. Мавр по происхождению, Лузий Квиет, так успешно осуществил террор, что Траян в 117 назначил его прокуратором Иудеи.

Парфяне, благодаря помощи евреев, оправились, и в результате, римское войско под командованием консуляра Аппия Максима Сантры было разбито парфянами, и были уничтожены многочисленные римские гарнизоны.

В 117 больших римских контрнаступлении против Парфии уже не было. Все имеющиеся в распоряжении войска бросили на подавление восстания евреев, сам Траян тяжело заболел.

(Здесь стоит отступить. Заболел? И про римский поход этот Траяна писали, что он провалился из-за вспыхнувшей в римской войске эпидемии чумы. Думается, что не чума, а восставшие евреи остановили римские легионы, а Траян не просто заболел, а вероятно был тяжело ранен в стычке с евреями).

Заболевший Траян назначил своего племянника Адриана наместником Сирии и поручил ему продолжение войны. В начале августа 117 г. н. э. Траян умер в Селинунте. Новый император Адриан отказался от продолжения войны с Парфией. Таким образом, восстание евреев спасло Парфянскую империю, и положило начало конца империи Римской…

…Особенно разрослось восстание в Киренаике, где оно приняло размеры настоящей войны между евреями и гоями. Во главе революционеров там стоял Андреас, или Лукуас (Лука), на Кипре евреев возглавил Артемион.

Э. Гиббон писал: «В Кирене они (евреи. – А.З.) умертвили 220 тысяч греков, на Кипре – 240 тысяч, в Египте – огромное число жителей. Многие из этих несчастных жертв были распилены надвое согласно с прецедентом, который санкционирован примером Давида. Победоносные иудеи пожирали мясо несчастных, лизали их кровь и опоясывали их внутренностями свою талию».

III О ВОЖДЕ ЕВРЕЕВ

Лукуас (Лука) — вождь восставших евреев в Кирене (ныне Ливия в Африке) в конце царствования Траяна в так наз. II Иудейскую войну. Дион Кассий говорит о вожде революционеров под именем Андреас. Некоторые историки относят оба имени к одному лицу, объясняя их символически (Lucuas — приносивший свет, Andreas — храбрый), но вряд ли источники обошли бы молчанием такое объяснение. Кроме того, Евсевий и Дион Кассий говорят о различных периодах восстания. Согласно Абуль-Фараджу, Лука искал убежища в «Палестине», где был разбит Марцием Турбо.

По Евсевию, Лука был провозглашен царём евреев.


IV АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ

"Итак, Траян покинул то место, и спустя некоторое время после этого, его здоровье начало ухудшаться. В тот самый час евреи Кирены сделали своим главой некоего Андрея и начали уничтожать римлян и греков: ели их мясо, кишками их опоясывались как ремнями, мазали себя их кровью, облачались в их кожу, а многих разрубали надвое с головы до ног. Некоторых из них они бросали на растерзание диким зверям, а других заставляли вести поединки друг с другом (наподобие гладиаторов). Таким образом погибли в общей сложности 220 тысяч человек. Подобные же дела делали они в Египте и на Кипре, где возглавлял их человек по имени Артемион. Там погибло 240 тысяч человек. Потому запрещено было евреям ступать на землю острова, и если кто-либо из них попадал туда не по своей воле, в бурю, то его казнили. Многие полководцы сражались с евреями и победили их, среди них был и Люций, посланный Траяном" (Дион Кассий, Эпитомия,68,32,1/3).

Евсевий в Церковной истории (4:2) пишет: "На восемнадцатом году правления императора [Траяна] вновь разразился бунт евреев, который привёл к гибели множества из них. В Александрии, других частях Египта и в Киренаике напали евреи на их греческих соседей, будто охватил их ужасный злой дух. На следующий год, после того, как их восстание приобрело огромные размеры, начали они большую войну (Люпус служил тогда наместником Египта). В ходе их первого столкновения с греками победа осталась за ними. Последние же бежали в Александрию, захватили живьём евреев, живших в городе, и предали их смерти. Евреи же Киренаики, хотя и лишились их поддержки, продолжали под руководством Луки грабить египетскую землю и разорять её области. Против них отправил император Марка Турбона с пехотой и флотом, а также и с конницей. Последний вёл против них затяжную жестокую войну с многочленными сражениями и убил десятки тысяч из числа евреев Кирены, а также из числа евреев Египта, которые поддержали своего царя Луку. Император также опасался, что евреи Месопотамии могут напасть на своих соседей, а потому приказал Люцию Квиету вытравить их из этой провинции. Последний приготовился к войне и перебил там многих из них. Поскольку он привёл таким образом к исправлению положения, назначил его император наместником в Иудее".

