... Назовем (тридцать - А.М.) основных сходств между гностицизмом и буддизмом Махаяны:
1) Спасение исходит от гнозиса, или джняны, и ничто помимо него не может привести к спасению. Оба слова происходят от одного и того же индоевропейского корня "гн". К тому же буддизм учит, что "незнание" (авидья) - корень всякого зла и стартовая точка появления причинно-следственных связей, с чем согласны - хотя, возможно, и не все - гностики.
Гностическое знание исходит от откровения, хотя каждый может постичь его на собственном опыте.
2) В обеих системах мысли существуют три критерия духовных заслуг:
а) очень резкое разделение на избранных и толпу;
б) существует качественное различие между высочайшими стадиями духовно просветленного и обычного человечества (по части его бессмертия и богоподобия);
в) Реинтеграции в Плерому (достижения Нирваны) достойны лишь духовные люди (архаты или боддхисаттвы).
3) Важна та критическая роль, которую в обеих системах играет мудрость. При этом мудрость рассматривается с трех позиций:
а) как вид архетипа;
б) в ее космологической ипостаси (в буддизме это Праджня, в т.ч. в ее обесцененной, или падшей форме, если таковая предполагалась). При этом она ничего не смогла бы сделать в плане сотворения мира, если бы всецело подлежала ликвидации вместе с ним (будучи членом гностической Плеромы, она и не подлежит ликвидации - А.М.); в Хеваджра-тантра сказано, что "Праджня названа Матерью, ибо она порождает мир");
в) как женское божество (в Махаяне есть много женских божеств, в числе которых Праджняпарамита - вообще, как Махаяна, так и гностицизм космологически скорее матриархальны, нежели патриархальны).
Prajnaparamita statue found near Singhasari temple is believed to be the portrayal statue of Queen Dedes (the collection of National Museum of Indonesia)
4) И Махаяна, и гностики равнодушны к историческим фактам и стремятся заменить их мифами. Это делается как минимум двумя способами:
а) докетическим истолкованием жизни Основателя религии - Будда махаянистов также был физически иллюзорен;
б) письменная традиция обеих систем апеллирует к событиям в никому не известных местах и часто происходящих "в начале времен" (Pistis Sophia, Kephalaya, Corpus Hermeticum, говорящие сначала о Спасителе - с одной стороны, и Guhyasamaya - с другой, сначала говорящая о Будде Ваджрадхаре и Боддхисаттве Ваджрапани, и только затем о ряде исторических личностей).
5) В обеих системах прослеживается четкая тенденция к антиномичному философствованию.
6) В отличие от теистических религий, и Махаяна, и Гнозис отличают чистую и статичную Божественность (в Дигха-Никайе I,18 сказано, что "в народной вере Он - Победитель, Непобежденный, Всевидящий Господь-Смотритель") от активного Бога-творца, помещенного на более низкий уровень бытия. Так, буддисты говорят об Абсолюте = Нирване, Будде, Области Дхармы, Suchness, и т.п. Демиург же может быть и Сатаной христиан, и демоном Марой буддистов.
Демиург из «Апокрифа Иоанна»
7) Обе системы претендовали на элитарность и избегали массового распространения.
8) Наконец, хотя и не в последнюю очередь, следует отметить, что обе системы пользовались метафизикой (причем монистической в том смысле, что она предписывала умственное, эмоциональное и волевое отвращение от множества вещей и в той или иной степени отстаивала воссоединение с Единым, возвышающимся над миром множественности).
9) В обеих системах есть змеи (Офис гностиков и Нагас буддистов - А.М.), связанные с Мудростью.
10) В обеих системах есть высшая астрология, доныне широко распространенная в буддийских странах (см. Pistis Sophia и Книги Иеу гностиков и Калачакра-тантру буддистов - А.М.).
11) Обе системы используют силу тайных формул, мантр или слогов.
12) Обе системы ставят особый акцент на Свете (у греков это Фос, у индусов - Алока, т.е. не-земля).
13) Обе системы тяготеют к синкретизму.
