На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

РИМСКИЕ ПАНЕГИРИКИ


Летом 1433 г. епископ г. Феррары Джованни Тавелли де Тусси-
льяно, более известный в среде итальянских гуманистов как
Ауриспа, отправился в плавание вниз по Рейну. Целью его поездки
было посещение знаменитых соборов Майнца, Кельна и Аахена.
Водный путь был не только удобным, но и наиболее безопасным:
в прирейнских землях было неспокойно.

То здесь, т о там восставали
крестьяне, выступавшие против засилья церкви и феодалов.
Иногда из соседней Чехии появлялись отряды гуситов, повергавших
в панику местное рыцарство. Но Ауриспу не смущали опасности.
Он был опытным путешественником. Из своих недавних
поездок в Грецию, охваченную смутой и борьбой с турками, ему
удалось вывезти ценнейшие рукописи произведений знаменитых
писателей, философов и историков древности: Софокла, Еврипи-
да, Платона, Аристотеля, Фукидида. Удача сопутствовала Ауриспе
и в путешествии по Рейну. Просматривая пыльные манускрипты
Майнцского кафедрального собора, он обнаружил не известную
доселе рукопись. "Panegyrici Latini" («Латинские панегирики»), —
прочитал Ауриспа.
Панегирики... Обычно так называют выступления, прославляющие
кого-либо или что-либо. Манускрипт, найденный Аурис-1
пой, начинался панегириком императору Траяну, написанным
известным римским государственным деятелем и писателем Плинием
Младшим в 100 г. Далее без всякой хронологической последовательности
шли 11 панегириков, написанных в период с 289
по 389 г. Ученые заинтересовались находкой Ауриспы. К настоящему
времени ей посвящены уже десятки монографий и статей,
но интерес к сборнику не угасает. Наибольшей известностью
пользуется "Панегирик" Плиния. Его переводили и комментировали
во многих странах, в том числе и в России1 . Что касается
остальных, то в этом отношении им очень не повезло и по степени
изученности им далеко до произведения Плиния.

Одиннадцать других речей сборника обычно называют галльскими
панегириками, потому что они написаны уроженцами или
жителями римской провинции Галлия. В этом нет ничего удивительного:
она славилась своими школами. Примерно спустя столетие
после завоевания Галлии Юлием Цезарем (I в. д о н.э) здесь
в наиболее крупных городах стали возникать риторские школы, в
которых "знатнейшие молодые люди" (V 5.3)2 завершали свое

образование. Обучение в риторской школе считалось почти непременным
условием успешного начала административной или политической
карьеры. В ней изучали риторику, грамматику, литературу,
философию, право, иногда — начатки астрономии, математики,
географии. С течением времени все больше городов стремились
открыть такие школы. Это было чрезвычайно престижно, выдвигало
город в разряд культурного центра. Поэтому к IV в. — пику культурного
развития римской Галлии — во многих ее городах имелись
риторские школы. Что касается авторов галльских панегириков, то
относительно двоих из них мы не располагаем сведениями, а остальные
учились и преподавали в школах Бурдигалы (совр. Бордо)#
Августодуна (Отён), Августы Треверов (Трир). $
Интересное описание риторской школы, носившей название?
Мэниана3 , оставил Евмений, автор панегирика 289 г. Это было
довольно высокое здание с портиком, располагавшееся в самом
центре города между храмом Аполлона и Капитолием (V 3,2, 9.3).
Стены внутренних помещений были украшены картами (фреска
или мозаика), довольно точно изображавшими различные регионы
огромной империи (V 20, 21). Будущие юристы, преподаватели
и чиновники должны были иметь ясное представление о вероятном
поле своей деятельности. Ведь никто не мог знать, куда его
закинет судьба и где ему улыбнется удача. У одних, как у Мамер-
тина, автора панегириков 289 и 291 гг., служба пройдет в Италии
и у германской границы. Другие, как Евмений и автор панегирика
321 г. Назарий, будут заниматься преподавательской работой в
Галлии. Полем деятельности третьих может быть Иллирия, как это
случилось, например, с автором панегирика 362 г. Клавдием
Мамертином, которому император Юлиан I даже присвоил звание
консула. А автор панегирика 389 г. Латин Пакат Дрепаний в
награду за удачно произнесенную речь был назначен проконсулом
Африки.
Пока же будущие преподаватели, юристы и чиновники внимательно
слушали наставника и стилем (металлической палочкой)
записывали на покрытых воском табличках заданные упражнения.
Большое внимание в риторских школах уделялось красноречию.
Ученикам задавалась тема (конкретная или умозрительная), которую
о н и должны были развить, выказывая при этом самостоятельность
мышления и умение хорошо аргументировать выдвигаемые
тезисы. Иногда учеников заставляли импровизировать (в форме
монолога или диспута), но обычно они составляли речи заранее,
а затем заучивали.
Судя по небольшому объему ранних панегириков сборника эти
речи были произнесены наизусть. Размер панегирика определялся

