На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

У истоков европейской цивилизации (культура Винча)

http://rugiland.narod2.ru

Не так давно на юге Сербии были проведены раскопки, в ходе которы археологи обнаружили первый город энеолита на территории Европы. 
Последние раскопки на территории Сербии стали настоящим кладом для археологов. В рамках раскопок в южном районе страны археологам удалось обнаружить искусно выполненные древние статуэтки, изображающие женщин. Анализ этих и других артефактов позволил учёным предположить, что они обнаружили город неолит-энеолитической культуры Винча, считающейся древнейшей праиндоевропейской культурой в Европе.
Что касается артефактов, найденных при раскопках, то искусность их выделки говорит о том, что город мог считаться интеллектуальным центром культуры, поскольку его обитатели, похоже, знали толк в моде и обладали чувством прекрасного. Однако мастерство представителей племени этим не заканчивалось. Похоже ремесленники, обитавшие на этой территории Сербии, на 500 лет раньше остальных известных культур стали использовать медные орудия труда и оружие. Как отметили археологи, это означает, что медный век, или энеолит, в Европе начался как минимум на 500 лет раньше, чем считалось до сих пор.
Если говорить о самой культуре Винча, то стоит заметить, что в истории Европы она имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на «варварский» мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства. Культура Винча охватывала территорию современных Болгарии, Сербии, Румынии и Македонии (а также некоторых регионы Северной Греции, Албании и Венгрии), а также дала начало многим южно-/восточноевропейским культурам энеолита и бронзового века. 
В ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник, на площади 1,2 квадратных километра учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией, активно торговали, а также знали толк в искусстве и моде. 
Более того, как отмечают археологи, жители города старались эстетизировать не только свой внешний вид, но и окружающую их повседневную действительность. Так, найденные при раскопках фрагменты посуды и малых скульптурных форм продемонстрировали, что древние ремесленники могли производить как минимум 60 различных вариантов статуэток и предметов быта, которые были прекрасно украшены. И, как утверждает Кузманович-Цветкович, эти украшения не всегда сопровождали изображение божеств: часто они создавались просто для того, чтобы радовать людей.
По словам исследователей, интерес представляет не только художественная и эстетическая сторона жизни обитателей города, но и удивительно обустроенный быт. Судя по результатам работы археологов, люди этого племени знали, что такое централизованное управление и разделение социальных ролей, что позволило им создать развитый город. Как отметили исследователи, поселение состояло из отапливаемых зданий, кроме того, неподалеку от основных «жилых кварталов» располагалось аккуратно устроенное кладбище. В домах имелась не только печь, но и специальные отверстия для мусора, а люди спали на шерстяных или меховых циновках, шили одежду из льна, шерсти и кожи и, соответственно, держали домашний скот.
Исследователи культуры Винча, проанализировавшие находки на сербском раскопе, отметили, что представители этого поселения имели много детей и стремились создать максимально комфортные условия для своего потомства. Так, семь с половиной тысяч лет назад взрослые мастерили игрушечных животных и глиняные погремушки, чтобы развлечь малышей, а дети, в свою очередь, лепили из глины маленькие и неуклюжие горшки, которые археологи в большом количестве находили на раскопе.
Одной из важнейших находок стало обнаружение металлургической мастерской, в которой когда-то находилась печь и инструменты, такие как медное долото, молот и топор. Как рассказали археологи, металлургическая мастерская деревни представляла собой помещение площадью 25 квадратных метров. Стены «цеха» оказались построены из дерева, укрепленного глиной. Печь, снабженную глиняными сыпунами с тысячами маленьких вентиляционных отверстий и прототипом дымохода, ремесленники соорудили с внешней стороны помещения. Таким образом, дым не загрязнял мастерскую, а воздух стабильно поступал в печь. Скорее всего, подобные приспособления использовались ремесленниками для создания предметов из меди, а это доказывает, «что медный век начался в Европе на 500 лет ранее, чем мы думали до сих пор», отметила Кузманович.
Древнейшие медные предметы и куски руды обнаружены на раннеземледельческих поселениях Передней Азии (8-5 тысячелетия до н. э.), т.е. культура Винча не отставала в своем развитии от переднеазиатских культурных центров, давших начало цивилизациям Месопотамии, Малой Азии, Закавказья и территории «Плодородного полумесяца».
Культура Винча, представителями которой, как считают археологи, были жители этого поселения, уже в 5400–4700 годах до н. э. переживала свой расцвет и, соответственно, знала орудия из меди.
«Последние находки археологов подтверждают теорию о том, что культура Винчи с самого начала была знакома с металлургией. Эти люди знали, как и где искать полезные ископаемые, как их транспортировать и как из них создавать орудия труда», – прокомментировал обнаружение мастерской археолог из сербского Национального музея Душан Сливар.
Как отмечают эксперты, первые раскопки Плочника проводились еще в 1927 году, когда правительство существовавшего тогда Королевства сербов, хорватов и словенцев решило проложить железную дорогу, проходившую именно этот район и соединявшую южный город Ниш и Косово. В дальнейшем работы археологов финансировались редко и нерегулярно. Как надеются археологи, последние раскопки привлекут внимание инвесторов и позволят археологам создать когда-нибудь музей под открытым небом, при посещении которого туристы смогут увидеть жизнь древних племен в ее полноте и разнообразии. 
Но люди культуры Винча преуспели не только в открытиях в области металлургии, но…и в создании первой письменности на территории Европы, вероятнее всего родственной (а может быть и производной) от письменности Тэртерии (территория современной Румынии)...

