На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Фильм “Орда”: и вновь по пути исторического обмана.


Вид города Сарай Бату.

Корреспондент радио “Азатлык” о новом историческом фильме, который выйдет на экраны зимой. Предлагаем перевод материала.
Русские снимают новый исторический фильм. Не первый и, скорее всего, не последний. Очередная картина – о татарах, а вернее об истории Золотой Орды. То, каким образом будет показан наш народ в этом фильме, вызывает множество вопросов.


В 1996 году по телевидению был показан фильм “Ермак” – о завоевании Сибири. Понятно, что Ермак, разгромивший Сибирское ханство и уничтоживший тысячи татар, был представлен настоящим героем. В свое время татары, проживающие в Сибири, выступив против картины, смогли вызвать общественный резонанс и добились кардинального перемонтажа “Ермака”. Несмотря на это идея подчинения “диких татар” русскому народу отчетливо прослеживается на протяжении всей ленты.
Есть еще фильм Владимира Хотиненко – “1612”. Продюсер картины – Никита Михалков. Ни для кого не секрет его увлеченность русской идеей. Премьера картины, в которой русские отважно защищают свою родину от польской интервенции, состоялась 4 ноября 2010 года. Аккурат в День народного единства, который выдумало российское правительство. Фильм был профинансирован из бюджета. Чиновники надеялись, что россияне, посмотрев картину, станут истинными патриотами.

Создатели картины хотели донести до современного обывателя одну мысль: русскую землю защищали от вражеского нападения разные народы, в том числе, и татары, которые плечом к плечу с русскими воевали с захватчиками. Еще до выхода картины повсюду разносились хвалебные отзывы, государство не пожалело денег на PR. Только вот ни режиссер, ни продюсер не оправдали вложенных средств и надежд. Как бы ни хвалили картину, она не сыскала популярности у зрителя.
Кроме того, в последние годы в России был снят целый ряд фильмов при помощи Русской православной церкви. Например, картине Павла Лунгина “Царь” свое благословение дал сам патриарх Алексий II. Фильму “Поп”, вышедшему на экраны в 2010 году, также оказали свою поддержку русские священники, а отец Кирилл явился на премьеру ленты.


ФИЛЬМ “ОРДА” СНИМАЕТСЯ НА ДЕНЬГИ ПРАВОСЛАВНЫХ КРУГОВ
Эксперименты с историческими фильмами продолжаются и по сей день. Режиссер Андрей Прошкин работает над лентой “Орда” (название картины может быть изменено, второй вариант названия – “Святитель Алексий”). Съемки завершены. Ожидается, что в прокат лента выйдет зимой.



Андрей Прошкин.

По сюжету события этого фильма разворачиваются в XIV веке. На просторах Евразии, в том числе, и на русских землях правит Джанибек. Столица Золотой Орды – Сарай Бату. Митрополит Алексий приезжает из Москвы в Сарай. Его путешествие в столицу татарского государства полно приключений. Священнику грозит смерть. Он должен сделать выбор: спасти себя или спасти Московское княжество от очередного набега татар. Митрополит чудесным образом избавляет мать Джанибека Тайдылу от слепоты, тем самым спасая родину от нашествия диких татар.
Главная идея “Орды” состоит в том, чтобы показать, насколько трудно было сохранить русским национальное самосознание, язык, традиции в условиях сильнейшего давления другого народа и другой религии. Русских, вынужденных жить под татарским игом, спасает христианская вера и священники.
Картина финансируется из государственного бюджета. Фильм снимается по заказу студии “Православная энциклопедия”.


ИСТИНА, НЕ ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В ФИЛЬМЕ: В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ ГОНЕНИЙ НА РУССКИХ СВЯЩЕННИКОВ НЕ БЫЛО.
В интервью радио “Азатлык” режиссер Андрей Прошкин заявил, что он “не знает, что пишут о его фильме в Интернете люди, которые смотрят онлайн фильмы, но картина наполовину основана на реальных событиях, а наполовину – на вымысле”. На вопрос “Почему для исторического фильма был выбран именно этот период истории?” внятного ответа он дать не смог.