Евросий ("Антиязыческая история", 7:12): "После этого восстали евреи с непостижимым пылом одновременно в различных странах, будто охватило их безумие. По всей ливийской земле они вели жестокие войны против местных жителей. Страна эта была полностью разорена вследствие гибели её земледельцев, и если бы впоследствии император Адриан не основал в ней колонии, чьи жители были собранные из разных мест, то осталась бы она в полном запустении, поскольку её жители погибли. Во всём Египте, в Кирене и Табае их кровавое восстание привело к панике. Однако, в Александрии состоялось сражение, в ходе которого они были побеждены. По приказу императора, война против восставших велась также и в Месопотамии. Многие тысячи из них были уничтожены в ходе жестокой резни. Они также разрушили Саламин, город Кипра, после того, как убили всех его жителей".


V ОЦЕНКИ ПОЗДНИХ ИСТОРИКОВ


Епископ Synesius, уроженец Кирены в начале 5 в., говорит об опустошениях, вызванных евреями.

Григорий Бар-Гебрей: "[Траян, цезарь] правил 19 лет... И в последний год его царствования возмутились иудеи, что были на острове Кипр и в Сирии и [в странах] ал-хабаша (Африка)..."

Эрнест Ренан: «Возможно, что еврейство Кирен, наиболее фанатическое из всех, вообразило, благодаря какому-нибудь пророчеству, что день гнева против язычников наступил и что было пора приступить к мессианическим уничтожениям, и все евреи принялись за дело, как бы охваченные бешенством. Это было не столько восстанием, сколько избиением, при самой ужасной зверской обстановке. Имея во главе некоего Лукову, носившего между своими титул царя, эти бешеные начали резать греков и римлян, съедая мясо тех, кого они зарезали, делая себе пояса из их кишок; натирались их кровью, сдирали со своих жертв кожу и покрывались ей. Видели этих бешеных, распиливающих несчастных сверху до низу посередине тела; иногда инсургенты бросали идолопоклонников на растерзание зверям в воспоминание того, что делали с ними, заставляли также язычников убивать друг друга, как гладиаторов. Насчитывали до двухсот двадцати тысяч киренаиков, зарезанных таким образом. Это было почти все население провинции, которая превратилась в пустыню. Чтобы ее вновь населить, Адриан должен был привозить колонистов из других мест»


VI ХОД ВОЙНЫ В ЕГИПТЕ

Лука двинулся на Александрию, вошел в город, оставленный римскими войсками в Египте во главе с губернатором Marcus Rutilius Lupus, и поджёг его. Языческие храмы и могила Помпея были разрушены.

В Египте греки, при поддержке римского наместника, также начали нападать на евреев. Евреи восстали против римского наместника. Здесь, сначала, евреи достигли некоторых успехов; Луп, префект Египта, должен был отступить. Сильная тревога охватила Александрию. Чтобы сделать укрепления, евреи разрушили храм Немезиды, построенный Цезарем в Помпее. Ho греческое население, хотя и не без борьбы, взяло верх. Все греки нижнего Египта укрылись вместе с Лупом в городе и устроили нечто вроде укрепленного лагеря. Греки и римляне устроили резню евреев в Александрии, тысячи тогда пали жертвой. Порядок был восстановлен, когда Траян отправил туда Марция Турбона с пехотой, конницей и военными кораблями. Разрушение великолепной синагоги Diapleuston в Александрии еврейские источники приписывают самому Траяну (ТИ., Сук. 5:1, 55б). Еврейский квартал, расположенный близ Лошиа, превратился в поле развалин и могил.

То, что война пролегала и по Александрии, а не только в Антиохии, Киренаике, Кипре и в Вавилонии, подтверждает историк Аппиан, сам уроженец Александрии, рассказывая как он сам едва уцелел, бежав от евреев в Пелузию. В армянском и латинском переводе Евсевия говорится о восстановлении разрушенной евреями Александрии.


VII ХОД ВОЙНЫ В КИРЕНАИКЕ

В 115 евреи под предводительством Лукуаса-Андреаса подняли восстание в Кирене. Римские войска, высланные против них, были разбиты и бежали в Александрию, где произвели массовый еврейский погром.

В ответ на это Лукуас подверг опустошительным набегам территорию Египта, расправляясь со всеми элементами представлявшими опору римской власти. Евреи рассеялись по Египту, грабя и убивая вплоть до Фебаиды; в особенности они старались овладеть правительственными лицами, которые стремились укрыться в прибрежные города Александрию и Пелузу. Аппиан, будущий историк, тогда ещё молодой, занимавший муниципальную должность в Александрии, своём отечестве, чуть-чуть не попался в руки восставших. Нижний Египет был залит кровью. Бежавшие идолопоклонники преследовались, как дикие звери; пустыня со стороны Суэцкого перешейка была наполнена скрывавшимися людьми, которые старались войти в сношения с арабами, чтобы избежать смерти. 

