На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

КАЗНИ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Обычное европейское зверство
Во многих странах до самого последнего времени применялись публичные казни. Да, и в наше время казни на электрическом стуле в США совершаются в присутствии свидетелей: своего рода контроль общества за действиями властей. Но, всё таки, публичные казни в истории Европы и России коренным образом различаются.
Так в Саксонской правде VI–IX веков, смертная казнь предусматривалась 14 статьями, а по городскому Магдебургскому праву в Германии XIV–XVI веков смертью каралось от 20 до 40 видов преступлений.
В Англии XV века казнили за 80 видов преступлений а в XVII–XVIII веках, наказывалось смертью уже свыше 200 видов преступлений. Казнить могли за то, что человека застигли вооруженным или переодетым в чужом лесу, за злонамеренную порубку или уничтожение деревьев, злонамеренное уничтожение скота, за двоебрачие, за карманную кражу на сумму свыше 1 шиллинга (если кража совершена в публичном месте). В 1819 году смертью каралось уже 225 преступлений. Инфляция заставила поднять сумму украденного, за которую полагалась смерть, с 1 шиллинга до 5 (кража из лавки) и 40 шиллингов (кража из дома). Впрочем, смертную казнь теперь суд мог гуманно заменить ссылкой в колонии либо тюремным заключением. Рациональное решение. Растущей Британской империи теперь нужны были не показательные трупы, а бесплатная рабская сила в колониях.
Во Франции XVII–XVIII веков – по 134 статьям, каралось смертью оскорбление коронованных особ, богохульство, кража коровы, совращение монашки и тайное проникновение ночью в королевский дворец.
На фоне этого кошмара Кодекс Наполеона во Франции был просто песней торжествующего гуманизма: он предусматривал санкцию в виде смертной казни «всего» в 30 случаях. Собственно, с кодекса Наполеона и началось постепенное смягчение законодательства в странах Европы. Но еще в начале XX века в Испании смертью каралось до 70 преступлений, включая угон скота и празднование языческих праздников.
Какие-же казни были в Европе?
«Азиатская жестокость» – привычный оборот речи. Но даже турецкие и персидские палачи – малые дети в сравнении с европейскими. Цивилизация усовершенствовала виды казни, но что касается изобретательности и оригинальности, то тут наши предки дадут нам сто очков вперед. Судите сами: законы Франции, Британии, многих княжеств Европы знали до 20 способов умерщвления и до 40 разных пыток, членовредительств и истязаний.
Римский император Тиберий придумал вид пытки-казни: с умыслом напоив людей допьяна вином, им, охмелевшим и беспомощным, перевязывали члены, и они изнемогали от задержания мочи. Другой император – Калигула - применял перепиливание человека пилой. Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для гладиаторских зрелищ, Калигула велел кормить зверей преступниками из тюрем, не разбирая меры их вины. А, что касается отрезания от тела кусков мяса, - подобное было с неким юношей Филологом, предавшим своего учителя Цицерона. Вдова Квинта (брата Цицерона), получив право на расправу с Филологом, заставляла его отрезать куски мяса от собственного тела, жарить и есть их! Сдирание же кожи с живого человека издавна практиковалось на Ближнем Востоке.
Сожжение живьем, в Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного бака и разжигая огонь снаружи. Сожжение широко применялось католической церквью, так как по их изложению, с одной стороны казнь происходила без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и мужчины, обвинённые в мужеложстве. Наибольшую «популярность» сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Просвещения, при этом на голову жертве надевали железную маску с кляпом, чтобы крики не мешали присутствующим наслаждаться сопровождавшими казнь религиозными песнопениями. Именно с таким кляпом был сожжён на костре Джордано Бруно. Сжигали также с использованием сырых дров, чтобы огонь помедленнее разгорался. Качели – когда человека раскачивали на виселице, и он то влетал в костер, то его выносило прочь. Так постепенно и поджаривался. Сожжение рук или ног. Сожжение постепенное. Частичное сожжение – когда к человеку привязывали снопы соломы, поджигали и пускали бежать в чистое поле. А в Голландии, во Франции и в Италии некоторых преступников варили, иногда в кипятке, иногда в масле. И опускали в кипяток не сразу, а медленно спускали на веревке, делая большие остановки. В средневековой Германии подобным образом расправлялись с фальшивомонетчиками (другим видом наказания для них, по так называемому Любекскому праву, было снятие волос с головы вместе с кожей).
