На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

А что вы думаете о евгенике?

 

                Александр Беззубцев-Кондаков

    

ЕВГЕНИКА КАК «ПРОКЛЯТЫЙ ВОПРОС»

                                         «Демократические» общества готовы терпеть любые крайности и извращения, если только они не имеют национально-расовую подоплеку. Западная цивилизация оправдает любой экстремизм, кроме национального.

Однако в один из этих «тайников» мы и собираемся заглянуть.

           Считается, что евгеника, как наука о расовой гигиене, возникла в Третьем Рейхе и что только в гитлеровской Германии проводились евгенические исследования. Это со­вершенно неверный взгляд. В ХХ веке лидирующие позиции в области евгенических исследо­ваний занимали две страны – США и Советская Россия. С Германией же связан отнюдь не рас­цвет этих исследований, а, наоборот, полная их дискредитация, доведение до абсурда.

            Евгеника (от греч. «евгений»- благородный)  возникла в 1870-е годы в Англии, и ее родоначальником был Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. Гальтон воспиты­вался в квакерской семье, и первейшим его источником знаний о мире стала Библия. Спустя годы, разрабатывая новую науку, Гальтон увидел в ней черты религиозной морали.Он пришел к выводу о необходимости беречь генофонд избранной человеческой расы, отбирая лучших ее представителей, наделенных выдающимися способностями, которые, по мысли Галь­тона, передаются по наследству. Однако евгеническая практика существовала за много веков до Гальтона. Общеизвестно, что в Спарте хилых младенцев уничтожали, сбрасывая в пропасть, в результате чего возник тип неуязвимого спартанского воина. Великий древнеримский философ Сенека писал: «Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит все стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем; точно также мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового».

          В начале ХХ столетия в Америке в целом ряде штатов были приняты законы о стерилизации наследственно дефективных. К 1914 году такие законы действовали уже в 12 шта­тах. Известно, что в штате Индиана по данным на июль 1911 года было проведено 875 операций стерилизации. В Калифорнии с ноября 1910 года по лето 1912  стерилизации подверглось 268 человек. Однако в декабре 1921 года в штате Индиана операции по стерилизации были запре­щены как «жестокая, несовместимая с основами конституции карательная мера». По названию этого штата стала именоваться широко обсуждаемая в 1920-е годы идея лишения человека спо­собности производить потомство. Доктор Шарп, проведший около пятисот операций вазекто­мии, отмечал, что в результате этих операций не останавливается половое развитие и даже не уменьшается интерес к противоположному полу.

              Активно работали шведские евгенисты. При государственной поддержке в Швеции возникло два института – в 1918 г. основан институт экспериментальной биологии и теоретиче­ского изучения наследственности близ города Лунда, а в 1922 году возник институт расовой биологии в Упсале.

              «Индианская идея» обсуждалась в Советской России на страницах «Русского евгениче­ского журнала», где М.Волоцкой, ссылаясь на мнение побывавших в Америке врачей, утвер­ждал, что в Соединенных Штатах подобные операции часто осуществляются отнюдь не насиль­ственно и не только над пациентами психиатрических клиник, но и над лицами, которые опаса­ются, что их дети окажутся пораженными наследственным недугом. В 1920 году при поддержке Наркомздрава Н.А.Семашко было создано Русское евгени­ческое общество. Начинает выходить периодическое издание – «Русский евгенический журнал». В целом же работы в области евгеники курировались наркомом просвещения А.В.Луначарским. Евгеника обрела в Советской России особый статус. Идея появления новой человеческой генерации в  первые годы советской власти овладела многими умами. Все это придавало исследованиям евгенистов особый политический смысл.

                 Одним из сложных вопросов, встающих перед евгенистами, является вопрос о том, как определять элиту, чей генофонд является ценностью мирового масштаба. Да, спартанцы сформировали тип непобедимого воина, выиграли Пелопонесскую войну у Афин. Но при этом Спарта не знала великих полководцев. Спарта не оставила следа в культурной и научной жизни. Задачи искусственной селекции в Спарте были ориентированы на воинскую доблесть, а не научные достижения. Многие гении страдали тем или иным заболеванием, которое делало их с евгнической точки зрения «вредным материалом». Н.К.Кольцов в статье «Улучшение человевечской породы» отмечал, что «эпилепсия или помешательство (сочетаются) с высоким талантом и даже с гениальностью». Здесь мы приближаемся к давнему и неразрешимому вопросу о соотношении нормы и аномалии.  Патология и норма находятся в диалектической взаимосвязи, каждая патология дает более ясное представление о норме. В Древней Греции уродством считалось всякое качество, которого не было у других обитателей данного социума, т.е. расовые особенности тоже становились признаками уродства. Большая заслуга в изучении патологии принадлежит Аристотелю, который определил уродство как проявление изменчивости живого, тем самым опровергнув мистический взгляд на патологию. В Средние века возобладал вновь религиозно-мистический взгляд на патологию, и уродство стало считаться карой за греховную сущность человеческого рода.

