На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Голем. Легенды, литература, искусство.

 

ГО́ЛЕМ (גֹלֶם, буквально `неоформленное тело`, `истукан`), человекоподобное существо, реже — любое живое существо, созданное посредством магического акта. Слово голем встречается в Библии лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека. В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций.

Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в аггаде голем(Санх. 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Санх. 22б). В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем и в смысле «болван», «глупец». 

 

 

 

 

 

Гипотезы происхождения слова:

Значение самого слова «голем» - просто глина. Корень ГЛМ встречается в  Еврейской Библии (Ветхом Завете) (Пс. 138:16) в слове галми (ивр. גלמי‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древнееврейского galam — он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду, индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (пуля) и MAR (огонь), слово — Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой. Впрочем, это представляется малоубедительным.

 

Первым термин голем применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил Элазар бен Иехуда из Вормса в труде «Содей разая» («Тайны таинств», приблизительно начало 13 в.), где привел необходимые для совершения этого акта словесные и буквенные формулы и подробно описал соответствующий мистический ритуал. Идея о возможности создания голема была навеяна талмудическим преданием о чудесном сотворении человека (Санх, 65б). 

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи. В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии. Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (жил в середине 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир. 

 

Широкое распространение получила возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета (обвинения евреев со стороны христиан в употреблении крови христианских младенцев) путём своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив своё задание, голем превращается в прах.

Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту, главному раввину Праги, Йехуде Бен Бецалелю, Махаралю (Иехуда Лёв (Лива) бен Бецалель (Махараль). Эта легенда приобрела наибольшую известность. Йехуда́ Ли́ва (Лёв, Лев, Леб) бен Бецале́ль(рабби Лёв, известен как מַהֲרַ"ל, Махараль ми-Праг) (1512 (?), Познань - 1609, Прага) — крупнейший раввин и законоучитель, мыслитель и ученый в 16 в. Обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге.

С 1553 по 1573 г. был окружным раввином в Моравии,  затем переехал в Прагу, где основал иешиву (заведение, где изучали Талмуд) и общество изучения Мишны. В 1574-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом III. С 1592 по 1597 г. снова был главным раввином Познани, а с 1597 г. до конца жизни — главным раввином Праги.

Легенды о Махарале

 

Согласно легенде, Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора.

Нет достоверных сведений о том, что Махараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского Голема— искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления. 

Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в субботу, рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с непроизносимым четырехбуквенным именем Бога (тетраграмматон), этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления субботы, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу 17 в.

 

 

Синагога и могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества. К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.

Известны и другие легенды о големах, созданных по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В легенде о Махаоаде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для человека.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними религиозными авторитетами. Так,Цви Хирш Ашкенази и его сын (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих теологических сочинениях (респонсах)  рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян (собрание 10 взрослых, здоровых и ритуально чистых мужчин, обязанных присутствовать при ряде религиозных ритуалов). Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой. 

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них — известный роман Густава Майринка (1868–1932) «Голем» (1915; переведен на русский язык в 1922 г.), одноименный спектакль театра «Хабима» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и др. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.). Тема голема включена в чешский фильм «Пекарь императора» (1951) по сценарию Арношта Люстига (родился в 1926 г.) и послужила основой для нескольких других кинолент.

 

 

Подробнее об образе голема в искусстве:

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики; реминисценции этого мотива можно увидеть у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн», а также у Гофмана и Гейне; для них голем — экзотика (немецкие романтики очень остро воспринимают экзотику гетто), вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка, и в еврейской — драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианские настроения. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

В 1908 г. была напечатана пьеса «Голем» А. Холичера. Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат И. Башевис-Зингер.

Очень похожа на легенду о големе сказка о Глиняном Парне. В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей»[3], в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».Так же у фантастов братьев Стругацких в повести "Понедельник начинается в субботу" имеется упоминание о Бен Бецалеле и Големе.

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников.

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Стихотворение Х.Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

  • Лазарчук А.Успенский М. «Посмотри в глаза чудовищ» — описана монотонная работа сотрудников Аненербе по подбору такого буквенного кода с целью создания идеальных и послушных воле Третьего рейха солдат.
  • Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита, расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.[4]
  • Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году. Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчёлок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.
  • Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко «Маятник Фуко».
  • Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжёлой, опасной и грязной работе.
  • Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентиноваиз цикла «Око силы» — «Несущий свет».
  • В приложении к сатирико-фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» братья Стругацкие дают следующее определение Голему: «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию „Пекарь императора (англ.)“. Тамошний голем очень похож на настоящего)».
  • В романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабо уязвимы и не устают.