Съемки фильма "Орда".

“Я не сам выбрал эту тему. Мне предложили – я не отказался. Не каждый день появляется возможность снять историческую ленту. Студия “Православная энциклопедия” занимается религиозными темами. Мне рассказали о митрополите Алексии, а затем я и сам заинтересовался. Юрий Арабов очень быстро написал сценарий. Здесь есть место и истории, и мистике. В кино практически нет вымысла. В основу описываемых событий легло “Житие Алексия”.
Золотая Орда во многом перекликается с нашей современностью, именно поэтому мне близка эта тема. Мы не знаем, что тогда происходило. В истории много белых пятен. При работе над фильмом пришлось очень много всего изучить”, – говорит Прошкин.
Режиссер лукавит, говоря о неизученности Золотой Орды, о том, как жили православные в татарском государстве. Худо ли, бедно ли, но период правления Джанибека достаточно изучен историками.
В XIV веке Золотая Орда – сильная и процветающая империя. Это 1342-1357 годы. Официальная история гласит, что Русь, подчиненная Золотой Орде, изнывает от татарского ига. Однако именно при Джанибеке давление на Русь ослабевает. Православные священники получают возможность свободно заниматься распространением своей религии.
В самом Сарай Бату работало несколько церквей. Здесь же была расположена резиденция московского митрополита. Об этом свидетельствуют не только татарские источники. Русские историки сами пишут, что это было так. Конечно же, последние не склонны акцентировать на этом внимание.


ДЖАНИБЕК – НЕ ДИКАРЬ, А НАСТОЯЩИЙ ДЕМОКРАТ.
Историк Айрат Тухфатуллин считает, что русские должны благодарить Джанибека, ведь он даровал им большую степень свободы.
“Период правления Джанибека – это период расцвета демократии. Джанибек – третий сын хана Узбека. В отличие от своего отца, он был более мягок и человечен. В русских летописях можно встретить очень интересные факты. Например, они вспоминают хана Узбека как “Грозный хан Узбек”. Впервые прозвище “грозный” получил не Иван IV, а татарский хан Узбек. Это потом это слово станет неотъемлемой частью имени русского царя. А вот Джанибека русские летописи называют “Добрый царь Джанибек”.
В бытность его царствования в Сарай Бату вместе с московским князем приезжает русский митрополит Симеон. Тот обосновывает правоту полученных ранее ярлыков. Джанибек соглашается с доводами и подписывает эти ярлыки.
Период Джанибека – это период роста русской церкви. Строятся храмы. Нет гонений на религию. Русские священники получают возможность спокойно работать.
В 1312 году его отец хан Узбек принимает Ислам как официальную религию Золотой Орды. Однако настоящий расцвет мусульманской религии приходится на царствование Джанибека. Большинство населения принимает Ислам. Но это происходит не за счет дискриминации других конфессий. Вообще, в Золотой Орде была свобода вероисповедания. Об этом пишут и русские, и татарские историки.
В трудах Ризаэддина Фахреддина, Габдельбара Баттала исторически доказано, что усиление Москвы происходит именно в период правления Джанибека. Они пишут о том, что Москва становится сильнейшим русским княженством. В русских летописях 1324-1360 годов можно прочитать такие слова: “…и быть тишина на Руси 40 лет и переставши татарвою воевать русская земля”.
В период правления Джанибека не было каких-либо крупных набегов. В принципе, в них не было нужды, ведь московские князья, сыновья Ивана Калиты – Симеон и Иван Красный, сами ежегодно привозили в Сарай Бату различные подарки. Симеона и Ивана Красного провожали в Москву с почестями. Митрополита тоже встречали и провожали как дорогого гостя. Это исторический факт. Русские не могут отрицать это, только вот говорить об этом тоже не желают.
Джанибек был убит собственным сыном в 1357 году. Его место на троне занял Бердибек”, – рассказал корреспонденту радио “Азатлык” историк Айрат Тухфатуллин.