3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 

4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.; 

5-я колонка - буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 

6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э. 

Разные находки, принадлежащие культуре Винча и ее периферии:

http://ultima-cruzado.livejournal.com/5665.html

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии. 

Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Быть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ничего подобного. Всеобщее возбуждение вызвали три крохотные глиняные таблицы. Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегося открытия, румынский археолог Н. Власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тысячелетия до н.э. 

Но археологов ждал еще один сюрприз. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо? 

В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштеин высказал предположение, что письменность возникла в Тэртерии под влиянием Шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах. 

Спора нет, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие между появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует? 

Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий. 

Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. Однако эксперт-шумеролог А. Кифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам: 

1. Тэртерийские таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения. 

2. Текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со "списком" из шумерского города Джемдет-Насра, а также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш. 

3. Знаки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки. 

4. Содержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждается находкой в той же Тэртерии расчлененного трупа мужчины. 

5. Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму. Эта табличка была переведена так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый". 

Так что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет. 

Но ясно: лишь изучение всего комплекса памятников культуры Турдаш-Винчи (а именно к ней относятся и Тэртерия) может приблизить нас к разгадке тайны трех глиняных табличек. 

"Дела давно минувших дней 

Берега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли... 

Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача... 

в городе жилье превратилось в руины." 

Из шумерской поэмы "Проклятье над Аккадом" 

Километрах в двадцати от Тэртерии находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскапали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии. 

Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и... три маленькие глинянные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека. 

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках Турдаш-Винчи. Сравнили их с тэртерийскими: сходство было очевмдным. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи. 

Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы. Как жили первые земледельцы? Сначала они обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Постепенно внешний вид поселения менялся. К концу V тысячелетия до н.э. появляются первые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Шли столетия, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди. 

А как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик. 

Вот перед нами вылепленная из глины голова мужчины. Спокойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок. Кого изобразил древний скульптор? Вождя, жреца или просто соплеменника - сказать трудно. Да это и не столь важно. Важно другое: перед нами не застывшее изваяние, выполнявшееся по определенным и строгим канонам, а лицо человека - древнего жителя Трансильвании. Он будто смотрит на нас из глубины семи тысячелетий! 

А вот сильно стилизованное изображение женщины. Тело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор. Такой же орнамент встречается и на других статуэтках культуры Турдаш-Винчи. Судя по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Была ли это татуировка, которой, возможно, украшали себя модницы того времени, или во всем этом таился какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень любят раскрывать свои тайны. 

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками! 

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это? 

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица". 

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, ещё одна поразительная случайность? Скорее всего нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным. Науке подобные совпадения известны. Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова Пасхи. Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня. Похоже, в наших руках находится своеобразный ключ к дешифровке письменности Тэртерии: не зная, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать. Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке. Конечно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей Тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов. 

На круглой табличке прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало. 

На круглой табличке написано следующее: 

4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1. 

"Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один". 

Что за смысл заключен в надписи? 

Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из Джемдет-Насра. В нем содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии? Но есть и другое совпадение. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления. 

