Южная Америка/ Бразилия/ Индейцы канела: этнонимы, язык, поселения, экономика, система родства, брак, социополитическая организация, искусство и отдых
Материал взят с сайта:
http://www.latindex.ru/content/articles/9153/
Этнонимы
Канела – индейцы, населяющие саванны центральной Бразилии. Они живут намного восточнее других изученных сегодня коренных индейских народов Южной Америки, а потому в прошлом раньше остальных испытали на себе влияние политики пацификации. Другие этнонимы: канелла (не следует путать с канелос-кичуа северо-восточного Эквадора), капекранс, восточные тимбира (мехим), рамкокамекра или ранкокамекра (ударение на о). Под названием канелла (от португальского слова «корица» или «бедренная кость») объединялись раньше три соседствующих племени: кенкатейе, апаньекра и рамкокамекра. В 1913-ом году первое племя исчезло, а оставшиеся жители разбежались. Случилось это из-за нападения местных фермеров и скотоводов, которые убили большинство взрослых мужчин племени кенкатейе. Название канела (canela) современное (представители Бразильского национального индейского фонда и некоторые авторы пишут название несколько иначе - kanela). Название капикранс известно из ранних хроник, а рамкокамекра, восточные тимбира и рамко-камекуа из некоторых этнографических атласов.
Язык
Говорят канела на восточном тимбира. Это восточный язык северной группы же, входящей в состав большой же-пано-карибской семьи. Язык этот почти идентичен апаньекра и крахо. На крахо говорят в области, расположенной в трехсот пятидесяти километрах юго-западнее. Остальными племенами, говорящими на восточном тимбира, являются крикати, пукобье и токантинс гавиао.
Поселения
В начале девятнадцатого столетия индейцы какамекра вырезали значительную часть канела, вследствие чего последние сдались региональному бразильскому гарнизону в поисках защиты. Они кочевали неподалеку от тех мест до тридцатых годов девятнадцатого века, пока не поселились там, где живут и поныне. С того времени индейцы канела поддерживают постоянные, хотя иногда и враждебные, отношения с окружающими сельскими бразильскими жителями, фермерами и скотоводами, и с городскими властями в Барра-до-Корда, расположенном в шестидесяти километрах к северу.
С 1968-го года канела живут в деревне Эскальвадо (шесть градусов и три минуты южной широты и сорок пять градусов и девять минут западной долготы) в резервации, занимающей около десяти процентов от территории их исконных земель, в муниципалитете Барра-до-Корда бразильского штата Мараньяо, в шестисот пятидесяти километрах к юго-востоку от Белема. Более мелкая группа, объединяющая племена апаньекра и канела, населяет деревню Поркинос, расположенную на пятьдесят километров западнее большой деревни Эскальвадо (где живет группа рамкокамекра-канела). Места эти располагается восточнее водораздела Амазонки и западнее сухого северо-востока Бразилии. Деревню Эскальвадо окружает песчаная саванна-серрадо. Серрадо, или закрытые саванны, характерны для центрального бразильского плато. Они образованы травянистыми и лесистыми землями, где низкорослые деревья растут довольно редко, далеко друг от друга, так, что человек спокойно может прогуливаться среди них, но обзор его не простирается дальше двадцати-сорока пяти метров, если только он не поднимется на холм. Тропические леса начинаются примерно в ста шестидесяти километрах от тех мест. Климат там отличается от климата более западной Амазонии: дожди там не такие обильные (сто тридцать сантиметров осадков в год), период дождей наступает позже, в декабре. Относительная влажность около тридцати процентов в середине дня в июне и июле. Ветер часто сильный, восточный, небо чистое.