Самые тяжёлые пытки и казни применялись для борьбы с преступлениями против веры. Еретиков вычисляли на зависть просто: например, в эпоху “охоты на ведьм” достаточно было кашлянуть во время проповеди, чтобы священник распознал вселившегося в тебя беса. После этого несчастного ждало сожжение на костре, предваряемое богатым набором пыток вроде “скамьи растягивания” (пытка силой натяжения), которая вплоть до XVIII в. была основным инструментом в зале допроса осуждённых. Жертву клали на скамью, закрепляли ноги, руки привязывали за головой к лебёдке. Тело растягивали сантиметров на 30, выворачивая осуждённому плечи и суставы, расчленяя позвоночный столб, разрывая мускулы, брюшную полость, грудь… Ведьм и колдунов также сажали в обнажённом виде на “испанскую лошадь”: деревянную скамью, имевшую форму треугольника острым ребром кверху. На ноги подвешивался груз, и ребро “лошади” под тяжестью тела и гирь постепенно врезалось внутрь.
Замуровывание в стену упоминается в легендах, фольклоре и литературе. Человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, о девушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали в стене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как её невинность, цветами и красными, как кровь, ягодами. На Балканах получило распространение поверье, что крепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека (чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле на Балканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки (длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основание строения).
Четвертование - как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века. В Англии, а затем в Великобритании за особо тяжкие государственные преступления назначали самую мучительную и изощрённую казнь — «повешение, утопление и четвертование». Осуждённого вешали на короткое время на виселицу, так чтобы он не умер, затем снимали с верёвки и выпускали ему внутренности, вспоров живот. Только затем его тело рассекали на четыре части и отрубали голову; части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным». Четвертование в Англии, а затем в Великобритании существовало вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году.
Первой жертвой этой казни был последний государь, или принц, Уэльский Давид (в 1283 году) — после этого принцами Уэльскими назывались старшие сыновья английских королей. В 1305 году шотландец сэр Уильям Уоллес был казнён так же в Лондоне. В 1535 году был осуждён сэр Томас Мор, автор «Утопии»: «влачить по земле через всё лондонское Сити в Тайберн (обыкновенное в старом Лондоне место казней), там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он ещё не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». В самый день казни, ранним утром 6 июля, Мору объявили королевскую милость: ему только отсекут голову. В 1660 году около десяти чинов военных и гражданских, участвовавших в составлении смертного приговора Карлу I, были, по возвращении его сына, осуждены за цареубийство и казнены так же. Здесь примечательна одна подробность, показывающая новый вид королевской милости: король Карл II разрешил, в виде исключения, некоторых осуждённых не четвертовать, а оставить на виселице до смерти; а тела их целыми отдать родственникам и друзьям для погребения. Фактически практика оставления казнимого на виселице до получаса (что практически гарантировало, что последующие фазы казни будут совершаться уже над покойником) существовала и ранее, с начала XVII века. В 1803 году Эдуард Марк Деспард, ирландский офицер и бывший белизский губернатор, также только замышлявший покушение на Георга III, а также шестеро его сообщников, были приговорены к потрошению и четвертованию, но затем королевским указом приговор был заменён на повешение и посмертное обезглавливание. В 1814 году повешение до смерти перед четвертованием стало законом, а в 1947 году казнь (не применявшаяся с 1820-х гг.) была отменена полностью.
Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году. В 1589 году такой процедуре подверглось мёртвое тело убийцы Генриха III, Жака Клемана, который был заколот на месте преступления телохранителями короля.