обстоятельствами, при которых его произносили. "Если бы я
захотел остановиться на (многочисленных подвигах императоров.
— И.Ш.), то для этого мне не хватило бы ни всего этого дня, ни
завтрашнего, ни последующих; к тому же не надо забывать о
времени, ибо цезарь выслушивает мою речь стоя" (IV 4.4)4.
Надо полагать, что императоры, которым посвящены последние
три панегирика сборника, выслушивали их сидя, поскольку
объем этих речей превышает ранние речи в два-три раза. Иногда
сами императоры заказывали ораторам речи по тому или иному
случаю, указывая при этом, на какие вопросы следует обратить
особое внимание. И поднаторевшие со школьных времен в выступлениях
на заданную тему, ораторы развивали в меру своего
понимания тезисы заказчика. А понимали они их довольно часто
по-своему.
При внимательном чтении галльских панегириков становится
очевидным, что ораторы, не выходя из канонов жанра и придерживаясь
буквы социального заказа, могли выразить собственное
мнение по любым волновавшим их вопросам. Поэтому речи
сборника, как правило, отражают взгляды и заказчика и исполнителя.
Иногда они различаются принципиально, иногда отличие
заключается в оттенках. Словом, каждый панегирик несет на себе
печать своего создателя. То же самое можно сказать и о сборнике
в целом, ибо он тоже имел своего составителя. По всей вероятности,
им является автор последней речи сборника — Латин Пакат
Дрепаний, который поставил десять других речей между взятым
за образец "Панегириком" Плиния и собственным произведением.
Отбор производился Пакатом тщательно, и в результате политическая
направленность сборника в целом подтверждает мысль
его составителя о якобы вековой лояльности галльских провинций
по отношению к Риму5.
В Италии, куда Ауриспа привез копию, снятую с майнцкой
рукописи, панегирики вызвали большой интерес. Вскоре после
изобретения книгопечатания сборник "XII Латинских панегириков"
был впервые издан. Вероятно, это произошло в Милане в
1482 г. После этого интерес к сборнику возрос. Его печатают в
Австрии, Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Всего сборник
выдержал около двадцати изданий, из них три — в нашем
веке. После издания в 1513 г., которое предпринял ректор Венского
университета И. Шписсхаммер, сборник получил европейскую
известность. Началось его всестороннее изучение.
Неизвестно, каким временем датировалась исчезнувшая впоследствии
майнцская рукопись. Возможно, это была одна из копий,
которые были распространены в Галлии в IV — V вв. Вероятнее

всего, это была копия с копии.

 

