На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

Ереси в Византии.

Религиозная ситуация в Византии всегда была сложной. В IV в. христианство было признано государственной религией, но первоначально его приверженцы были не слишком многочисленны. И в начале своего существования (IV-V вв.) в Византии было немало тайных или явных поклонников старых верований(а круг их был достаточно широк - это и древневосточные вавилоно-халдейские, иранские (зороастризм) верования, и монотеистические иудаизм, христианство и всевозможные синкретические учения, составленные на основе различных представлений, пр.

- манихейство). До конца V в. не были запрещены отправления домашних языческих культов. А большая часть правящей элиты была равнодушна к религиозным вопросам и предпочитала христианству увлечение античной философией.

 К тому же догматика христианства в IV-V вв. еще только формировалась, и несколько религиозных течений отстаивали свои решения этого вопроса.

Предметом страстных споров был главный догмат христианства - о единой и неделимой Троице, включающей Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого. Людей того времени особенно волновал вопрос о природе Христа. Бог он или человек?

Арианство (учение в христианстве в IV—VI веках александрийского священника Ария) не принимало основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог Сын предвечен как и Бог Отец; согласно Арию -  Сын Божий (Христос) — творение Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Богу Отцу. Причем, Сын — первое творение Отца, посредник между Богом и тварью.

В 320 году Арий был осуждён Александрийским собором, но приобрёл последователей (арианские церкви сохранялись у готов и других германских племен до VI - VII вв.) . В 325 году в Никее был собран Первый Вселенский собор. Учение ариан, провозглашавшее земную — а не божественную — природу Иисуса Христа, было осуждено, а сам Арий изгнан.

При этом — вопреки протестам ряда присутствующих — Собор включил в т. н. Никейский символ веры отсутствовавшую в Священном Писании формулу о «единосущности» (абсолютной тождественности) Бога Отца и Бога Сына.

Македониане (по имени константинопольского епископа Македония, 355-359), которые признавали Св. Духа третьим лицом Троицы по чести, но по существу отличным от первых двух лиц, - творением, а не Богом, таким образом, отрицавшие божественность Святого Духа . В 381 г. были осуждены I Константинопольским собором.

Приверженцы другого учения, несторианства (учение приписывается Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431)), утверждали, что есть разница между Христом, смертным человеком, и Сыном Божьим, несотворенным и бессмертным, и связь их была временной. Сын Божий пребывал во Христе, но не слился с ним. Поэтому несториане называли Деву Марию не Богородицей, а Христо-родицей. В 431 году учение было осуждено на Эфесском соборе, и была признана правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии.

Своего рода ответной реакцией на несторианство явилось монофизитство (возникло в V веке, как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, на Третьем Вселенском Соборе осудившего несторианство; основателем же монофизитства признается архимандрит Евтихий (378—454)), которое настаивало на том, что Христос имел только одну природу - Божественную - и лишь внешне напоминал человека. Было осужено на «разбойничьем» соборе 449 года в Эфесе и на последующем Халкидонском соборе 451 года.

 Такое же принципиальное значение в ту эпоху имел вопрос о соотношении духовного и физического в человеке. Христианство разрушило античный идеал гармонической личности, в котором красота внешняя, физическая, сливалась в единое целое с красотой духовной. Оно открыло дисгармоничность человека. Внутренняя красота может сочетаться с внешним безобразием - и наоборот.

Плотское, земное вообще часто ассоциировалось в средние века с греховным, с тем, что отделяет человека от небесной благодати. Однако это не означает, что христианство полностью отвергало все материальное, физическое. Церковь и в данном случае старалась сгладить противоречия, найти связь между противоположностями. Тело было создано Богом по его же образу и подобию, поэтому к нему нельзя относиться с пренебрежением. Земной мир, согласно христианской доктрине, устроен целесообразно, в нем есть порядок и красота, хотя и не совершенные, допускающие существование зла. Это следует из того, считали византийские богословы, что мир, сотворенный Богом, содержит в себе его проявления, энергии.

Совершенно противоположную точку зрения отстаивали сторонники так называемых дуалистических ересей, которые получили в VII-ХП вв. широкое распространение в Византии: павликианство, возникшее в Армении, и его болгарский вариант - богомильство. Еретики говорили, что только небеса - владения Бога, а земля - царство Сатаны. Человека создавали вместе и Бог, и Сатана: один вложил душу, другой сотворил тело.

Считая землю обителью зла, еретики отвергали плоть, материю, а также резко критиковали несправедливость, царящую в обществе, не признавали погрязшую в грехах церковь посредницей между Богом и людьми. Выдвигая идеал Справедливо устроенной жизни, они призывали к уходу от всего земного. Святая бедность, отсутствие собственности, аскетизм - за этим фактически стояло отрицание ценности мира.

Еретики подвергались преследованиям и жестоким казням. Но это не могло остановить еретические движения, тесно связанные с социальным протестом. Число их сторонников было достаточно велико, и исповедуемые ими идеи заметно повлияли на религиозную жизнь не только Византии, но и Западной Европы.

наверх