14) Совершенные обеих систем являют миру высшую степень духовности, демонстрируя свои Сверхъестественные Силы.
15) Более философичные авторы и тексты Праджняпарамиты (особенно Праджняпарамита сутра - А.М.) являют нам множество словесных concidences; здесь София гностиков - ойкия мудрых, Праджняпарамита - их вихара, т.е. жилище (Сокровище Света у гностиков - А.М.), греч. Фосфорос (Несущий Свет) соотносим с санскр. Алокакари, греч. Ахрантос - с санскр. Анупалипта (Непорочный) и т.п.
16) Существует некая связь между Духом Обманным гностиков (см. Pistis Sophia - А.М.) и Пративарника Праджняпарамита или Иллюзорной Дхармой китайской буддийской традиции.
17) Фигура Ямы, бога смерти, вообще кажется срисованной у гностиков.
18) Для гностиков всегда были очень важны Печати; им аналогичны Мудра позднего буддизма.
19) Целый ряд небольших сект являют пример преданности отдельным личностям, радикально порывая тем самым с "корневой традицией", например, Каину (гностики-каиниты, описанные ересиологами - А.М.) и Девадатте буддистов.
20) Формула "Да будет так, ибо это так" очень напоминает санскритскую evam sati idam hoti.
21) Обе системы являют нам привязанность к сексуальной образности.
22) Спасение в обеих системах уподоблено "пробуждению" и впоследствии видна тенденция рассматривать сей мир "как он есть" как сон, как нечто полностью несубстанциальное, как "ничто".
Сон Майи. Барельеф из Амаравати.
23) В обеих системах сексуальная связь и грубая пища играют решающую роль в постепенной деградации человечества.
24) Философумены Ипполита обращаются к "бактрийской" гностической доктрине, согласно которой Сын Божий поначалу родился не в Вифлееме, но воплощался на земле прежде и будет воплощаться снова. (Это близко к буддийской концепции реинкарнаций вообще и "множества Будд" в частности, последний из которых, Майтрейя, "еще грядет" - А.М.)
25) Существует ряд сходных черт между манихейским Посланником и Боддхисаттвой Махаяны.
26) Манихейские размышления об омерзительности тела напоминают нечто похожее из буддийских медитаций на асубха.
27) Акценты в буддизме и манихействе ставятся на покое, личной святости и не причинении вреда живому (ахимса буддистов).
28) Ганс Йонас пишет о гностических Избранных, что они "должны вести монашескую, вполне аскетичную жизнь, возможно, по образцу буддийского монашества". (Христианское монашество тогда еще не возникло - А.М.)
29) Небесные Пентады манихеев и некоторых гностиков очень похожи по описаниям на те же Пентады Ваджраяны (см. Hoffman. "Religions of Tibet", 1956).
30) Троичное Тело Будды сопоставимо с Тройным Иисусом манихеев. Эти три формы Иисуса таковы: i) трансцендентальная (дхармакайя буддистов), ii) историческая (нирманакайя), iii) "Иисус претерпевший" (самбхогакайя).
--------------------------
* Под "гнозисом" здесь понимается и собственно гностицизм 1-4 вв., и манихейство, и герметизм толка Corpus Hermeticum. В то же время совершенно очевидно, что главным связующим звеном между гностицизмом в относительно узком смысле и буддизмом является их вера в то, что жизнь в материальном мире изначально есть зло и страдание. Надо сказать, что исследование, предпринятое автором статьи, до сих пор уникально - ассоциации гностицизма с по-настоящему восточными религиями до сих пор никто, кроме Е.П. Блаватской, не предпринимал. Но и она в свое время ограничилась ассоциациями с индуистским эзотеризмом, почти не пойдя "дальше на Восток", к буддистам Большой Колесницы, или Махаяны. - А.М.
Краткий перевод с английского тезисов данной статьи выполнил Алексей Мома по изданию: "Le Origini dello Gnostiсismo. Colloquio i Messina, 13-18 apr., 1966". Leiden, E.J. Brill, 1967. Стр. 651-667.
Свежие комментарии