Колесование — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. Приговорённому к колесованию, палач дробил прикованной к земле жертве кости, проезжаясь по ней железным колесом, потом изломанное тело к этому колесу привязывалось и поднималось на бревне вверх – для острастки. Пытку эту – как и другие – специально продумывали таким образом, чтобы жертва умирала как можно дольше: агония колесованных длилась порой три недели. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.
Повешение за ребро — вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать. Также практиковалось повешение за челюсть. Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались Гестапо и войсками СС.
Посажение на кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол. Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием и сцены этой казни часто изображались на барельефах. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила. На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.
Тем не менее, посажение на кол иногда применялось и в странах Европы. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть.
Особой жестокостью отличился румынский правитель Влад III Цепеш, известный также под произвищем Дракула. По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) или анус на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках). Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.
Гаррота— испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы. Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее. В 1828 году Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту, как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Различались «благородная гаррота» (казнимый следовал к месту казни в седле на лошади и сам давал сигнал к экзекуции), «обычная гаррота» (доставка на лошади или муле) и «подлая гаррота» (исп. garrote vil), когда осуждённый следовал на осле или пешком; термин «подлая гаррота» также употребляется в Испании как общее название этой формы казни.
Применялась также в США до изобретения Эдисоном электрического стула.
Железная дева (англ. Iron maiden) — орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением. Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние «клиента». Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос, затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.
По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осуждённого, Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части. Если описание имело реальные корни, то можно считать это устройство одним из первых известных механических автоматов — где в движение механизм приводился весом осуждённого который действовал на пружину в полу. Некоторые «железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Самый известный экземпляр был построен в Нюрнберге в начале XVI века. До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая «Нюрнбергская дева», была разрушена в результате авиационного налёта. Учитывая строгую формализацию средневековых инквизиционных процессов и регламентацию дозволенных пыток, можно с уверенностью утверждать, что если «железная дева» и использовалась, то только светскими судами. Тем не менее, существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке. Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна.
Килевание — в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого. Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.
Дьявольский ветер — название типа смертной казни, заключается она в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха). Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников. Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), писал следующее: «Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем, и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». «Смерти они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего бояться, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строго разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях».
Казнь после смерти - казнь умершего человека это, конечно, нонсенс. Тем не менее, история знает немало курьезных случаев, когда человека казнили после того, как он умер. Впервые такая история встречается в плутарховском жизнеописании Суллы. Когда Сулла, наделенный полномочиями диктатора, стал составлять списки людей, которых он объявляет вне закона (то есть фактически приговаривает к смерти), то некий Луций Катилина попросил Суллу внести в эти списки своего родного брата. Брат был мертв, (Луций Катилина убил его некоторое время назад), но Сулла распорядился вписать имя покойника в списки на умерщвление, словно он еще был жив. Нечто похожее было во Франции с адмиралом Колиньи, убитым во время резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г. Несколько месяцев спустя, 21 октября 1572 года, на Гревской площади в Париже в присутствии членов королевской семьи была совершена казнь уже мертвого адмирала. Все было, как положено: палач, плаха, королевский глашатай и т. д. кроме одного -не было самого Колиньи. Вместо него присутствовало его изображение. Обряд потребовался, чтобы придать смерти адмирала законный вид. Но есть случаи и похлеще -когда трупы предавали реальной физической казни. В конце IX века папский престол в Риме занимал епископ Формоза. Когда он умер, новый папа Стефан VI решил… судить своего предшественника. Для этого, через несколько месяцев после кончины Формоза вырыли из могилы, одели в папские одежды, посадили на трон и подвергли суду. Во время судебного разбирательства были доказаны грехи Формозы, за которые его лишили папского престола. Затем папу казнили -сначала отрубили ему три пальца, которыми он благословлял народ, после чего труп за ноги протащили по Риму и сбросили в Тибр. А Джона Уиклифа, предшественника английской реформации, казнили аж через 40 лет после его смерти, последовавшей в 1384 г. Останки Уиклифа выкопали из земли и сожгли. Спустя три века похожим образом англичане поступили с Оливером Кромвелем. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и… повесили, а голову выставили на крыше Вестминстер-Холла. Непонятно, правда, за что цепляли тело, если отсутствовала голова. Может, за ноги?