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие "по-шумерски" в V тысячелетии до н.э., когда самого Шумера еще и в помине не было? Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV - XII тысячелетии до н.э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как же могли они передать свою письменность народам Юго-Восточной Европы? Вопрос немаловажный. А ответа на него пока нет. 

Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (начало III тысячелетия до н.э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Нельзя не согласиться с и с предложением археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи. 

К тому же известно: создатели балканской культуры Винчи в V тысячелетии до н.э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской. 

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это не парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры (как и Вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись. 

ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА 

Среди вопросов, возникших в процессе изучения тэртерийской находки, особенно важными мне представляются два: 

1. Как возникла тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкала? 

2. На каком языке говорили тэртерийцы? 

Б. Перлов, безусловно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетия до н.э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. Именно на ней была записана древнейшая энциклопедия человечества "Харрахубулу", целиком отразившая мировоззрение людей X - IV тысячелетия до н.э. 

Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н.э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. Процесс же полифонизации ( то есть разнозвучания одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого. 

Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, наконец, полностью уничтожала само гнездо. Распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье. 

Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. И протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Но протоэламский имеет еще и привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике. 

В эпоху Фуси (2852 - 2752 гг. до н.э.) кочевники-арии вторглись в Китай с северо-запада и принесли с собой туда вполне сложившуюся письменность. 

Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги. 

В чем же причина сходства системы письма у столь различных народов? Дело в том, что они имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н.э. 

На протяжении двух тысячелетий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами Гурана и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под влиянием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро). Впоследствии из него возникли письменности древних египтян, крито-микенцев, шумеров да и тэртерийцев. 

Таким образом, легенда о "вавилонском" столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ибо, сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распавшейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX - VIII тысячелетий до н.э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20 - 10 тыс. лет до н.э.), нельзя не обратить внимания на их далеко не случайное совпадение. 

Да, письменные системы IV тысячелетия до н.э. не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы религиозной символики, возникшей в одном месте, происхождение которой так и остается загадкой... 

 

http://ultima-cruzado.livejournal.com/2009/01/14/

Культура Винча

Одна из древнейших археологических культур, которая по настоящему интересуют широкую ненаучную общественность, это культура Винча. Произошло данное явление потому, что с одной стороны, Винча была активно пропагандируема как древнейшая письменная культура в истории, а с другой, благодаря вниманию которое уделил этой культуре в истории индо-европейцев В.А. Сафронов и его последователи, она была представлена широким массам как праиндоевропейская культура.

Автор книги "Индоевропейские прародины" профессор В.А. Сафронов (М., 1989) считает, что индоевропейская цивилизация, развивалась одновременно, как минимум, в трех регионах: в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе. Важное место в его книге занимает исследование культуры Винча (середина V - конец IV тыс. до н.э.), которую он считает "древнейшей цивилизацией Старого Света, более древней, чем культуры Месопотамии, Нила и Инда". Винча достигла высокого уровня развития, имела сложную архитектуру, прикладное и сакральное искусство, до сих пор не расшифрованную письменность, развитую религию, классовую иерархию и обширную систему внешних связей. "В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое лишь с ролью Греции и ее воздействием на "варварский мир". Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевания), а также в длительности и глубине воздействия". От цивилизации Винча, истоки которой еще недостаточно изучены, произошли, по мнению Сафронова, культурные общности Сопот-Лендьел в Хорватии и Словении, Бичке - в Задунайской Венгрии, Биня - в Западной Словакии и Лужанки в V - IV тысячелетии до нашей эры.


Вот что пишет о Винча Сафронов. В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на "варварский" мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевание), а также в длительности и глубине воздействия.


Миграции протоиндоевропейцев и появление ИЕ народов.

Винча существует с середины V тыс. до н. э. до середины IV тыс. до н. э. (по одним данным) или до первой четверти III тыс. до н. э. (по другим данным, см. ниже), параллельно с ее существованием возникает новая послевинчаиская Европа как результат ее воздействия на культуры субстрата. Формы влияния Винчи на Центральную Европу многообразны; в археологической терминологии они выглядят в качестве вариантов самой Винчи, как культуры, в основе которых доминирует винчанский комплекс (дочерние культуры), и как культуры, в которые Винча вошла компонентом (Лендьел) и т. д.

Сенсационные археологические открытия последних 20 лет на памятниках Подунавья и центральнобалканского неолита – в Румынии, Югославии и Болгарии, а также уточнение дат этих памятников в пределах V -IV тыс. до н. э. на основании созданной колонки радиокарбонных дат для европейского неолита заставляют изменить устоявшиеся представления о рассматриваемом регионе как периферии древневосточных цивилизаций. В свете этих открытий Юго-Восточная Европа в ареале распространения культуры Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда.