Деревня Эскальвадо имеет форму круга. Она большая, около трехсот метров в диаметре. Когда-то население ее достигало полутора тысяч человек. Население резко сократилось от болезней в 1814-ом году после проведения правительственной политики пацификации, то есть насильственного умиротворения диких племен, но затем снова стало возрастать (до пацификации племена ракокамекра-канела и апаньекра-канела вели войны между собой). В 1930-ом году в деревне насчитывалось триста жителей, в 1960-ом – четыреста двенадцать, в 1975-ом – пятьсот четырнадцать, в 1986-ом – семьсот девяноста один, в 2002-ом - тысяча триста тридцать семь человек. К 1840-ому году индейцев канела оставалось меньше ста человек, однако, несмотря на это, им еще повезло, по сравнению с другими племенами. Им удавалось выживать все время с начала контактов с европейцами, первый из которых произошел в пятидесятых годах восемнадцатого столетия, благодаря своему географическому положению. Они могли уходить от вооруженных нападений первопроходцев на север, в гористую местность. Из-за отсутствия дорог и рек европейцам трудно было угнаться за индейцами. Кроме того, на тех землях не было ничего ценного, что могло бы привлечь бразильских поселенцев. Канела извлекали пользу в течение столетия с 1840-го года по 1940-ой из относительно легких контактов с поселенцами и смогли ужиться рядом с новыми соседями так, что те не мешали им увеличивать свою популяцию. А так как поселенцы могли жить только на реках, находившихся довольно далеко, индейцам канела были предоставлены довольно обширные земли для жизни. У канела оказалось достаточно времени, чтобы развить адаптивную культуру после того, как они претерпели политику пацификации.
В 1963-ем году индейцы канела вновь пережили демографический кризис. Тогда поднялось мессианское движение. Оно включало в себя культовые танцы, а целью его было кардинально поменять культурные роли (индейцы должны были бы жить в городах, а бразильцы охотиться в лесах). Из-за своего мессианского движения совершив большие кражи скота, индейцы канела спровоцировали соседних фермеров. Пророчица, которая возглавляла движение, требовала все большее и большее количество голов скота для празднеств и пиров. Фермеры атаковали индейцев и вырезали бы их всех до одного, если бы тех не спасли несколько храбрых бразильских государственных служащих. Индейцев канела для их же безопасности переселили в резервацию индейцев гуайайара. Условия дремучих сухих лесов резервации повлияли на ведение охоты и земледелие и даже на гигиенически нормы племени. За пять лет канела так и не сумели хорошо адаптироваться к новым условиям. После переселения последовал период деморализации и болезней, пока индейцы канела не вернулись на свои родные земли в конце шестидесятых годов двадцатого столетия.
В семидесятые годы двадцатого столетия Национальным фондом индейцев (FUNAI) было построено несколько кирпичных зданий (почта, школа, больница), проведены границы индейских земель, построены дороги к новой резервации, установлен генератор для подачи воды и обеспечения деревни электричеством и налажена радиосвязь с Барра-до-Корда и со столицей штата, Сан-Луис, что вызвало у канела существенные изменения во взгляде на окружающий мир, повлияло на их самосознание и самоуважение. К 1990-му году индейцы канела все еще сохраняли прежний образ жизни, были племенем, говорили на своем языке и проводили свои праздники и ритуалы. Лишь немногие покинули племя и переселились. Находясь в двухсот пятидесяти километрах к востоку от шоссе Белем-Бразилиа, они пребывают на стабильной, безопасной территории. Они и выжили благодаря этой удаленности от рек и, позднее, автострад, и, как уже упоминалось выше, благодаря отсутствию на их землях полезных ресурсов, таких как каучук, золото или бразильский орех. Ценных пород дерева произрастает там также немного. Их пастбища и сельскохозяйственные угодья бедны, даже убыточны.