Отношение к самоубийцам во все времена было отрицательным. Общество и церковь однозначно высказывало свое отношение к осмелившимся лишить себя жизни. И то, что их не хоронили на общем кладбище, пожалуй, цветочки по сравнению с тем, что происходило в средние века. Волею случая в руки профессору Принстонского университета Роберту Дарнтону попал дневник жителя Эдинбурга по имени Роберт Биррел. «Томас Добби утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года, — писал Биррел. — На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице». Известный американский историк, отправился в архив Эдинбурга. Там он нашел документы, в которых подробно описывались надругательства над… трупами. В каталоге архива, относящегося к XVI–XVII векам, Дарнтон обнаружил фолиант под названием «Публичные экзекуции мертвецов». Автор этого труда подробно подсчитывал судебные издержки, связанные с казнями трупов, вплоть до цены веревок для виселицы и хвороста для костра. В «Публичных экзекуциях…» приводилось пять платежных документов, согласно которым различные люди получили деньги за судебный процесс по делу мертвого Томаса Добби и последующую его казнь. Согласно первой «платежке», чуть больше шиллинга заплатили рабочим, вытащившим утопленника из карьера. Столько же заплатили офицерам, которые ждали на берегу, придавая процедуре официальный характер. Один фунт получили рабочие за то, что они за ноги тащили тело по брусчатке сначала в суд, а потом — на виселицу. Пришлось также раскошелиться на лошадь и повозку, на которой покойника перевозили в здание тюрьмы. Правда, не совсем понятно, из чьего кармана были взяты денежки на финансирование «услуг». Возможно, средства удалось выручить от продажи имущества, оставшегося после смерти горемыки Добби… В результате офицерам, сопровождавшим мертвеца в тюрьму, а затем на виселицу, была заплачена значительная сумма. Невероятно, но согласно архивным документам, покойника в суде пытали, желая установить, покончил ли он с собой или утонул по неосторожности. Неясно, из каких соображений исходили судьи, однако Томаса Добби приговорили к повешению.
Европейцы в XVI веке были необычайно изобретательны, придумывая наказания для мертвецов. Особенно много таких экзекуций проходило в Шотландии с 1598 по 1626 год — обычно в больших городах, таких как Эдинбург. Издевательство над трупами в эпоху Возрождения там считалось законным. И если в Англии и северной Германии, например, самоубийц хоронили с колом, вбитым в спину, то в Шотландии так не поступали, предпочитая расправляться с ними по-своему — тащили по мостовой в суд, а потом вешали или сжигали на костре.
И как же долго в Европе творились подобные безобразия? Имеются документы, согласно которым над мертвыми телами издевались в Эдинбурге даже в 1670 году. Однако к этому времени взгляд на подобные экзекуции в корне изменился. Применение пыток к трупам признали вне закона. А в XVIII веке итальянский реформатор Чезаре Бонесано отметил, что наказание мертвых влияет на живых не больше, чем избиение статуи. Более того, он заявил, что такие поступки цивилизованных людей делают их похожими на дикарей. Хотя тем, кто жил в эпоху Возрождения, вероятно, казалось, что этим они удерживают своих соотечественников от самоубийств.