Диагностическим признаком цивилизации является такой уровень развития производящей экономики, когда появляется прибавочный продукт, высвобождающий часть общества для осуществления технического и культурного прогресса. Этому сопутствуют значительные перемены в социальной структуре: оформляется иерархия сословий; регулирующей жизнь общества становится власть вождя (царя) и института жрецов. Все эти явления оставляют след в материальной культуре, а следовательно, могут быть зафиксированы в археологических памятниках. Так, характерным внешним выражением перехода к цивилизации является появление города (на базе даже одной территориальной общины – Дьяконов, 1982, с. 34-36), а в нем – дворцов или храмов; разнообразных строений, связанных с разными их функциями, специализированных мастерских, свидетельствующих о выделении некоторых ремесел, и, наконец, письменности, без которой нет цивилизации.

Древняя цивилизация – это культура классового общества, овладевшего письменностью. Рассмотрим, как эти признаки цивилизации преломляются в археологических памятниках культуры Винчи и насколько специфическими (т. е. культурно-дифференцирующими) для этой культуры они являются.

Храмы. Институт жречества. Если на Древнем Востоке (в догосударственный и раннегосударственный периоды) храмы были бифункциональны: являлись средоточием административной и религиозной власти, то в Древней Европе в круге индоевропейских культур как в догосударственный, так и в государственный период (древние германцы, древние ирландцы, славяне и др., а также ахейские греки и эллины, италики и римляне), совершение обрядов и ритуалов происходило либо за пределами города, поселения (святилища), либо в храме, который не являлся одновременно административным центром. Эта европейская традиция восходит к культуре Винча, в которой выделяются светские здания – общественные дома или резиденции правителя – и храмовые постройки, характер которых устанавливается на основании деталей интерьера (жертвенники, священная символика) и комплекса находок (пластика, кости жертвенных животных).

Культовые постройки имели определенную планировку, неоднократно перестраивались. Это были не монументальные сооружения и потому храмами могут быть названы условно. На поздневинчанских поселениях такие постройки с определимой функцией культового места исследованы, например, в Кормалине. Эти строения имели трехчастную конструкцию общей площадью около 30 кв. м, или двухчастную. В северной части устраивался монументальный жертвенник, над которым на столбах развешивались священные символы – букрании. Жертвенник украшался лепным декором, метопами. Орнаментальные мотивы – криволинейные, спиральные, угловые и прямоугольные. Общая орнаментальная схема такова, какая применялась и в орнаментике керамики. Кроме жертвенника, в подобных постройках находились и печи. В разных углах культовых строений находились кости жертвенных животных, зооморфная и антропоморфная пластика.

Жрецы как хранители традиции, бесспорно, существовали в обществе Винча. Это следует из того факта, что культура Винча очень устойчива в своих проявлениях и оказывала воздействие на окружающие народы и культуры, по обратного воздействия не испытывала. Такое состояние возможно только при бесспорном более высоком уровне всех сторон культуры Винчи сравнительно с уровнем культуры аборигенного населения. Как было показано выше, много фактов говорит в пользу высоко развитых религиозных воззрений, распространенных в кругу винчанского населения. Винчанские колонисты несли вместе с формами экономики, хозяйствования, продуктами ремесел свои взгляды на мир, человеческое бытие, т. е. были проводниками своей идеологии. Вероятно, все достижения культуры Винча, ее производственные и экономические, ремесленные, инженерные "секреты" были закреплены в культово-религиозной форме, в определенной обрядности и ритуале. 

Винчанское письмо представлено знаками геометрического линейного типа и толкуются как древнейшие из известных нам надписей пока еще не разгаданной системы письма. Таких знаков Иванов приводит 210. Гимбутас иллюстрирует письменность древнебалканских культур только 39 знаками. Тодорович, Церманович – исследователи винчанского поселения Баньица – приводят таблицу знаков, повторяющихся в ряде винчанских памятников. Знаки наносились на дно и придонную часть сосудов, на их плечевую часть. Ими украшались и культовая пластика, и бытовая керамика. Известны и глиняные таблички.