Список фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • В «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Джонатана Страуда, во второй книге «Глаз Голема».
  • Голем в «Последнем Дозоре» Сергей Лукьяненко.
  • «Дорога мага» Л. Кудрявцева.
  • В книге А. Сапковского «Божьи воины» главный герой Рейневан, будучи в Праге, пересекается с магом, производящим попытки воссоздать легендарного голема. Исходя из датировки легенды и временных рамок книг, данное событие, судя по всему, анахронизм.
  • В серии фэнтези-детективов Даниэля Клугера "Дела магические", действие которых происходит в Месотопотамии, с периодическим опосредованным участием богов соответствующего пантеона, глиняные големы повседневно используются как слуги, "подсадные утки" при магически опасных действиях, а один искусно сделанный голем используется для убийства свидетеля и последующего оговора главного героя.

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее роботехники. При этом, факт проявление Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах "восстания машин".

20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Чёрного.

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживлённого магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном. В1935 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař1951, режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наёмным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

В сериале « Сверхъестественное» в 13 серии 8 сезона показывается голем, который был создан защищать евреев в борьбе с нацистами-некромантами.

Аналогичный сюжет используется в 15 серии 4 сезона сериала "Секретные материалы", где еврейская девушка и её отец создают голем для мести неонацистам - убийцам её жениха.

В сериале «Рэй Донован» в 5 серии 1 сезона было упоминание о Големе, герой Эллиота Гулда (Ezra Goodman) сравнивает героя Джона Войта (Mickey Donovan) с мифическим персонажем. .В Российском многосерийном фильме"Ключи от бездны"есть часть серий "Операция Голем" однако про легендарный голем(мифический защитник некоего народа)есть лишь небольшой эпизод,не объясняющий смысл всего фильма

Мультипликация и анимация[править | править исходный текст]

Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» мультсериала «Экстремальные охотники за привидениями». Также Голем — один из персонажей 4 серии 18 сезона «Симпсонов».[источник не указан 1015 дней]

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great» (ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме «Soul Eater» была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов (название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

В аниме «Тристия» голем — один из центральных персонажей.

В полнометражном аниме «Летающий корабль-призрак» голем — робот, уничтожающий город.

В мультипликационном сериале Смешарики голем - глиняный сын Лосяша.

В аниме «Покемон» голем — финальная эволюция покемона джеодуда.

23 ноября 2006 года в театральном дворце Dum u Hybern в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем».[5]Музыкальный спектакль написан Карелом СвободойЗденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком.[6] Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Образ Голема приобрёл специальное значение в современной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика.[7] В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей ПереслегинКонстантин Максимов и другими.

Компьютерные игры[править | править исходный текст]

Во многих играх жанра фэнтези есть существа, называемые големами. Например, в DiabloWarcraft 3Final Fantasy,Heroes of Might and MagicArx FatailsВедьмакКрутой СэмDragon AgeLineage IIMinecraft, серии игр Gothic, серии игр Two World и других. В играх голем обычно представляет собой механического либо глиняного человека, который способен наносить физические повреждения противнику. Также используются и другие разновидности големов: ледяные, лавовые, стальные, алмазные, деревянные, из плоти, каменные. Несколько големов существуют в игре Alhimik

  • Голем в музыке:  «Голем» (1932) — сюита для камерного оркестра Иосифа Ахрона.
  • В альбоме Ольги Арефьевой «Авиатор» (2010) есть песня «Голем».
  • В альбоме группы Мельница «Перевал» (2005) также есть песня «Голем».
  • Германская thrash/death metal-группа Protector выпустила альбом Golem в 1988 году.
  • Der Golem — drone/noise-проект Романа Сидорова (Старуха Мха) и Дмитрия Зубова (Hypnoz).
  • Mr Bungle - Golem II The Bionic Vapour Boy
  • В дебютном альбоме московской dark-rock группы "UpSent" также есть песня "Голем"

Голем в художественное литературе

  1.  Цвейг С. Очерки. — М.: «Советская Россия», 1985. — С. 548. — 560 с. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста). — 100 000 экз.
  2.  «Голем» (1969); Рус. изд.: Зингер, Исаак Башевис. Голем / Пер. И. Берштейн. — М.: Текст, 2011. — 48 с. — ISBN 978-5-751-60949-8
  3.  Олег Юрьев. Новый Голем, или Война стариков и детей. — М.—Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2004, ISBN 5-93273-167-2
  4.  Карацупа В. Тед Чан. 72 буквы. Архив фантастики. Проверено 18 мая 2009. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  5.  Театры и мюзиклы, VISITPRAGUE.CZ
  6.  Golem in newly reconstructed Hybernia theatre | ABC Prague
  7.  Голем хочет жить

Сериал о Махарале см. здесь: http://filmix.net/serialy/85098-maharal-tayna-talismana-maharal-tajemstvi-talismanu-serial-2007.html

Картина дня

наверх