“ТАТАРАМ КИНО НЕ ПОНРАВИТСЯ… НО ВЕДЬ НЕРЕАЛЬНО ПОНРАВИТСЯ ВСЕМ И КАЖДОМУ”.
Возможно, для того чтобы показать столкновение двух цивилизаций, двух народов, разных культур, стоило выбрать не период хана Джанибека, а царствование хана Узбека? Режиссер Андрей Прошкин не согласился с этой мыслью.
“В моем фильме нет темы освобождения Руси. Я не ставил такой цели. Да, там показано, что Русь не была свободной. Татары – грозные они или нет – всё равно остаются захватчиками и правителями. Кому понравится, что тобой кто-то руководит?!
Орда, описанная нами – она другая. Конечно, это период, когда Золотая Орда была сильной, но именно в это время начинается раскол, который впоследствии приведет к кризису государства. Ведь именно после смерти хана Джанибека начнется так называемая “Великая замятня”.



Говорят, что татары не будут представлены дикарями.

В этот период золотоордынские ханы часто сменяют друг друга. Начало конца сильной империи показалось мне чрезвычайно интересной темой. Поверьте, я никак не хотел снять фильм о конфликте с представителями другой религии, другого народа. Я хотел рассказать о месте человека в обществе, о его отношениях со Всевышним. Мы не стремились показать жизнь угнетенного русского народа, вынужденного существовать под игом диких татар”, – попытался объясниться режиссер.
И всё же Андрей Прошкин сомневается в том, что кинофильм понравится всем. Обычно в исторической литературе Золотая Орда и татары представлены как дикари. Вот и в этом фильме наврядли русские покажут татар как нацию, которая построила империю с идеальной структурой. Да и сам режиссер признается: “наврядли Татарстану фильм понравится”.
“Я постарался показать татар так как есть. Не было цели представить их дикими или мягкими. Да, они были людьми с жестким характером. Однако то, что людям XXI века может показаться дикостью, для того времени было обыденным явлением. Это ж ведь средневековье.
Я не знаю, как воспримет фильм татарский народ. Я в курсе, что в Татарстане возвеличивают Золотую Орду, стараются показать её как великое прошлое народа. На всех не угодишь. Татарам фильм может и не понравиться. Ничего не поделаешь!” – говорит режиссер.
“А что для вас период Золотой Орды? Как вы его воспринимаете?”. На этот вопрос режиссер ответил следующим образом:
“История – сложная штука. Особенно этот период. С одной стороны, татары прошлись по Руси мечом, уничтожив православное население. С другой стороны, Лев Гумилев описывает этот период не как период вассалов и рабов, а как многонациональный симбиоз. Он говорит, что это только укрепило Россию. Может, и действительно в последние десятилетия Золотой Орды татары с русскими жили в мире и согласии. Но что случилось потом? Куликовская битва. Мамаево побоище. Хан Туктамыш поджигает Москву, уничтожает весь народ. В этом случае у меня язык не поворачивается назвать отношения России и Золотой Орды дружественными. Добровольный союз двух государств? Об этом и речи быть не может”, – заявил Андрей Прошкин.
Режиссер сказал, что “съемочную группу консультировало очень много историков”, однако отказался назвать их имена. Также не удалось выяснить стоимость картины. “Денег ушло не мало. Исторический фильм – удовольствие не из дешевых. Без государственной помощи такой проект вытянуть нереально”, – сказал он. Фильм снимался на развалинах Сарай Бату в Астраханской области. Для этого были сооружены декорации города XIV века.


КИНО – ЭТО ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА.
Кинорежиссер Рамис Наджмиев говорит, что, снимая исторические фильмы, нужно быть предельно осторожным, хотя, по его словам, российское государство особо не церемонится, ведь в нашей стране учитываются интересы только русского народа.



Рамис Наджмиев.