В существовании в Винче письменности исследователи, начиная с первооткрывателя этой культуры М. Васича, не сомневались и до находки глиняных табличек в Тэртэрии. Датировка поселения в Тэртэрии ранним этапом культуры Винча – Винча-Тордош – и обнаружение в этом слое табличек с письменностью свидетельствует о том, что винчанское письмо сложилось в жреческом кругу еще до того, как оформились все признаки культуры и экономики, которые позволяют нам утверждать существование цивилизации, археологически представленной культурой Винча. Письменность – это необходимое, но недостаточное условие для определения уровня развития общества как цивилизации. Вторым признаком для констатации цивилизации является классовое общество. 

Хронология культуры Винча до сих пор является предметом острых дискуссий среди археологов. Власса, например, строит свои хронологические выводы на сходстве знаков табличек Тэртэрии со знаками древнейших пиктограмм Урука III-IV, датируемого последним столетием IV тыс. до н. э. или началом III тыс. до н. э. (по средней хронологической шкале – Биккерман, 1975) и делает вывод, что Винча-Тордош или Винча А, к которой относится Тэртэрия, датируется 2900 г. до н. э. не подкрепляя свои ассоциации какими-либо типологическими доказательствами. Этот метод датировки Винчи и Тэртэрии порочен, исходит из заведомого приоритета письменности Шумера и основан на традиционном представлении о большей древности древневосточных цивилизаций. В. Георгиев датирует табличку из Градешницы серединой IV – второй половиной IV тыс. до н. э. и считает ее винчанской письменностью, вероятно, принимая во внимание синхронность Градешницы с поздней Винчей и происхождение Градешницы из Винчи. Примерно такие же даты дает априорная и схематичная, но базирующаяся на современных хронологических исследованиях синхронизация X. Тодоровой, в которой исследовательница выделяет три хронологических пласта в культуре Винча.

Датировка раннего хронологического этапа культуры Винчи находится, судя по радиоуглеродным датам самих винчанских памятников, в пределах всей второй половины V тыс. до н. э.: Осентиван (Венгрия) -4510±100 гг. до н. э.; Винча В (Югославия) – 4220±60 гг. до н. э.; Предиониха (Югославия) – 4320 гг. до н. э. Датировка позднего хронологического периода Винчи более проблематична, чем датировка раннего периода. Большинство радиоуглеродных дат винчанских памятников этого хронологического периода укладываются в первую половину IV тыс. до н. э; Винча Д – 3885±160; ок. 3930±80; Бапска – 3860±80; Баньица – 3931±160, 3750±80; Баньица В – 3640±160; 3470±120 гг. до н. э.; 3750±100; 3620±160; 2797±60 гг. до н. э. 

Происхождение культуры Винча нельзя считать выясненным. Югославские исследователи полагают решенным вопрос генезиса включением Винчи в систему балкано-анатолийского комплекса младшего неолита. Однако памятника, адекватного Винче на территории Малой Азии, до сих пор не называют. Возможно, это связано с неисследованностью западной оконечности Малой Азии.

Этническая атрибуция культуры Винча определяется, исходя из ее генетической связи с культурой праиндоевропейского состояния Лендьел, с одной стороны, а также связью с раннеиндоевропейской пракультурой Чатал Хююка, с другой стороны. Промежуточное положение позволяет говорить о ней как о пракультуре среднеиндоевропейского состояния, ввиду хронологической близости к началу позднеиндоевропейской эпохи – рубеж IV/V тыс. до н. э.

А вот что сообщает о Винче крупнейший археолог А.Л. Монгайт. Наряду с земледелием и скотоводством важными занятиями населения Винчи были охота и рыболовство. Рыбу на Дунае ловили сетями, на крючок и с помощью гарпунов из оленьего рога. В качестве плотничьего инструмента служило каменное тесло с одной выпуклой стороной, встречаются мотыги и тесла из оленьего рога, орудия из обсидиана и мелкие предметы из меди. Оружие — наконечники стрел и булавы — редко. Жилищем служили землянки, а позже длинные столбовые дома с плетеными и обмазанными глиной стенами. Дома обогревались сводчатыми печами

Керамика удивительно разнообразна. В нижних слоях находят посуду с искусственно неровной поверхностью. Черная и красная лощеная керамика (кубки на высоких поддонах и острореберные чаши, украшенные ребристым и углубленным орнаментом, ручки в виде голов животных) встречается почти во всех слоях. Широко распространена посуда, покрытая красным ангобом, расписанная по красному фону. Украшение керамики с течением времени усложняется Наиболее характерный элемент орнамента — лента, заполненная точками и образующая обычно спиральные и меандровые узоры Культура винча в целом неолитическая, но верхние слои телля Винча доходят до бронзового и раннего железного веков.