В основном, индейцы канела проживают в одной деревне, однако в прошлом имели место расколы (с 1903-го года по 1913-ый, с 1935-го по 1936-ой и с 1957-го по 1968-ой). Разделение происходило, в основном, из-за амбиций кандидатов в вожди. Помимо основной деревни, в которой в 1970-ом году было пятьдесят два дома, вокруг с конца пятидесятых годов двадцатого века до середины восьмидесятых одновременно существовало от пяти до четырнадцати фермерских поселений, некоторые в отдалении до тридцати километров. Население их состояло частично из сестер, параллельных кузин и их дочерей, и частично из неродственных семей. Глава поселения, как потенциальный вождь, брал к себе неродственных ему домочадцев, в отличие от обитателей длинных домов деревни с их матрилинейным укладом. Около ферм, основанных у ручьев, были построены маленькие поселения, от пяти до пятнадцати хижин в каждом. Принято, чтобы у всех женщин в том возрасте, когда они уже могут иметь детей, был свой собственный отдельный участок. Когда население деревни канела разрастается до пятисот человек и более, наступает проблема. Количество домов около шестидесяти, и хижины из пальмовых деревьев и соломы (и даже из плетеных прутьев, обмазанных глиной) тогда порой стоят так близко, что новые дома приходится строить позади старых. Так постепенно образуется внешний круг. К 1979-му году этот внешний круг в деревне Эскальвадо был практически завершен. В 2001-ом же году там было сто двадцать три дома, образующих четыре неполных круга.
Экономика
Сегодня раз в неделю в Эскальвадо приходят торговцы от фермеров, живущих по соседству в двадцати-тридцати километрах от деревни, чтобы продать товары. Семьи индейцев канела тоже часто посещают фермеров, особенно в тяжелые в экономическом плане месяцы (с сентября по декабрь), чтобы за выполняемую работу получить там еду и предметы быта, орудия труда. По испольной системе после сельскохозяйственных работ индейцы отдают половину урожая владельцам полей. Кроме того, они иногда подрабатывают, помогая в ведении домашнего хозяйства. Такие экономические обмены способствовали появлению культурных отношений. Их культура впитала некоторые католические мотивы. Они узнали, что такое деньги, и научились их использовать и обменивать на товары. Часто они отправляются в Барра-до-Корда пешком или на попутке, чтобы купить необходимые вещи. Иногда дети и подростки остаются там и прислуживают в домах, пока посещают школу. Такая практика появилась еще в девятнадцатом веке. Некоторые взрослые мужчины навсегда остались жить в больших бразильских городах, куда приходили за товарами.
Основными занятиями индейцев канела, сменяя друг друга по степени важности, были собирательство и выращивание пищи, работы на участках фермеров, изготовления поделок ручной работы и продажа их, различные работы на оклад индейской службы, образованной для них в тридцатые годы двадцатого столетия, от которой они также получали орудия из железа, одежду и медицинские препараты. Также они получали и получают, как фермеры, государственную пенсию и некоторые другие пособия. Ранее возделывание земли и выращивание пищи составляло лишь двадцать пять процентов среди их занятий, теперь же процент вырос до семидесяти пяти. Изначально основными выращиваемыми культурами были сладкий картофель, батат, тыква, арахис, маис и маниок. Сегодня это маниок, рис и бобы. Почва бедна и дает возможность выращивать зерновые лишь в припойменных лесах, на берегах рек, причем, для этого каждый год нужно расчищать (вырубать и выжигать) новые участки под поля. Этим технологиям и сельскохозяйственным навыкам они научились у соседних фермеров, однако, потеряли часть своих исконных социокультурных обычаев. Большинство индейцев канела разводят свиней и кур для своего пропитания. Разведение крупного рогатого скота распространилось среди них лишь в середине или конце двадцатого века.
Торговля между племенами тимбира в прошлом была довольно вялой, так как племена эти были вполне самодостаточны.
Обустройством полей, огораживанием их занимаются мужчины, а посевом и уходом за растениями занимаются как мужчины, так и женщины. Исконно женскими занятиями были собирание фруктов, орехов и съедобных корней, в то время как мужчины занимались охотой и рыболовством. Сегодня женщины занимаются сбором урожая зерновых, кроме риса, в сборе которого участвуют представители обоих полов. Женщины обеспечивают семьи дровами и носят воду, готовят, воспитывают детей, делают уборку в домах, которые строят мужчины. Впрочем, если необходимо, каждый индеец канела может выполнять любой вид работы независимо от половой принадлежности.