“В этом случае обвинить в чем-либо режиссера нельзя. Сейчас последнее слово остается за тем, кто платит деньги. Режиссер – как мальчик на побегушках. Он всего лишь исполняет то, что ему говорят. Прошкин – талантливый режиссер. Конечно, ему не охота сидеть голодным и без денег. Государство, русская церковь платят ему, и он работает.
Народ историю знает плохо. А сидеть в библиотеках и изучать то, что было на самом деле, многим попросту лень. “Это реальная история или вымысел?” – этот вопрос задают себе единицы.
Те, кто руководит процессом, отлично всё понимают и проводят те идеи, которые выгодны им. Медиа, кино – отличный инструмент для грамотного распространения ложной информации. Да, Россия – многонациональная страна, но она остается такой лишь на бумаге. В реальности же есть титульная нация, а остальные народы вынуждены подстраиваться под те условия, которые она диктует.
Правительство ломает голову над созданием новой идеологии. Оно стремится провести одну простую мысль: в основе русской империи лежит православие. А как другие народы воспримут эту идею, никого не интересует”, – говорит татарский режиссер.
Сам Рамис Наджмиев мечтает снять фильм о зарождении тюркского каганата или Казанского ханства. Он считает, что каждое из когда-либо созданных татарских государств имеет право на то, чтобы про него был снят отдельный фильм. Только вот мечты остаются мечтами, потому как правительство Татарстана не спешит раскошелиться на такой масштабный проект.
“Конечно, всем угодить нереально. Татары, снимая свое кино, себя бы уж точно не обидели. Вот и русские тянут одеяло на себя. Только вот, описывая исторические события, нужно остерегаться однобокости. Я с нетерпением жду этот фильм. Хочется посмотреть, каким образом русские исковеркали историю”, – говорит режиссер Рамис Наджмиев.


“РУССКИЕ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ВОЗВЫШАТЬ СЕБЯ ПУТЕМ ОБМАНА”.
Автор множества исторических романов Вахит Имамов считает, что политика России основана на исторической лжи и фальсификации. “Нам, татарам, самим нужно снимать исторические фильмы”, – говорит Имамов.



Писатель Вахит Имамов.

“Русские всегда стремятся показать себя передовой, цивилизованной нацией. Видимо мечтают прославиться перед другими. Только вот сколько бы они не старались, им вовек не подняться на уровень греков и римлян.
Уже сколько лет продолжаются раскопки возле Ладоги. Российское правительство мечтает доказать, что первая столица Руси была именно здесь еще до Великого Новгорода и Киева. Они мечтают о праздновании 1250-летия города. Только вот шведские ученые напрочь отрицают все находки русских. Это всё наследие варягов.
Вот и этот фильм основан на лжи. Есть фильм Сергея Бодрова “Чингизхан”. Но и эта картина не смогла приблизиться к настоящим историческим фактам. И всё же её представляют именно как историческую ленту.
Великодержавие русских не скоро пройдет, политика давления будет продолжена. Правительство Татарстана просто обязано создать свой кинематограф. Проходящие в Казани кинофестивали нисколько не возвеличивают татар. Нам уже давно пора снимать фильмы, которые укрепляли бы национальное самосознание нашего народа”, – считает писатель Вахит Имамов.
Российское правительство и впредь будет финансировать создание лживых кинолент. Да и русская церковь внесет в это дело свою лепту. Святые отцы не просто дают свое благословение – они не жалеют средств на пропаганду русской культуры и православия.
Россия всё еще не может достичь уровня развитых государств именно из-за татаро-монгольского ига. Они в этом просто уверены. И они не хотят искать причину в себе. Все эти клерикальные круги напрочь уверовали в то, что во всех нынешних проблемах страны виноваты “дикие” татары, под игом которым пришлось жить несколько веков назад. И снимая красочные фильмы с многомиллионными бюджетами, они стремятся убедить в этом и население федерации.

Римма Бикмухамметова
Перевод Роберта Болгарского

Картина дня

наверх