Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.
Ранние произведения Тициана
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).
Тициан. Любовь земная и небесная. 1514
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная»(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.
Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518
Тициан и придворная культура
В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Тициан. Венера Урбинская. До 1538
Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522
До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».
Тициан. Вакханалия. 1523-1524
Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»
Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.
Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522
Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.
Тициан. Флора. 1515-1520
Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.
Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526
Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.
Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.
Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.
Усиление драматизма образов
В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543
В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.
Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548
Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).
Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).
Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545
Влияние маньеризма на Тициана
В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).
Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559
В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.
Тициан. Благовещение. 1562-1564
Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.
Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.
По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.
Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Причиной этого была во многом слава его портретов. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.
Тициан был активен как портретист на протяжении всего своего творчества. Даже в последний период, сосредоточившись на религиозных темах, он не забрасывал портретов совсем и находил в себе энергию писать их. Между 1567 и 1568 Тициан создал два свои величайших шедевра в портретном жанре: автопортрет и портрет Якопо Страда.
Женские портреты
Тициан. Портрет дамы (Ла Скьявона). 1508-1510
Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514
Тициан. Виоланта. Ок. 1514
Тициан. Юдифь. Ок. 1515
Тициан. Тщеславие. Ок. 1515
Тициан. Флора. 1515-1520
Тициан. Флора. 1515-1520 (деталь)
Тициан. Портрет Лауры Эвстокии. Ок. 1529
Тициан. Красавица. 1536
Тициан. Портрет Изабеллы д'Эсте, герцогини Мантуанской. 1536
Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага. Ок. 1538
Тициан. Портрет молодой женщины в шляпе с пером. Ок. 1536
Тициан. Девушка в меху. 1536-1538
Тициан. Девушка в меху (деталь). 1536-1538
Тициан. Портрет Клариссы Строцци. 1542
Тициан. Портрет девушки. 1545
Тициан. Портрет Джулии Варано, герцогини Урбинской. 1545-1547
Тициан. Портрет Изабеллы Португальской. 1548
Тициан. Девушка с блюдом фруктов. Ок. 1555
Тициан. Портрет девушки с веером. Ок. 1556
Мужские портреты
Тициан. Портрет мужчины в платье с синими рукавами (Мужчина с ватным рукавом). Ок.1510
Тициан. Юноша в шляпе и с перчатками. 1512-1515
Тициан. Портрет больного. Ок. 1514
Тициан. Портрет мальтийского рыцаря. 1510-1515
Тициан. Портрет врача Джанджакомо Бартолотти из Пармы. Ок. 1515
Тициан. Портрет мужчины в красной шапке. Ок. 1516
Источник фото
Тициан. Портрет музыканта. Ок. 1515 или 1545
Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522
Тициан. Портрет Томазо или Винченцо Мости. Ок. 1526
Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. Ок. 1528
Тициан. Портрет Федерико II Гонзага, герцога мантуанского. 1529
Тициан. Портрет Джакопо (Джакомо) Дольфина. Ок. 1532
Тициан. Портрет Джакопо (Джакомо) Дольфина (деталь). Ок. 1532
Тициан. Портрет Ипполито Медичи. 1532-1534
Тициан. Портрет императора Карла V с собакой. 1533
Тициан. Портрет Джулио Романо. Ок. 1536
Тициан. Портрет Франческо Мария делла Ровере, герцога Урбинского. 1536-1538
Тициан. Венецианский дож Андреа Гритти. 1537-1540
Тициан. Портрет французского короля Франциска I. 1539
Тициан. Портрет кардинала Пьетро Бембо. Ок. 1540
Тициан. Портрет Бенедетто Варки. Ок. 1540
Тициан. Портрет Рануччо Фарнезе. 1542
Тициан. Портрет Рануччо Фарнезе (деталь). 1542
Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545
Тициан. Даниэле Барбаро. 1545
Тициан. Портрет Пьетро Аретино. 1545
Тициан. Портрет венецианского дожа Андреа Гритти. Ок. 1545
Тициан. Портрет венецианского дожа Андреа Гритти (деталь). Ок. 1545
Тициан. Портрет Андреаса Везалия. Ок. 1545
Тициан. Мужской портрет. 1540-е гг.
Тициан. Портрет папы Юлия II. 1545-1546
Тициан. Портрет папы Павла III. 1545-1546
Тициан. Кардинал Алессандро Фарнезе. 1545-1546
Тициан. Портрет императора Карла V в кресле. 1548
Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548
Тициан. Курфюрст Саксонии Иоанн Великодушный, низложенный императором Карлом V. 1548
Тициан. Курфюрст Саксонии Иоанн Великодушный. 1550
Тициан. Антуан Перрено Гранвелла. 1548
Тициан. Антуан Перрено Гранвелла (деталь). 1548
Тициан. Портрет графа Антонио Порчи. Ок. 1548
Тициан. Портрет Антонио Ансельми. Ок. 1550
Тициан. Портрет мальтийского рыцаря с часами. Ок. 1550
Тициан. Портрет испанского короля Филиппа II в доспехах. 1550-1551
Тициан. Портрет короля Испании Филиппа II. Ок. 1554
Тициан. Портрет мужчины в военном снаряжении. 1550-1552
Тициан. Портрет кардинала Кристофоро Мадруццо. 1552
Тициан. Портрет Маркантонио Тревизани. 1553-1554
Тициан. Портрет венецианского дожа Франческо Венье. 1554-1556
Тициан. Портрет венецианского дожа Франческо Венье (деталь). 1554-1556
Тициан. Портрет мужчины с пальмой. 1561
Тициан. Автопортрет. 1562-1564
Тициан. Автопортрет. 1566
Тициан. Автопортрет (деталь). 1566
Тициан. Портрет Джакопо Страды. 1567-1568
Групповые портреты
Тициан. Концерт. Ок. 1510
Тициан. Торжественная речь губернатора Милана, маркиза дель Васто перед войсками. 1539-1541
Тициан. Папа Павел III со своими внуками, Алессандро и Оттавио Фарнезе. 1546-1546
Тициан. Папа Павел III со своими внуками, Алессандро и Оттавио Фарнезе (деталь). 1546-1546
Тициан. Аллегория Времени, руководимого Благоразумием. 1565
Свежие комментарии