КЕТЫ Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)- кет "человек" (мн. ч. денг "люди", "народ").
Другие этнонимы В прошлом известны как енисейцы, енисейские остяки.
Территория расселения. Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная
часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде
компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе,
Курейке.
Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в
бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.
Численность
По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897
— 988, 1926 — 1428, 1959 — 1019, 1970 — 1182, 1979 — 1I22, 1989 —
1113.
Расовая принадлежность, антропологический тип. Неоднозначной является
антропологическая оценка кетов. В общей
расовой классификации кеты относятся к енисейскому
антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По
всему комплексу антропологических признаков кеты являются
монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности
монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории
проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так,
северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к
селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская,
к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение,
что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому,
енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской
расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг.
Но данная позиция является дискуссионной.
Язык. Кетский язык в лингвистической классификации занимает
изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в
которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в
ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов,
асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи
енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских
языков. Современный кетский язык делится на два диалекта:
имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок
кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у
неболъшого числа кетов.
Современные кеты являются потомками одного из так называемых
енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного
народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны,
яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были
ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты
принимали участие в формировании отдельных групп хакасов
(качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые
в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок,
коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов
связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию
немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и
его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а
затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.
Этническая культура кетов сформировалась на основе
хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной
и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры
селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со
специфическим отопительным устройством — чувалом, распашная
одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными,
являются многие технические приемы и технологии обработки
различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов,
которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная
ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в
летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное
оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов
оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная,
подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с
выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к
северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют
явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная
длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с
южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции
чума, ряд пищевых традиций.
Все это является отражением сложного процесса формирования кетов,
в котором принимали участие различные по происхождению и культуре
этнические компоненты.
Традиционные поселения и жилища. В культуре кетов выделяется несколько типов
жилищ. Полуземлянка — основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная,
имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми
бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности
очага — чуваша. На нем же готовится пища.
Чум — универсальное жилище. Особенностью кетского чума является
набор и характер соединения основных шестов. Их два, один
вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов.
Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем.
Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.
В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых
прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла
использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн.
На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.
Библиография и источники
Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографеские очерки. Л., 1967;
Алексеенко Е.А. Кетская проблема // Этногенез народов Севера. М.,
1980. С. 118 — 140;
Алексеенко Е.А. Культы кетов // Памятники культуры народов Сибири
и Севера. (Вторая половина ХIХ — начало ХХ вв.). Л., 1977;
Алексеенко Е.А. Южносибирские элементы в культуре кетов. М., 1973;
Алексеенко Е.А. Этническое взаимодействие коренного населения
Туруханского Севера и Верхнего Таза // Народы и языки Сибири.
Ареальные исследования. М., 1978. С. 32-36;
Вайнштейн С.И. Чум подкаменнотунгусских кетов //КСИЭ. 1954. Т.
ХХI. С. 39-43;
Долгих Б.О. Кеты. Иркутск, 1934; Кетский сборник. Антропология,
этнография, мифология, лингвистика. Л., 1982.
Соколова З.П. Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998.
Музейные источники
http://www.ethnos.nw.ru/lib/data/140.html
Кеты - один из самых малочисленных и своеобразных по языку и по происхождению
северных народов России [1]. Их численность, по данным последней переписи населения (1989
г.), составила всего 1089 человек. Несмотря на это, они расселены по очень большой площади,
охватывающей весь Туруханский район и прилегающие к нему соседние территории. Находясь в
разных географических условиях, отдельные группы кетов значительно различаются по образу
жизни и хозяйственной деятельности.
Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса
еще не имела оленей. Впоследствии оно получило развитие у кетов, живших по равнинному
левобережью Енисея (по Дубчесу, Елогую, Сургутихе, Пакулихе), а также в бассейне Курейки. Не
держали оленей только подкаменнотунгусские кеты.
Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во
время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Их, как правило,
запрягали в нарты.
Обычно семьи владели не более чем 10-20 оленями, которых едва хватало для перекочевок
на зимнем промысле. Стада в 60 голов были исключением. До коллективизации самое
многочисленное стадо в 250 голов было у курейских кетов Серковых, в этом стаде были
объединены животные, принадлежавшие четырем братьям [1].
Какой-либо упорядоченной системы содержания оленей у кетов не было. Вот какая
характеристика кетского оленеводства приведена в журнале "Советский Север" в 1934 году [5]:
"По оленеводству никакого упорядоченного пользования ягельниками не существует. Летом
олени выпускаются на свободу и кормятся невдалеке от сараев (там, где они имеются, разводят
дымокуры и проч.). Часто олени уходят на десятки километров в сторону, потом возвращаются,
заходят в чужие стада и т.д. По первому снегу туземцы собираются группами и идут по тайге на
розыски своих оленей…".
Как отмечает Е.А.Алексеенко [1], практиковавшийся кетами вольный выпас оленей в летнее
время приводил к очень большим потерям. 90% годовой убыли оленей приходилось на летний
период. Поскольку к моменту отела олени обычно были уже отпущены, очень высока была гибель
новорожденных телят. Чтобы сохранить приплод, некоторые семьи задерживали стало у стойбища
до конца отела, а потом держали новорожденных телят и их матерей попеременно на привязи.