Панегирический жанр
в
Древней Греции и Риме


Слово "панегирик" происходит от древнегреческого прилагательного
panëgyricos (pän — весь и ageirö — собирать, созывать) —
"праздничный, связанный & устройством всенародного праздника,
произносимый на народном собрании".
Его современное значение — похвальная речь в честь кого-либо
или чего-либо — возникло не сразу. Впервые, насколько нам
известно, термин "панегирик" в смысле "похвальное слово в
торжественном всенародном собрании" был использован знаменитым
греческим оратором, основателем первой в Афинах риторской
школы Исократом (436-338 гг. д о н.э.)1 . Панегириком2 называется
и политическая речь этого оратора, произнесенная, или
прочитанная3 , в 380 г. д о н.э. В ней Исократ прославляет Афины
и призывает греческие общины к объединению под руководством
Афин и Спарты для борьбы с персами.
Собственно, хвалебные речи в честь богов или людей назывались
в Греции энкомиями (соотв. латинскому термину laudatio),
в которых прославлялись, главным образом, мифологические
герои и их добродетели. Энкомии оказали большое влияние
на развитие биографического жанра античности. Ярким примером
этого типа речей может служить энкомий Исократа "Эва-
гор", во многом послуживший образцом для позднейших хвалебных
речей. "Эвагор" построен по четкому плану: в его начале
восхваляются предки критского правителя, затем излагаются
основные события жизни самого Эвагора и дается хвалебная
характеристика его личности. Особой заслугой Исократа является
создание большого периода (сложного предложения, в
котором придаточное предложение или ставится впереди главного,
или же одно либо несколько придаточных предложений
вводятся в главное). Исократовский период четко разделен со-

дсржательно и формально и оформлен ритмически (особенно в
начале и к о н ц е фразы)4.
Разрабатывая теорию красноречия, Исократ определил те качества,
к о т о р ы м и должна обладать хорошо составленная
речь:"Лучшими из речей я признаю те, которые посвящены наиболее
важным вопросам, наиболее ярко характеризуют ораторов
п приносят наибольшую пользу слушателям"5.
Младший современник Исократа Аристотель (384-332 гг. до
п. э.) хотя и не рассматривал панегирики как отдельный жанр,
иыделил основные признаки похвальных речей: наличие многочисленных
риторических приемов, особенно преувеличений, и
необходимость обращать особое внимание читателей (или слушателей)
на те обстоятельства, которые указывают на достоинства
восхваляемого лица, лишь вскользь останавливаясь на всем известных
фактах. Эти приемы, в частности, широко используются
и галльских панегириках.
Пристальное изучение теории похвального красноречия начинается
с Эпикура (342/341 — 272/271 гг. д о н.э.), однако ни ему,
ни его последователям не удалось дать ясного определения панегирического
жанра. Выделение панегириков в отдельный вид
похвальных речей впервые встречается у Филодема ( П О — 40/35
гг. до н . э . ) , который четко разделяет eidos dêmêgoricon (род политического
красноречия), dieänicon (род оправдательного красноречия)
и panëgyricon (род хвалебного красноречия)7.
В Риме панегирический жанр стал бурно развиваться с конца
Республики. Огромное влияние на него оказали древнегреческие
образцы, однако и на римской почве жанр хвалебных речей имел
свою долгую историю.
Так, в Риме издавна были распространены надгробные речи
(laudationés funèbres), которые произносились во время похорон
знатного лица и содержали похвалу высоким моральным и гражданским
качествам умершего. Одна из наиболее известных речей
такого рода — речь Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. д о н.э.), произнесенная
им на похоронах его тетки Юлии8 . Эти laudationes
funèbres послужили моделью для построения панегириков наряду
с благодарственными речами (gratiarum actiones) вступающих в
должность кандидатов. Первоначально они адресовались сенату
или народу, а в императорское время — императору. При Августе
было принято специальное постановление сената, согласно которому
вступающие в консульскую должность сенаторы были обязаны
публично приносить благодарность богам и императору9.
Анализ различных видов ораторского искусства содержится в
трудах знаменитого римского писателя и политического деятеля

