Начиная с 1967 года мне пришлось побывать в десятках морских, ледовых и сухопутных экспедициях (гидрографических партиях) в районах Крайнего Севера и Арктики, начиная с Мурманска и до залива Креста. Четыре года я пробыл на Чукотке и здесь впервые услышал о реликтовых людях-гигантах "чучунаа". О чучунаа много говорили и в Якутии.
Но наиболее интересно о них рассказал наш известный геолог и исследователь В. Пушкарев.По всем легендам и рассказам чучунаа приходили с востока, т. е. со стороны Чукотки. Случайность? Может быть. Но небезынтересно в связи с этим отметить свидетельство известного русского исследователя Севера В. Богораза. В своей капитальной монографии "Чукчи", вышедшей в 1934 году, он приводит этот чукотский рисунок и комментарий к нему: "Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов...
Один из чукотских рисунков изображает великана по имени "Моржовым мясом одетый". Этот великан пришел из-за моря... Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими кольями".
Вот о чем до сих пор рассказывают в восточной Якутии.
Совсем недавно жил в Верхоянских горах дикий человек - чучунаа. Ростом был больше двух метров, одевался в оленьи шкуры и питался сырым мясом. Жил чучунаа высоко в горах, в пещерах. Зимой он обычно спал, а летом на рассвете или поздно вечером его часто встречали оленеводы и охотники.
Завидев человека, чучунаа, как правило, убегал, но иногда свистел, после чего вступал в бой.
Бывало, чучунаа подходил к жилищу человека. И если в этот момент там не оказывалось мужчин, он мог ворваться и силой увести с собой женщину или ребенка. Женщину он делал своей женой, а ребенка находили спустя два-три года, одичавшего, потерявшего речь и рассудок...
В прошлом году мне пришлось побывать в Верхоянских горах, на нижней Лене и Яне, где, как рассказывают, еще тридцать-сорок лет назад чучунаа можно было встретить, если побродить месяц с оленеводами по горным пастбищам Верхоянья. Вместе со мной исследованием этого вопроса занимался доцент Московского инженерно-строительного института В. Пупко.
Мы побывали в селах нижней Лены и Яны, в оленеводческих бригадах, кочующих на летних пастбищах высоко в горах, разговаривали с бывалыми охотниками и любителями-краеведами. В этих рассказах образ чучунаа стал проявляться все яснее и яснее, превращаясь из сказочного и фантастического во что-то реальное.
Молодые оленеводы знали лишь то, что до войны чучунаа встречали в горах и говорили о нем как о персонаже красивой сказки, которую им рассказывали в детстве.
Но постепенно, расширяя опрос, мы слушали все новые и новые рассказы. Нам говорили люди, у которых очевидцами были отец или мать. Обычно встречи с чучунаа относились к 20-м годам, а иногда к дореволюционному периоду. Наше основное правило было не вмешиваться в рассказ. Мы слушали его весь от начала до конца. Потом просили описать подробней внешность и поведение чучунаа при встрече с человеком. И наконец, спрашивали мнение рассказчика о происхождении этого существа, об образе его жизни. Важно было не подтолкнуть собеседника к тому, что хотелось бы услышать. А интересовало нас многое.
Свежие комментарии