                В 1929 году увидела свет статья Н.К.Кольцова «Задачи и методы изучения расовой па­тологии», в которой автор отметил, что практическая медицина  привыкла иметь дело прежде всего с европейцами, а в современных условиях сплошь и рядом сталкивается с тем, что одни и те же болезни совершенно по-разному протекают в различных странах. Заключена ли причина этого лишь в климатических условиях и в несхожести образа жизни европейцев и туземцев? Н.К.Кольцов был не готов дать однозначный ответ на этот вопрос. Он счел необходимым обра­титься к давней дискуссии о том, является ли человечество  одним видом «хомо сапиенс» или же за  общим понятием «человечество» скрывается несколько видов, соответствующих расам. Вывод Кольцова был однозначен: « …человечество представляет собою, конечно, один вид, т.к. никогда не было установлено, что скрещивания между различными расами бесплодны или хотя бы только характеризуются пониженной плодовитостью». Однако и здесь не все так просто. Нельзя пренебрегать фактором длительной географической изоляции населения каждого континента. В течение многих тысячелетий сама природа оставалась блюстителем расовой чистоты. Но вот возросла мобильность человека, пространство словно бы «сократилось» и изолирован­ность континентов исчезла, поэтому перед человечеством с неведомой доселе остротой встала проблема расового смешения, а вслед за этим и вопросы о равенстве (или неравенстве) рас .  Какую роль в истории человечества сыграет ликвидация расовой обособленности? Кольцов воз­держался от прогнозов на сей счет.

              Здесь будет уместным вспомнить, что в древности считалось, будто неграми стали представители белой расы, почерневшие под африканским солнцем, т.е. чернокожие возникли в результате видоизменения белой расы. Негры в свою очередь считали европейцев такими же неграми, просто побелевшими от холодов и недостатка солнца. Те и другие были едины во мнении, что  существовала некая пра-раса, распавшаяся на несколько рас под воздействием природно-климатических условий. Когда в 1670 году Москву посетил прибалтийский немец Якоб Рейтенфельс, он писал о русских людях, что «цвет лица у них такой же, как  у европейцев, благодаря холодному климату, исправившему первоначальный темный, азиатский». Расхожей стала фраза, приписываемая Жозефу де Местру: «Поскребите русского, и найдете татарина». Французский антрополог Поль Брок (1824-1880) написал работу под названием «Человечество: один вид или несколько?», в которой полемизировал с моногенистами, т.е. сторонниками теории о едином происхождении рас. Брок недоумевал, «каким образом  европейские и негритянские типы, столь различные между собой, могли произойти естественным путем, т.е. без помощи чуда, от первоначально единого вида».

           Генетик А.С.Серебровский в 1929 году выступил с предложением внедрить «социалистическую евгенику» или антропотехнику, суть которой состояла в том, чтобы искусственно осеменять женщин спермой талантливых мужчин. Осеменив женщин спермой вождей революции, можно было расчитывать на появление нового поколения борцов за светлое будущее. Современный профессор-генетик А.П.Акифьев в книге «Генетика и судьбы»(М.,2001) пишет: «…есть сведения, что в США даже существует тайный банк спермы нобелевских лауреатов. Хорошо известно, что многие лауреаты Нобелевской премии были горячими сторонниками евгеники». Кто знает, может быть ничего фантастического и не было в проекте Серебровского.

               Можно ли говорить, что Советская Россия и фашистская Германия обнаруживают идейную близость в евгеническом вопросе?  Йорг Ланц фон Либенфельс, чьим журналом «Ос­тара» зачитывался в молодости Гитлер, предлагал радикальную программу для «уничтожения человека-животного», включавшую в себя тщательную генетическую селекцию, стерилизацию дефективных и даже убийство. Программа Ланца имела религиозную подоплеку( некоторое время он являлся послушником цистерцианского монастыря Святого Креста). Он призывал арийцев «положить на алтарь детей тьмы», т.е. представителей низших рас. Евгеника здесь ока­зывается на службе у религиозного фанатизма. Расисты занимались профанацией евгеники, ко­торая, как и всякая наука, неидеологична. Важно, какие цели ставит перед собой евгенист. Это может быть стремление к здоровому, гармоничному обществу. И может быть желание уничто­жить представителей неарийской расы. Евгеника может стать орудием осуществления как пер­вой, так и второй задачи. Судьбы евгеники в Советской России и фашистской Германии демонстрируют различия в целеполагании.

 

 

 

Картина дня

наверх