Однако такие действия были исключением, обычно же кеты узнавали о потерях в своем стаде
только осенью, когда собирали оленей для промысла.
Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского района, которое
автор проводил в 1973-1976 годах [18, 44], некоторые группы кетов еще использовали оленьи
упряжки для охотничьего промысла. На севере района кеты из поселка Серково и с Мундуйского
озера охотились на оленях в бассейне реки Курейки и ее притока реки Деген. Небольшое
количество транспортных оленей кеты из поселков Бакланиха и Сургутиха держали в бассейне
Пакулихи. У елогуйских кетов было два небольших стада оленей - одно стадо около поселка
Келлог, другое - на озере Дында. Характерно, что на левобережье Енисея в оленеводстве кетов
участвовали и отдельные семьи живущих здесь селькупов.
К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ
жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между
кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже.
Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей
таежных деревень, у кетов развито слабо.
Перспективы сохранения кетского этноса, или отдельных элементов его культуры не ясны.
Среда общения на кетском языке практически уже исчезла. Однако за годы вызванного реформами
кризиса произошел значительной отток из кетских поселков некоренного населения, а нарушение
транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции
http://rangifer.org/kets2.shtml
Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды
По сибирской легенде кеты пришли на землю со звезд и поселились на берегах Енисея. Может
быть, поэтому в их образе жизни и мировоззрении столько таинственного и необычного? В
прежние времена кеты называли себя енисейскими остяками или просто енисейцами. Многие
историки утверждают, что кеты являются потомками краснокожих канадских индейцев, шаманами и
магами от рождения. Сейчас эта народность исчезает с лица земли – в России осталось лишь
около тысячи ее представителей.
Легенда о том, как кеты переселились к югу Енисея
Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими
сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях
Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало
племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки
и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку
– так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки
дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку
несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером,
поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за
происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в
Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.
Медвежий ритуал (Медвежий праздник)
В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное,
хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением
его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой
придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется
«Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура –
это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение
медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются
окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после
удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец
– в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности
зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман
собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо
могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических
ритуалов превращают в медведей и других людей.
Легенды о медведях
Существует множество легенд, как медведи сожительствовали с женщинами, а медведицы - с
мужчинами. От них появлялись на свет необычные существа – полулюди-полумедведи, с рождения
наделенные сверхъестественными способностями. Многие из них становились сильными колдунами и
шаманами.Известны легенды про Койотбыль, который был сыном мужчины и медведицы. По преданию
однажды медведица вернулась в берлогу и увидела там мертвого мужчину. Она оживила его, и он
стал ее мужем. Кайгусь, который был человеком, принявшим облик медведя, влюбился в дочь
деревенского старика и решил жениться на ней. Лесные звери отговаривали его, боясь мести
людей. Но Кайгусь похитил девушку и бросился прочь, спасаясь от погони разъяренных
деревенских жителей. Вскоре он отпустил свою невесту, поведав о том, какой обряд она должна
провести, чтобы снова превратить его в человека.
У кетов Кайгусь считается хозяином леса, покровителем лесных животных и охотников. Перед
охотой люди проводили особые ритуалы, чтобы умилостивить Кайгуся, окуривали охотничьи
снасти, чтобы очистить их от прикосновения женщин, сохраняли красивые беличьи шкурки и
старались не причинять боль промысловым животным.
Кетский шаманизм
Кроме медведя кетские шаманы особенным образом почитали птиц – лебедя, орла и гагару. Во
время обряда камлания шаман кричал, подражая птицам, и пел особые мелодии – считалось, что у
каждой птицы есть своя песня. Кеты были уверены в том, что первым в мире шаманом был орел –
именно он и научил людей шаманить. Считалось, что все великие маги были лебедями. Во время
камлания многие шаманы превращались в птиц и могли облететь полмира. Не случайно шаманская
одежда содержала птичьи элементы – конец плаща сзади напоминал птичий хвост, плащ был
украшен перьями, а головной убор имитировал голову орла с длинным клювом.. Самые главные
шаманские обряды, в том числе и ритуал посвящения в шаманы, кеты проводили весной, с
прилетом пернатых.
Когда шаман умирал, шаманский дар наследовала его дочь, а потом дочь могла передать эти
способности только сыну или внуку – строгое чередование мужчин и женщин как преемников
шамана соблюдалось неукоснительно. Если одежда шамана рвалась или портилась каким-то иным
образом, это сразу же сказывалось на его здоровье – шаман мог заболеть и даже умереть.
Поэтому шаманы берегли свой плащ и головной убор как зеницу ока, считая их своим вторым
телом.
Мифология кетов
Кеты обожествляют небо, называя его - Есь и считая единственным Богом, управляющим
мирозданием. Есь гораздо больше, чем небо, которое считается Есевой кожей. Северное сияние –
это огонь Еся, а туча – гора Еся. Несмотря на то, что Есь часто проявляет черты Бога-
громовержца, он не вмешивается в земные дела, а наблюдает за ними со стороны.
Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и
насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая
противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом
изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле,
который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в
случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль
Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней,
но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях,
оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм,
то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.
Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России
происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И
прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней
канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков.
Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто
уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей
планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…
http://dommagii.com/articles/540-kety-mify-i-realnost-ritualy-obryady-legendy
Свежие комментарии