Землей владеет все племя, но участки с распаханными какой-либо семьей полями и посаженными фруктовыми деревьями принадлежат ей, пока с годами не зарастают кустарником.
Система родства
Счет родства у индейцев канела билинейный, то есть ведется по двум линиям, а не только по одной. Матрилинейность проявляется только при передаче, наследовании определенных прав при проведении ритуалов. Полноценной матрилинейности, то есть такой системы, где счет родства ведется только по матери и ее предкам, вероятно, никогда и не было. Наименьшая родовая группа – это «очаг» (хаумро). Образуют ее от двух до семи женщин, являющихся близкими родственницами. В идеале это мать, две или три ее дочери и их мужья, дети и неженатые братья. Эта группа живет вокруг одного очага и разделяет между собой общую еду. Ряд очагов, в котором женщины являются родственницами друг другу по всем женским линиям, называется «длинный дом» (икре-руу, дословно «дом-длинный»). Из тринадцати длинных домов по состоянию на 1971-ый год самый длинный включал в себя двенадцать хижин, а самый маленький лишь одну.
Теоретически все женщины длинного дома одного поколения называют друг друга сестрами, будучи родными сестрами или параллельными кузинами. Эти сестры называют родителей друг друга матерью и отцом, так же и детей друг друга считают своими детьми. Некоторые исключения вносят изменения в эту терминологическую простоту. Передача женских личных имен, формальные и неформальные дружеские отношения и некоторые различия между двумя и более поколениями могут варьировать терминологию в пределах одного длинного дома. Как бы то ни было, группы параллельных кузин образуют костяк длинного дома в пределах деревни. Родственные связи кросс-кузин составляют пары длинных домов. Потомки сестер отца человека, сестер отца матери и сестер отца отца проживают в родственных по происхождению длинных домах. Каждый в пределах этого связанного круга домов называет всех женщин его сестрами отца, а мужчин отцами (сын сестры отца) или братом матери (сын сестры отца матери или сын сестры отца отца), хотя есть много исключений. В этнографии выделяют шесть систем терминов родства. Система индейцев канела наиболее близка типу кроу, где, например, мать и сестра матери называются одним словом, также и отец и брат отца. Отличие здесь в том, что сестра отца, мать отца, мать матери и все прямые предки-женщины объединены терминологически, так же, как брат матери, отец матери, отец отца и все остальные предки-мужчины по прямой линии.
Брак
Брак у индейцев канела всегда моногамный и заключается между людьми, не состоящими в родстве (либо приходящимися друг другу дальними родичами). Экзогамия внутри длинного дома обычно приветствуется, даже просто в качестве любовной внебрачной связи. Экзогамия поддерживается также и между длинными домами кросс-кузенов.
Ранее (до девяностых годов двадцатого века) не было особых предписаний для заключения первых браков. После свадьбы молодые супруги жили и живут в доме жены за редкими исключениями. В случае перенаселения старшие дочери с несколькими детьми ставят дом позади или впереди хижины своих матерей. Бывают и случаи сорората, то есть когда мужчина вступает в брак с несколькими женами, женщинами, приходящимися друг другу сестрами, хотя такое случается и нечасто – лишь для воспитания оставшихся без отца детей. Левират (то есть женитьба на вдове покойного брата) не практикуется. Очаг (семья) редко принимает к себе родственного мужа. Свадьбы и помолвки обычно устраивались ранее родителями, однако теперь инициатива переходит в руки самих молодых. Девушка, теряющая девственность с мужчиной, не имеющим детей, вступает в брак с ним, но такая связь слаба и часто нарушается, при этом семья мужа вносит значительную плату. Рождение детей укрепляет брак, и разводы случаются редко, пока дети растут. Альтернативным вариантом являются обширные внебрачные связи, которые (индивидуальные или групповые) разрешаются на нескольких фестивалях. Брак же нужен в первую очередь для рождения, поднятия и воспитания детей. Сегодня же внебрачные связи становятся все более редкими. Социализация подростков протекает довольно свободно для представителей обоих полов, пока они не достигают пубертатного возраста. Исключениями являются наказания за драки и инцесты. При достижении детьми пубертатного возраста воспитанием их уже занимаются не родители, а дяди и тети, обучая и наказывая племянников и племянниц более сурово.