Марка Туллия Цицерона (106 —43 гг. д о н.э.). В своих трактатах
"Об ораторе", "Брут" и "Оратор" Цицерон подробно говорит о
трех видах античного красноречия: торжественного (сюда входят
и хвалебные речи), совещательного и судебного. Основной задачей
красноречия Цицерон считал: 1) доказать свои положения; 2)
доставить удовольствие слушателям; 3) заставить их принять предлагаемое
решение. Вслед за Исократом Цицерон подчеркивал, что
ораторская речь должна быть насыщена периодами, имеющими
симметрическое строение с внутренними рифмами и ритмическими
концовками1 0.
Теоретические разработки Цицерона оказали большое влияние
на последующее развитие ораторского искусства; его речи тщательно
изучались в риторских школах и нередко использовались
ораторами в качестве образцов. На развитие панегирического
жанра оказали сильное влияние и такие речи Цицерона, как «Pro
lege Manilia» (В защиту Манилиева закона), «Pro Marcello» (В
защиту Марцелла), «De imperio Cn. Pompei» (Об империи Гн.
Помпея), хотя Цицерон ни "разу не назвал ни одной своей речи
панегириком. Особый интерес в этом отношении представляют
речи" Pro Marcello" и "De imperio Cn. Pompei", с которыми были
хорошо знакомы галльские панегиристы. Рассмотрим подробнее
первую из них, более часто используемую галльскими ораторами.
Речь "В защиту Марцелла" была произнесена перед Цезарем в
начале сентября 46 г. до н.э. В ней Цицерон заранее благодарил
Цезаря за возвращение из изгнания политического противника
диктатора Марцелла. По существу, это — типичная похвальная
речь, построенная по законам жанра. Она имеет трехчастное
деление: вступление, основную часть и заключение. В основной
части помимо восхваления военных подвигов, прозорливости и
милосердия Цезаря, Цицерон намечает программу действий для
него: необходимость потушить огонь гражданской войны и установить
государственный строй "в интересах граждан" (т.е. прежде
всего — в интересах сенатского сословия, к которому принадлежал
сам Цицерон). Через всю речь проходит основная мысль Цицерона:
Цезарь должен быть милосерден по отношению к своим
политическим противникам. Кроме того, в речи содержится и
столь характерная для галльских панегиристов мысль о "божественной
быстроте" императора1 1 , а прославление главных, по мнению
Цицерона, достоинств Цезаря — доблести (Virtus) и счастливой
судьбы (Fortuna) — напоминают прославление счастья (Felicitas)
и благочестия (Pietas) в панегирике 291 г.12
В I в. до н.э. появляются наиболее ранние известные нам
панегирики: это стихотворный Panegyricus Augusto, принадлежа-

щий Варию Руфу, и анонимные Panegyricus Messalae и Panegyricus
ad Calpurnium Pisonem. Особый интерес представляет "Панегирик
Мессале", который, как и упомянутые речи Цицерона,
имеет трехчастное деление. При этом во вступлении оратор всячески
умаляет свои достоинства и просит снисхождения при
иыелушивании его речи — мотив, постоянно встречающийся в
галльских панегириках (III 1; IV 1,5; V 3.1; V I I 1; VIII 2.3; IX 1.1-5;
X 1; XI 1; XII 1). В основной части панегирист, используя
мифологические и исторические сравнения, воспевает доблесть
Мессалы, а в заключении — уверяет его в своей преданности.
Определенное влияние на развитие панегирического жанра
оказала и римская биографическая литература, которая сочетала
в себе элементы биографии, исторического сочинения и похвалы
различным доблестям и добродетелям прославляемого лица. Из
произведений такого рода для нас важно "De vitta Julii Agrico- lae"
("Жизнеописание Юлия Агриколы") Тацита (55-120 гг.), которое,
несомненно, знали и использовали галльские панегиристы1 3 . В
>том произведении мы находим ту четкую схему, которой впоследствии
следовало большинство панегиристов: рассказ о происхождении
и внешности прославляемого лица, восхваление его
гражданских добродетелей и воинских доблестей, последовательный
рассказ о его жизни с подробным изложением тех фактов,
которые могут наиболее полно возвеличить прославляемое лицо
и глазах слушателей.
В период империи возможности произнесения похвальных
речей значительно увеличились: их произносят по поводу различ- t
пых праздников, годовщин основания Рима и других городов,
прихода императора к власти или его побед над политическим
противником и т.д.
В это время речи произносятся как на латинском, так и на
греческом языках. Из риторов, оказавших влияние на развитие
панегирического жанра, наиболее известны Дион Хризостом,
)лий Аристид, Либаний, Фемистий, писавшие на греческом
языке, и Квинтилиан, Фронтон, Симмах, Авзоний, писавшие на
латинском.
В сочинении Квинтилиана (35-96 гг.) "De institutione oratoria"
C O воспитании оратора") содержится теоретическая разработка
панегирического жанра. Содержание панегирика определяется
им, с одной стороны, как похвала, и в соответствии с этим
панегирик относится к похвальному роду красноречия (genus
laudativum). С другой стороны, Квинтилиан подчеркивает, что
похвальные речи должны быть не только полезны (на что указывал
еще Исократ), но и приятны слушателям, вследствие чего оратор

