НАЦИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА И ЦЕНЗУРА
Добившись заката демократии в Германии и установив однопартийную диктатуру, нацисты организовали масштабную пропагандистскую кампанию, чтобы завоевать доверие народа и подчинить его своей воле. Нацистское министерство пропаганды, возглавляемое доктором Йозефом Геббельсом, взяло под свой контроль все средства информации в Германии — газеты, журналы, книги, а также общественные митинги, собрания, живопись, музыку, кино и радио.
Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшее самому режиму, подвергалось цензуре и уничтожалось во всех источниках.В течение весны 1933 г. нацистские студенческие организации, профессура и библиотекари составили длинные списки книг, опасных для населения Германии. Ночью 10 мая 1933 г. нацисты провели рейд по библиотекам и книжным магазинам всей Германии. Они прошли по ночным улицам при свете факелов, распевая песни и сжигая книги в огромных кострах. В эту ночь было сожжено более 25 000 книг. Среди них были труды еврейских писателей, включая Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда. Большая часть книг принадлежала перу авторов нееврейского происхождения, в том числе известных американских писателей Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя и Синклера Льюиса, в чьих идеях нацисты усматривали угрозу своей идеологии и потому запрещали их.
Нацистские цензоры сожгли также книги Хелен Келлер, писательницы, которая добилась известности, несмотря на глухоту и слепоту; узнав о сожжениях книг, она сказала, что «тирания не может победить власть идей».
Важную роль в распространении нацистских идей играли школы. Цензоры изъяли некоторые книги из школ и заменили их новыми, учившими лояльности к партии, любви к Гитлеру, антисемитизму. На внеклассных собраниях «Гитлерюгенда» и «Лиги девушек Германии» детей учили верности нацистской партии. В школах и за их пределами молодежь отмечала день рождения Адольфа Гитлера и годовщину его прихода к власти.
с чего оно начиналось:
5 ДЕКАБРЯ 1930 г.
ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС СРЫВАЕТ ПРЕМЬЕРУ ФИЛЬМА
В Берлине Йозеф Геббельс, один из высокопоставленных помощников Адольфа Гитлера, и штурмовики (СА) срывают премьеру фильма «На Западном фронте без перемен», поставленному по одноименному роману Эриха Марии Ремарка. Нацисты бросают дымовые бомбы и чихательный порошок, чтобы остановить показ фильма. Зрителей, протестующих против срыва премьеры, избивают. Роман всегда был непопулярен среди нацистов, считавших изображение жестокости и абсурдности войны проявлением «антигерманских» настроений. В конечном итоге фильм запрещают. В 1931 г. Ремарк эмигрирует в Швейцарию, а нацисты, придя к власти в 1938 г., лишают его немецкого гражданства.
13 МАРТА 1933 г.
ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ПРОПАГАНДЫ РЕЙХА
Йозеф Геббельс, один из наиболее доверенных сподвижников Адольфа Гитлера, назначен главой министерства просвещения и пропаганды Рейха. Это ведомство подвергает цензуре все литературные произведения и работу средств массовой информации (газет, радио и кинематографа), а также общественные развлекательные и культурные программы (театральные, художественные и музыкальные). Геббельс насаждает в СМИ нацистскую расистскую идеологию.
10 МАЯ 1933 г.
ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС ПРОИЗНОСИТ РЕЧЬ ВО ВРЕМЯ СОЖЖЕНИЯ КНИГ В БЕРЛИНЕ
Сорок тысяч человек присутствуют при выступлении министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса на Оперной площади в Берлине. Геббельс осуждает произведения, написанные евреями, либералами, «левыми», пацифистами, иностранцами и другими, называя их «антигерманскими». Студенты-нацисты сжигают книги. Из всех библиотек Германии удаляют запрещенные книги. Геббельс провозглашает «очищение германского духа».
Нацистские карикатуры времен Второй мировой
Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила — карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны.
Предлагаю вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году).
Главные герои карикатур — лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои — это, конечно же, евреи, которые , по мнению нацистских агитаторов, стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции.
Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались.
"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает — англичане любят воевать чужими руками.
"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" — говорит
Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.
"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года — удар японской палубной авиации по Пирл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Рузвельт.
"За кулисами". Популярный сюжет нацистских карикатур — еврей-кукловод
и куклы: Сталин, Черчиль, Рузвельт. На полу валяются уже не нужные куклы, такие как Чемберлен.
"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" — спрашивает Южная Америка.
"Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль — Штаты
используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.
15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур.
Сильнейшая крепость в мире" — радуется журнал успехам японцев.
"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" — говорит
Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.
"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли,ободряли приунывших читателей.
"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура
иллюстрирует отношение немцев к американцам.
"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.
"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое — шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников. А в первые годы войны они,
действительно, добились впечатляющих успехов.
Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей".
"Полип". Карикатура в комментариях не нуждается.
"Они едят друг друга, а еврей ест их всех". Еще одна антисемитская карикатура.
"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.
"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают,считали совсем не лишним.
"Наколотые". Комментарии излишни.
"Не правда ли, так мило, преподобный? Он хочет стать британским большевистским комиссаром, когда подрастет". Снова темой карикатуры стал союз между Россией и Британией.
Эй, Бимбо! Смотри какие смешные сарайки тут у них в Европе". В конце войны нацисты стремились убедить немцев в том, что американцы гонят в бой диких негров, которые сотрут с лица земли европейскую культуру. Опыт по этой части у немецких карикатуристов уже был — в годы Первой мировой они рисовали карикатуры про французские колониальные войска.
"Кровавый насос". Без комментариев.
"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к
финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.
Но, самое страшное заключалось в том, что , немцы верили пропаганде.
Свежие комментарии