Для подавления восстания был направлен один из лучших римских полководцев легат Марций Турбон с большими морскими и сухопутными силами, включавшими конницу. После ряда длительных и ожесточенных сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, враги культуры римляне подавили восстание и устроили массовое истребление евреев (117).

Благодаря этой войне Ливия так обезлюдела, что несколькими годами позднее сюда можно было присылать новых поселенцев (Евсевий, Хроника [с армянского] в 14 год правления Адриана). Итальянцы, владевшие Ливией, нашли в 1916 при прокладке новой улицы 2 римские надписи, относящиеся к 118–119, то есть ко времени императора Траяна, одна из которых гласит: "Исправлена дорога (улица), которая была разрушена и приведена в негодность во время иудейского восстания". Согласно другой, Траян "приказал городу киренейцев отремонтировать баню с галереями и залами для игры в шары и со всем, что прилегает к ним – всё, что было разрушено и сожжено во время иудейского восстания".


VIII ХОД ВОЙНЫ В МЕЖДУРЕЧЬЕ

Месопотамские евреи оказали Траяну сильное сопротивление; упорнее других сражались жители Низибиса, который был взят только после долгой осады. Полководец Траяна Люций Квиет покрыл развалины Низибиса и Эдессы трупами евреев.

Еврейское княжество в Месопотамии – Адиабена также участвовала в II Иудейской войне, в результате чего, её царь Мехарасп (Мегарасп; царствовал до 116), приемник Изата III (царствовал ок. 73, приемник Монобаза II), явился наиболее сильным противником Траяна в Месопотамии (115), когда Мехарасп примкнул к Манну из Сингара, Траян вторгся в Адиабену, завоевал её и обратил в римскую провинцию, однако при Адриане, в 117, Рим отказался от владения Ассирией, Месопотамией и Арменией.


IХ КОНЕЦ ВОЙНЫ

Восстание киренских, кипрских и египетских евреев последних лет царствования Траяна не было ещё окончательно подавлено, когда Адриан в 118 стал императором. Театр войны был перенесён в «Палестину», куда передислоцировался еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его.

Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в «Палестине». Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что р. Гамлиел II, лежавший на смертном одре, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, напр., р. Элиезер и р. Иошуа бен-Хананья, осуждали эту меру. Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито; "убитые в Лидде" часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения.


Х В ИУДЕЕ

В Иудеи во главе еврейской революционной партии находились Паппос и Лулианос — два брата. Оба были схвачены в Лаодикее (в Сирии), где были осуждены на смерть; но вследствие смерти Траяна казнь была отменена. Предание рассказывает, что Паппос и Лулианос по приказанию иудейского наместника, Лузия Квиета (Lusius Quietus), уже стояли на эшафоте, готовые принять смерть. Наместник язвительно издевался над ними, говоря: "Если вы принадлежите к народу, к которому принадлежали Ханания, Мишаэл и Азария, то пусть ваш Бог спасет вас из моих рук, как он спас тех троих из рук Навуходоносора". Скромные герои ответили: "Навуходоносор был великий царь и был достоин, чтобы на его глазах совершилось чудо; ты же мелкий тиран и такой чести недостоин; кроме того, мы, видно, провинились пред Богом Нашим и заслужили смерти, если ты нас не убьешь, найдутся другие исполнители Его воли, которые нас убьют, но Бог предал нас в твои руки, чтобы потом взыскать с тебя за нашу кровь". Но прежде чем приготовления к казни были закончены, на площадь прибыли два посланца из Рима с приказом императора об устранении Квиета от должности (117—118); в том же году он был казнен по приказанию Адриана. День спасения братьев (12 Адара) был объявлен праздником под названием "Траянов день", в этот день был запрещён пост или траур (Мегилат-Таанит, гл. 12). По словам Мидраша, Паппос и Лулианос стояли также во главе национального движения в первые годы царствования Адриана, когда последний, желая умиротворить иудеев, дал разрешение на восстановление разрушенного храма в Иерусалиме. В Талмуде говорится, что оба брата были казнены, вследствие чего "Траянов день" был отменен (Иер. Таан., II, 66а). В другом же месте говорится, что "Траянов день" был отменен по случаю смерти других двух братьев-мучеников, "Шемаия и Ахия" (Таанит, 18б).