Политическая организация
Институт вождества у индейцев канела относительно сильный среди племен Амазонии, однако совет старейшин контролирует власть вождя. Частично вождь получает власть от своего родного дома, частично – от дома жены, но в основном она происходит из его положения в пределах своей возрастной группы и способности управлять людьми. Он руководит собраниями старейшин, происходящими дважды в день на круглой центральной площадке деревни, резюмируя итоги обсуждения и объявляя о принятых решениях. Костяк собрания составляют трое старейшин, один из которых вправе оспаривать решения вождя, пока тот в возрасте до сорока лет, то есть относительно неопытен. Другими обязанностями старейшин является устроение пышных празднеств, присуждение наград молодым за хорошую актерскую игру на выступлениях и получение мясных пирогов от авторитетных людей, сохраняющих (в том числе, таким образом) свой высокий статус. У индейцев канела развитая судебная система, основанная на межсемейных слушаниях по различным делам и возмещении убытков. Иных наказаний у них не существует. Большинство проблем сначала всплывают на заседаниях старейшин. Если после того проблема не решается между семьями (между «дядьями»), она выносится на племенное слушание, где ее должен решить вождь.
Центральная круглая площадь деревни является священной. Там не должны происходить открытые конфликты и произноситься агрессивные, грубые речи, однако могут иметь место завуалированные споры, соревнования. За пределами деревни, особенно на фермах, жизнь индейцев канела не так хорошо контролируется. Большинство судебных разбирательств связано с супружескими проблемами.
Социальная организация
Основными аспектами социальной организации управляют родовые группы и политическая система. Другие важные аспекты относятся к сфере всеплеменных пышных празднеств и внутрисемейных обрядов. Пять крупных фестивалей и несколько менее значительных праздников включают в себя следующие социоцеремониальные единицы: пять мужских сообществ, пять возрастных, шесть площадных групп, две церемониальные противопоставленные группы («мокроголовые» и «сухоголовые») и несколько индивидуальных групп. Из-за такой сложности в организации каждый мужчина является членом как минимум шести групп, в которых существуют различные условия для взаимодействия мужчин. Такая сложная сеть связей разрушает политические оппозиции, налаживает общение и препятствует раздробленности. Наиболее важной системой является для мужчин система связей на основе возрастных групп, так как причастность к ним ощущается ежедневно.
Все мальчики и подростки старше десяти лет вовлекаются в возрастную группу на всю жизнь посредством четырех праздников инициации в течение десятилетнего периода. Старейшины на совете выбирают шестерых юношей, посвященных в статус лидеров, похожий на воинский. Эти лидеры переизбираются трижды, в зависимости от их лидерских способностей. Позднее они соперничают между собой за звание потенциального или действительного вождя племени.
Обряды жизненного цикла объединяют род индивида. Члены длинного дома параллельных кузенов (матрилатеральная структура) объединяются с членами дома кросс-кузенов (патрилатеральная структура), чтобы провести обряд для кого-то из членов рода.
Социальный контроль
Для мужчины главной управляющей силой является взаимодействие с членами его возрастной группы и давление последней на него, тогда как для женщин такой силой является поддержка или критика со стороны ее рода по женской линии. Второй важной силой для мужчин и женщин является одобрение представителей противоположного пола, доступных для вступления в добрачную или внебрачную любовную связь. Другими силами, влияющими на поведение индейца канела, являются страх перед колдовством (постепенно угасающий сегодня), клеветой и сплетнями (что особо эффективно влияет на женщин) и перед нелюбовью вождя (это важнее для мужчин).