Однако, отметим, что Сафронов всегда выбирает те датировки Винча, которые максимально удревняют эту культуру. Учитывая тот факт, что он сам признает проблемность датировки, необходимо отметить, что скорее всего объективное рассмотрение культуры Винча скажется не в пользу ее искусственного удревнения. Даже главный исследователь Винча - Васич замечает (M. Vasič. "Преисториска Винча", т. I—IV. Beograd. 1932—1936.) что стратиграфия винчанских памятников прослеживается весьма нечетко. В удревлении Винча сейчас больше пиара, чем науки.

Учитывая тот факт, что винчанская культура знала производство меди, можно с уверенностью говорить о том, что необходимо сдвигать датировки с сторону более пессимистических цифр, таким образом, что Винча занимает переходный период между энеолитом и ранним бронзовым веком. А если вспомнить, что археологическими памятниками Винча схожа с крито-микенской культурой (Монгайт А.Л. Археология Западной Европы) то концепция Сафронова оказывается выстроенной на довольно зыбком фундаменте. Также археолог М. Гимбутас, изучая и пытаясь расшифровать письменность Винча отмечала "несомненное сходство древнеевропейских "букв" со знаками линейного письма А, минойского письма. 

Доказать языковую связь Винча с индоевропейцами объективными средствами науки невозможно, так как то, что предполагается считать винчанской письменностью расшифровке не поддается. Конечно эту письменность уже давно "расшифровал" В.А. Чудинов, но его исследования ставятся под сомнения с связи с фэнтэзийным характером, когда данный автор читает любые тексты любых эпох и народов на современном русском языке.


Пример "чтения" винчанской "письменности" Чудиновым

Очевидно, что даже сам факт наличия письменности у Винча не доказан, так как то, что считается ей, может с таким же успехом быть и геометрическим орнаментом. Поэтому до момента расшифровки данный вопрос остается открытым. Впрочем, если мы отказываемся от удревнения Винча и соотносим ее с вероятными предком минойской (крито-микенской) культуры, то можно с уверенностью говорить о неиндоевропейском характере Винча и неарийском их происхождении, как об этом пишет крупнейший археолог Г. Чайлд: "В течение периода, известного нам как раннеминойский, 3300—2200 годы до н.э., количество брахицефалов, на острове (Крит) сильно возросло, и некоторые минойские правители более позднего времени явно принадлежали к анатолийскому типу. В развитии культуры прослеживается определенная преемственность вплоть до прихода ахейцев около 1250 года до н.э. Неиндоевропейские элементы характеризуют минойскую культуру в целом. Поэтому у нас нет оснований считать, что она была создана индоевропейцами."

Напомню еще раз - первая археологическая культура которая может быть безошибочно отнесена к индо-европейцам и протоариям это ямная культура. Ямная культура - общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э.) в Каспийско-Черноморских степях. Занимала территорию от Южного Приуралья на В. до Днестра на З., от Предкавказья на Ю. до Среднего Поволжья на С. Внутри Ямная культура выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак Ямная культура - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии Ямная культура выделяются 3 периода. Уже на раннем этапе отдельные группы племён Ямная культура вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.) возникают локальные варианты этой культуры. Поэтому нет смысла удревнять происхождение индоевропейцев, когда синхронно Винче существовала ИЕ культура. О моем взгляде на происхождение ИЕ можно прочитать здесь.


Европейский энеолит и культура Винча.


.
Если мы посмотрим на карту распределения культур, а затем сравним ее с картой распространения по Европе расовых типов, то обнаружим, что Культура Винча находиться как раз в зоне размещения пришедших с Востока альпинидов, в то время как индо-европейцы принадлежащие к нордической расе локализуются в районе днепро-донецкой культуры, которая однозначно трактуется как индоевропейская. Так что выводы о культуре Винча каждый может сделать сам, благо материал для этого имеется.

http://diunov.livejournal.com/287589.html#cutid1

http://rugiland.narod2.ru/evropeiskii_genofond/u_istokov_evr...

p.s. Точка зрения,изложеная в вышеприведенном материале может во многом не совпадать с моими убеждениями.

Картина дня

наверх