Пытки и наказания были самыми разнообразными. В Париже XVII века карманным воришкам палач ломал во многих местах кости ног железной палкой, – во многих местах, чтобы никогда больше не могли ходить. Отрубание руки или обеих рук за воровство - это вообще «классика», об этом и говорить-то банально. Кастрация. Ослепление. Мастера Иоганнуса из Аугсбурга, создателя одного из соборов Кракова, ослепили за то, что он вовремя не отдал долг. По суду приговорили именно к такому наказанию и выжгли мастеру глаза. Порка самыми различными предметами, включая специальные доски, кнуты и плети самых разных размеров и длины, и сегодня в Британии всякий гражданин мужского пола старше 24 и моложе 60 лет может быть приговорен к порке плетьми – до 50 ударов. Уточнение про пол – позднего происхождения, поправка сделана в 1906 году. Но последний раз применяли закон в 1937 году. Конечно, постепенно нравы смягчались. Многие наказания оставались в законе, но практически не применялись. С 1895 года в Британии перестали по суду клеймить железом беглого каторжника, можно лишь пороть и оставлять связанным на несколько суток, сажать в залитый водой карцер, морить голодом. Впрочем, в армии до сих пор солдат формально имеют право связывать, пороть и держать без света в карцере. Это в Британии! В законодательстве Австро-Венгрии порка плетьми существовала вплоть до 1918 года.
Преступления, связанные с плотскими грехами, наказывались почти так же сурово, как сношения с нечистой силой. Особенно жестоко расправлялись с гомосексуалистами: специально для них была изобретена пытка “пила”, когда палач распиливал пополам подвешенного за ноги осуждённого. Поскольку положение вниз головой замедляло окисление мозга, жертва не теряла сознания до той минуты, пока острие не доходило до пупка. Между прочим, в Испании этот способ расправы с сексуальным инакомыслием применялся до конца XVIII века. Женщинам, сделавшим аборт, и матерям-одиночкам вырывали груди: делалось это с помощью орудия, называемого “испанский паук” – железных клещей, которые палач докрасна раскалял на огне. А жён, нарушивших супружескую верность, и не сдержавших обет целомудрия монашек приравнивали к ведьмам и растягивали на скамье. Вот почему в средневековье прекрасные дамы с такой охотой надевали тяжеленный кованый пояс верности, изобретённый в Италии в XII в. Пояс верности стал самым модным из предметов средневекового дамского туалета: носить его было, безусловно, приятнее, чем согласиться на зашивание влагалища, которое широко практиковалось в те времена в Европе, оголтело боровшейся за чистоту нравов. “Заключение” это длилось порой годами: уходя в крестовый поход, доблестный рыцарь забирал с собой ключ, отпиравший вход к прелестям своей возлюбленной, поскольку средства сообщения тогда были ещё весьма несовершенны, хрупкие создания месяцами разгуливали в железном нижнем белье. Между прочим, фасон пояса не был лишён некоторого изящества: два отверстия для отправления естественных нужд “украшались” изящными коваными зубчиками, которые в случае покушения на невинность дамы, угрожающе клацали.
Как это ни удивительно, ещё в 90-х годах прошлого века пояс верности можно было преспокойно приобрести в парижских лавках.
А вот как расправлялись в средневековье с незадачливыми бизнесменами. Банкротов и лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, в назидание публике подвешивали на “маятник”. Это считалось лёгким наказанием: связанные за спиной руки жертвы приковывали к лебёдке, которую затем начинали раскачивать. Жертва болталась в воздухе как неприкаянная денежная купюра.
Фальшивомонетчиков недели на две помещали в деревянный саркофаг, носивший поэтичное название “нюрнбергская дева”: в саркофаге проделывали отверстия, в которые вершители правосудия вставляли железные иглы – само собой, раскалённые.
Совсем уж “смехотворным” наказаниям подвергали лгунов и пьяниц: их сажали посреди площади на “позорный стул”, заставляя просунуть руки и голову в деревянную колодку. Прохожие выделывали с прикованным к стулу нарушителем все, что им заблагорассудится: кололи, щипали – могли в прямом смысле защекотать до смерти… Орудие наказания, называемое “скрипка кумушек”, предназначалось для болтливых дам и капризных жён: их парами заключали в деревянный воротник, имевший форму скрипки, с двумя отверстиями. Приходилось на посмешище толпе ходить в нем по улицам целый день.
Некоторые из средневековых пыток применялись даже в XX веке.


Материалы с сайта http://4stor.ru/histori-for-life/6386-vidy-smertnoy-kazni.ht... , и из книг В. Р. Мединского

Картина дня

наверх