может извлечь из произнесения их определенную выгоду лично
для себя1 4.
Что касается Фронтона (II в.), то д о наших дней не дошло ни
одно из его риторических произведений. Однако из его писем и
свидетельств античных авторов известно, что о н следовал литературным
канонам доцицероновой эпохи и тяготел к использованию
в своих литературных произведениях языковых архаизмов. Галльские
панегиристы хорошо знали и высоко ценили Фронтона как
оратора (им были написаны многочисленные похвальные речи
императорам Адриану и Антонину Пию). Один из панегиристов
называет его "не вторым (после Цицерона — И.Ш.), а другим
украшением римского красноречия" (IV 14.2).
В латинском языке понятие "панегирик" постепенно сливалось
с понятием "похвальная речь" (laudatio). Видимо, эти понятия
совпадали уже во время Квинтилиана1 5 . Основанием для этого
явилось то обстоятельство, что в силу политической ситуации того
времени любое политическое выступление (письменное или устное)
непременно должно было включать в себя прославление
императора1 6 .
Наиболее значительным из дошедших до нас памятников панегирического
жанра, написанных на латыни, является сборник
XII Panegyrici Latini. Сборник легко делится на две части, первую
из которых представляет собой Панегирик Плиния Младшего
императору Траяну (100 г.), оказавший огромное влияние на
развитие панегирического жанра.

ПРИМЕР ПАНЕГИРИКА

Панегирик Плиния Младшего
императору Траяну

 

Название Panegyricus дано этому произведению составителем
сборника XII Panegyrici Latini. По существу же оно представляет
собой благодарственную речь1 7 , в которой оратор благодарит за
предоставленное ему императором консульское звание.
В Панегирике Плиния — ученика Фронтона и большого поклонника
Цицерона — принцип построения похвальных речей
получил свое окончательное воплощение. Его характеризует четкий
план (в котором умело сочетаются хронологический и тематический
принципы), использование периодической речи, различных
тропов и фигур. Во вступлении (§ 1-4) содержится традиционное
обращение к богам и дается характеристика Траяна как
человека простого и скромного. Именно эти качества императора
положены в основу его восхваления. В главной части (§ 5-89)

Плиний подробно говорит о приходе Траяна к власти, его государственной
и судебной деятельности, воинских доблестях и гражданских
добродетелях. Плиний подробно останавливается на взаимоотношениях
Траяна с друзьями, его поведении в частной
жизни, его покровительстве наукам и искусству. В заключении
(§ 90-95 ) речь идет преимущественно о самом Плинии, который
благодарит императора за свое назначение на должность консула
и обращается с мольбой к богам за Траяна. Через весь Панегирик
проходит сравнение мрачного режима Домициана с тем "счастьем",
которое установилось в Римском государстве во время
правления Траяна.
Плиний, единственный из авторов сборника, ясно сформулировал
цель благодарственных речей: "Sed parendum est senatus
consulto, quo ex militate publica placuit ut consulis voce sub titulo
gratiarum agendarum boni principes quae fecerunt recognoscerent, mali
quae facere deberent" ("Однако следует подчиняться постановлению
сената, которое в интересах общественного блага постановило,
чтобы речь консула, произносимая под предлогом принесения
благодарности, хорошим принцепсам напоминала о том, что они
действительно совершили, а плохим говорила о том, что они
должны были совершить." Plin. Paneg.4).
Отличительной особенностью Панегирика является то, что
восхваление здравствующего императора стало сюжетом целой
книги

наверх