Религиозная ситуация в Византии всегда была сложной. В IV в. христианство было признано государственной религией, но первоначально его приверженцы были не слишком многочисленны. И в начале своего существования (IV-V вв.) в Византии было немало тайных или явных поклонников старых верований(а круг их был достаточно широк - это и древневосточные вавилоно-халдейские, иранские (зороастризм) верования, и монотеистические иудаизм, христианство и всевозможные синкретические учения, составленные на основе различных представлений, пр.
- манихейство). До конца V в. не были запрещены отправления домашних языческих культов. А большая часть правящей элиты была равнодушна к религиозным вопросам и предпочитала христианству увлечение античной философией.К тому же догматика христианства в IV-V вв. еще только формировалась, и несколько религиозных течений отстаивали свои решения этого вопроса.
Предметом страстных споров был главный догмат христианства - о единой и неделимой Троице, включающей Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого. Людей того времени особенно волновал вопрос о природе Христа. Бог он или человек?
Арианство (учение в христианстве в IV—VI веках александрийского священника Ария) не принимало основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог Сын предвечен как и Бог Отец; согласно Арию - Сын Божий (Христос) — творение Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Богу Отцу. Причем, Сын — первое творение Отца, посредник между Богом и тварью.
В 320 году Арий был осуждён Александрийским собором, но приобрёл последователей (арианские церкви сохранялись у готов и других германских племен до VI - VII вв.) . В 325 году в Никее был собран Первый Вселенский собор. Учение ариан, провозглашавшее земную — а не божественную — природу Иисуса Христа, было осуждено, а сам Арий изгнан.
При этом — вопреки протестам ряда присутствующих — Собор включил в т. н. Никейский символ веры отсутствовавшую в Священном Писании формулу о «единосущности» (абсолютной тождественности) Бога Отца и Бога Сына.Македониане (по имени константинопольского епископа Македония, 355-359), которые признавали Св. Духа третьим лицом Троицы по чести, но по существу отличным от первых двух лиц, - творением, а не Богом, таким образом, отрицавшие божественность Святого Духа . В 381 г. были осуждены I Константинопольским собором.
Приверженцы другого учения, несторианства (учение приписывается Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431)), утверждали, что есть разница между Христом, смертным человеком, и Сыном Божьим, несотворенным и бессмертным, и связь их была временной. Сын Божий пребывал во Христе, но не слился с ним. Поэтому несториане называли Деву Марию не Богородицей, а Христо-родицей. В 431 году учение было осуждено на Эфесском соборе, и была признана правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии.
Своего рода ответной реакцией на несторианство явилось монофизитство (возникло в V веке, как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, на Третьем Вселенском Соборе осудившего несторианство; основателем же монофизитства признается архимандрит Евтихий (378—454)), которое настаивало на том, что Христос имел только одну природу - Божественную - и лишь внешне напоминал человека. Было осужено на «разбойничьем» соборе 449 года в Эфесе и на последующем Халкидонском соборе 451 года.
Такое же принципиальное значение в ту эпоху имел вопрос о соотношении духовного и физического в человеке. Христианство разрушило античный идеал гармонической личности, в котором красота внешняя, физическая, сливалась в единое целое с красотой духовной. Оно открыло дисгармоничность человека. Внутренняя красота может сочетаться с внешним безобразием - и наоборот.
Плотское, земное вообще часто ассоциировалось в средние века с греховным, с тем, что отделяет человека от небесной благодати. Однако это не означает, что христианство полностью отвергало все материальное, физическое. Церковь и в данном случае старалась сгладить противоречия, найти связь между противоположностями. Тело было создано Богом по его же образу и подобию, поэтому к нему нельзя относиться с пренебрежением. Земной мир, согласно христианской доктрине, устроен целесообразно, в нем есть порядок и красота, хотя и не совершенные, допускающие существование зла. Это следует из того, считали византийские богословы, что мир, сотворенный Богом, содержит в себе его проявления, энергии.
Совершенно противоположную точку зрения отстаивали сторонники так называемых дуалистических ересей, которые получили в VII-ХП вв. широкое распространение в Византии: павликианство, возникшее в Армении, и его болгарский вариант - богомильство. Еретики говорили, что только небеса - владения Бога, а земля - царство Сатаны. Человека создавали вместе и Бог, и Сатана: один вложил душу, другой сотворил тело.
Считая землю обителью зла, еретики отвергали плоть, материю, а также резко критиковали несправедливость, царящую в обществе, не признавали погрязшую в грехах церковь посредницей между Богом и людьми. Выдвигая идеал Справедливо устроенной жизни, они призывали к уходу от всего земного. Святая бедность, отсутствие собственности, аскетизм - за этим фактически стояло отрицание ценности мира.
Еретики подвергались преследованиям и жестоким казням. Но это не могло остановить еретические движения, тесно связанные с социальным протестом. Число их сторонников было достаточно велико, и исповедуемые ими идеи заметно повлияли на религиозную жизнь не только Византии, но и Западной Европы.
Свежие комментарии