ХI ПОСЛЕДСТВИЯ

Новый император Адриан успокоил евреев не только силой, но и обещанием, что они смогут возвратиться домой и построить Храм. Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие, – Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте и это условие делало строительство Храма неосуществимым. Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Р. Йеошуа Азакену с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Множество евреев погибло, остальные были угнаны в рабство. В Эрец Исраэль был послан жестокий наместник Луций Квиет, что привело к ещё большему угнетению народа. Вследствие этой войны законоучители запретили невестам надевать венки в день свадьбы и всем евреям изучать греческую литературу. По неясным сообщениям Талмуда можно предположить, что при Квиете произошло жестокое преследование евреев, во время которого было обесчещено много девушек, между тем как "Hegemon"/ гегемон, с которым патриарх р. Гамалиил находился в официальных сношениях, был правителем Иудеи (ib., стр. 40). Одна из позднейших традиций Талмуда передает, что римский полководец, причинивший столько несчастий евреям, как раз в это время внезапно был казнён. Источники называют этого полководца Марцелием Турбоном, но вероятнее отнести этот рассказ к Квиету, тем более, что есть ещё одно предание, по которому Лузий Квиет был отозван в Рим Адрианом и вскоре казнён им, как возможный претендент на престол (Spartianus, Vita Hadriani, §§5, 7; Кассий Дион, LXIX, 2).

…Согласно Аггаде, Вторая Иудейская война была вызвано тем, что жена императора (вероятно — правителя) родила сына в день 9-го Аба, когда евреи проводили время в глубоком трауре. Мальчик этот умер во время Ханукки, весело справляемой народом. Императрица, возмущённая этим, возбудила своего мужа против евреев (ТИ., Сук. 5:1, 55 б; Та‘ан. 18 б, и др.).

Историческим фактом является преследование всех потомков дома Давида, и по словам Schlatter'а, семья патриарха погибла также ввиду того, что ее считали по происхождению Давидовой.

Интересно, однако, что согласно папирусу «Алилот кдошей Александриа» («Деяния александрийских мучеников»), Траян и его жена Плотина симпатизировали евреям Александрии более, чем грекам.

...Так закончилась Вторая Иудейская война, но римляне рано праздновали победу – прошло всего 16 лет (далеко не мирных), как разгорелась III Иудейская война, ещё более страшная, чем предыдущие.


ХII Эти события в статье Траян ВИКИПЕДИИ:

На Киренаике некий Андрей Лука разгромил местных греков и приказал разрушить храмы Аполлона, Артемиды, Деметры, Плутона, Изиды и Гекаты, Саламин на Кипре был разрушен евреем Артемионом, в Александрии начались массовые беспорядки между евреями и греками. Надгробие взявшего Иерусалим Помпея было практически разрушено. Египетский прокуратор Марк Рутилий Луп смог лишь выслать легион (III Cyrenaica или XXII Deiotariana) для защиты Мемфиса. Для восстановления порядка в Александрии Траян выслал туда Марция Турбона с легионом VII Claudia и военными судами, а для реконструкции разрушенных храмов пришлось провести конфискацию иудейского имущества. На Кипре высадился Луций Север.

Однако осенью следующего года парфяне и евреи развернули большое партизанское движение, достигшее Армении и Северной Месопотамии, чуть позже от Рима отпал греческий город Селевкия. В отличие от остальных очагов восстания в Месопотамии образовался единый фронт, в формирование которого, возможно, внесли значительный вклад мелкие иудейские династии, в рамках парфянского царства продолжавшие управлять своими вассальными государствами. Траян с трудом контролировал ситуацию. В Северную Месопотамию был послан жёсткий Луций Квиет, командовавший мавританскими вспомогательными формированиями, отпавшие Селевкия и Эдесса были взяты штурмом и сожжены. За эти успешные действия Траян в 117 назначил Квиета иудейским прокуратором. Квиет был одним из немногочисленных темнокожих, сумевших сделать карьеру на римской службе.

Но на другом фронте парфяне разбили войско консуляра Аппия Максима Сантры, несколько гарнизонов были уничтожены. Царём в Ктесифоне Траян попытался поставить проримского аристократа Партамаспата, но имевшаяся в распоряжении часть войск уже была переброшена в Иудею. Однако контрнаступление Хозроя было предотвращено — войска пропарфянского армянского царя Санатрука были разбиты, а с Вологезом были проведены переговоры. После завершения месопотамского восстания неизвестный автор написал так называемую «Книгу Эльхазаи», в которой говорилось, что конец света наступит в течение ближайших трёх лет.


© Copyright: Андрей Зелев, 2008
Свидетельство о публикации №2811300108

Картина дня

наверх