Медицина
Индейцы канела доверяют современной городской медицине, приобретают лекарства в аптеках. Кроме того они продолжают пользоваться средствами своей собственной традиционной медицины, основанной на травах, и средствами, приготовленными также на травах, соседних фермеров. В целом, в лекарственных травах индейцы канела разбираются хорошо и не будучи шаманами.
Искусство и отдых
Индейцы канела уважают отдых и отводят для него много времени, тем самым выпуская пары и снижая уровень враждебности. Почти каждый день индейцы занимаются спортом, бегая по улицам деревни, участвуя в эстафете на дистанции от двух до двенадцати километров со стокилограммовой связкой дров. Отдых включает в себя и сексуальную активность вне брака, формальную (на фестивалях) и неформальную (обустраиваемую лично). Развитыми видами искусства являются хоровое пение и танцы, театральные постановки (на пышных празднествах). Менее популярны рисование и украшение предметов или человеческого тела. Во время довольно частых театральных постановок на праздниках индейцы канела изображают все общественные роли и традиционные ценности для обучения молодежи и для сохранения традиции.
Исследования
Культура индейцев канела была довольно подробно описана и документирована бразильским антропологом германского происхождения Куртом Нимуендажу, изучавшим индейцев канела с 1929-го года по 1936-ой, и Уильямом Крокером в его монографии «Канела (восточные тимбира)» 1990-го года.
Исследователь Уильям Крокер провел среди канела многие годы и составил несколько переписей населения в период с 1957-го по 1979-ый года. Первая и официальная перепись состоялась лишь раз, в 1970-ом году, под руководством бразильской правительственной организации. Перепись 1988-го года происходила уже под руководством агента индейской службы. Материалы из документов, богатых информацией о демографической обстановке, о родстве и местах жительства индейцев канела, возрасте, поле, отношениях между домочадцами, о заключении браков и рождении детей, были собраны и обработаны исследовательницей Маргарет Грин.
Источники:
Crocker W.H. Canela. // Encyclopedia of World Cultures, vol. 7 (South America), pp. 94–98. Vol. edited by Johannes Wilbert. (New York: G.K. Hall & Company 1994).
Crocker W.H. Canela marriage: Factors in change. In Marriage Practices in Lowland South America, ed. K. Kensinger, pp. 63-98. Illinois Studies in Anthropology, No. l4. 1984. (Urbana and Chicago: University of Illinois Press).
Crocker W.H. Conservatism among the Canela: An analysis of contributing factors. In Actas y Memorias del 35º Congreso Internacional de Americanistas, Mexico, 1962, vol 3, 1964. pp. 341-46. (Mexico City: Instituto Nacional de AntropologÌa y Historia).
Crocker W.H. Extramarital sexual practices of the Ramkokamekra-Canela Indians: An analysis of sociocultural factors. In Beiträge zur Völkerkunde Südamerikas, ed. H. Becher. Volkerkundliche Abhandlungen 1:25-35. 1964. (Hannover: Kommissionsverlag Munstermann-Druck).
Crocker W.H. Observations concerning certain Ramkokamekra-Canela (Brazil) Indian restrictive taboo practices. In Verhandlungen des XXXV111 Internationalen Amerikanistenkongresses, Stuttgart-München, 12, bis 18, August 1968, vol. 3, 1971. pp. 337-39. (München: Kommissionsverlag Klaus Renner).
Crocker W.H. The Canela (Eastern Timbira) I. // Smithsonian Contributions to Anthropology. Number 33. 1990. (Washington,D.C.: Smithsonian Institution).
Crocker W.H. The non-adaptation of a savannah Indian tribe (Canela, Brazil) to forced forest relocation: An analysis of factors. Anais do Instituto de Estudos Brasileiros [Sao Paulo] 1972. 1:213-81.
Свежие комментарии