Сегодня мы с вами побываем в единственном в Южной Корее цирке – в Цирке Дончун.
- Целое поколение корейцев, чьё детство выпало на середину 40-х годов прошлого столетия, то есть на те годы, когда Корея только-только стала независимой от японского колониального владычества, помнят, с каким нетерпением они ожидали, когда же можно будет посмотреть цирковое представление.
Эти люди помнят, как боялись, чтобы об их посещении цирка не узнали родители – ведь могли и не пустить! Дети тайком, потихонечку пробирались в цирковой шатёр, садились непременно в первом ряду и с замиранием сердца ждали начала представления.- Ах, в то время побывать на цирковом представлении – это было так волнующе и весело! Я тогда была молоденькая и потихонечку, не сказав никому, убегала из дому, чтобы посмотреть представление. Родители, если бы узнали, ни за что бы не позволили! Знаете, пойти в цирк - это было к тому же и немного рискованное дело. А больше всего я любила смотреть канатоходцев. Вот сегодня пришла в цирк, чтобы вспомнить молодые годы…
- С началом 70-х годов в стране началось развитие телевидения, и цирковые представления стали привлекать всё меньше и меньше зрителей. Именно в те годы цирковые труппы начали постепенно исчезать. Но, к счастью, осталась цирковая труппа, которая выступает вот уже 78 лет подряд. Это и есть Цирк Дончун. Руководитель коллектива этого цирка, господин Пак Се Хван коротко рассказал об истории своего цирка.
-Цирк Дончун был основан в 1927 году. Поначалу это был театр так называемого синтетического искусства. Мы представляли все сценические жанры, включая драму, музыкальные спектакли, цирк и традиционную музыку. Когда началась Корейская война, труппа распалась. Позднее, где-то уже в 70-х годах, мы открылись снова, но теперь уже как специализированная цирковая труппа. В те годы индустрия развлечений состояла из четырёх направлений: это кино, телесериалы, ночные клубы и цирк.
- Итак, этот цирк давал свои первые представления в 1927 году, когда Корея находилась под колониальным владычеством Японии. Самая первая сценическая площадка коллектива была в Мокпхо, в провинции Южная Чолла, в квартале Хонам. Там состоялись первые 30 представлений. Цирковая труппа гастролировала по регионам, поднимая настроение людей, страдавших оттого, что они потеряли свою страну. Пик популярности цирка пришёлся на первые годы после освобождения Кореи. Тогда цирковая труппа насчитывала более 270 артистов! А в наше время - не будет преувеличением сказать, что из стен цирка Дончун вышли многие известнейшие артисты развлекательного жанра.
- Вспомним 50-е,60-е,70-е годы… Именно цирк играл тогда ведущую роль в развитии популярных сценических жанров в Корее. В те дни активно действовали целых 18 цирковых коллективов. Представление обычно состояло из трёх частей. Сначала выступали цирковые артисты и фокусники, потом шла пьеса, а заканчивало представление варьете-шоу. В те времена ещё не было специальных театральных зданий, поэтому основным развлечением людей были представления передвижного цирка. Музыканты Ли Бон Чжо, Ха Чун Хва, Чжон Хун Хи, комедийные артисты Нам Чоль, Нам Сон Нам и Сим Чоль Хо - все они начинали свой путь в большое искусство с цирка Дончун.
- Пак Се Хван, руководитель этого циркового коллектива, человек уже немолодой. Ему 60 лет, и когда-то он тоже был артистом цирка Дончун. Цирковое представление он увидел впервые, когда ему было 18 лет, и он был буквально потрясён блестящим мастерством артистов цирка. Он немедленно вступил в труппу и более сорока лет выступал на арене. Специальность господина Пака – летающие тарелки, трюки в воздухе и клоунада. Даже свою вторую половину он нашёл в цирке. Надо сказать, что цирковая труппа долгие годы путешествовала по городам и сёлам и выступала с довольно умеренным успехом, собирая более чем скромную аудиторию. Но так было только до недавнего времени. С прошлого года цирк обосновался в Пучоне, где для него построено постоянное здание. Отныне арена цирка открыта для публики 365 дней в году!
- После того как о постоянно действующем цирке Дончун сообщили в газетах и по телевидению, мне очень хотелось побывать в нём. И вот мы здесь. Со мной моя мама и мои дети. Не так уж часто можно всей семьёй развлекаться вместе. Мои дети смотрят представление, а мама рассказывает, как в детстве она ходила в цирк и каким он был в старину. Мне кажется, такие разговоры сближают мою маму с внуками.
- Представление включает 30 номеров в трёх отделениях и длится почти 2 часа. Воздушные гимнасты, дрессированные животные, силовые номера – представление составлено так, чтобы показать возможности человеческого тела, а фокусники только усиливают магическое воздействие цирка. У нашего микрофона Мун Се Чжин – руководитель одного из цирковых номеров.
- Всего у нас около 30 разных программ. Мы обновляем репертуар каждую неделю. В день проходит около 20 номеров. По-моему, самым замечательным является номер воздушных гимнастов в китайском стиле. Также очень интересный номер – жонглирование различными предметами. Жонглёр Пак Кван Хан жонглирует кольцами, булавами и тому подобными предметами. Жонглирование обставлено в корейском национальном духе, потому зрители встречают этот номер очень тепло. Я вообще думаю, что этот номер один из лучших в мире. А когда работают воздушные гимнасты на качелях, зрители просто вопят от восторга. Ведь если кто-то из гимнастов упадет с качелей, он получит серьёзную травму… Словом, это необычайно волнующее зрелище.
- Открывает представление Цирка Дончун "Магическое шоу". Пока все неотрывно следят за фокусником, пытаясь отгадать секрет каждого фокуса, начинает разворачиваться первая часть представления. Второе отделение начинается выступлением 6 девушек. Они выходят на арену, крутя 36 тарелочек на тонких и длинных палочках. Все следят за девушками, и вот уже как-то незаметно на арене появляются вольтижёры на одноколёсных велосипедах. А уж за ними на арену выходит юный артист с потрясающим номером – "Человек в бочке".
- Молодой артист свободно двигается внутри небольшого бочонка. Зрители не дыша смотрят, какие чудеса гибкости заключает в себе тело человека. Кажется, что для юного артиста не существует никаких пределов гибкости. После этого номера появляются воздушные гимнасты и канатоходцы.
- Цирковое искусство отличается тем, что здесь нельзя работать вполсилы. Каждый артист много тренируется и репетирует, чтобы на арене показать лучшее, на что он способен. И аудитория встречает выступления бурными аплодисментами. Каждый номер исполняется с таким блеском, что никто и не догадывается, сколько сил стоила каждому артисту лёгкость исполнения того или иного трюка.
- Не только люди-артисты блистают на цирковой сцене. Артистов-животных зрители встречают, пожалуй, с ещё более шумным восторгом. В цирке Дончун собачки и щенята – настоящие звёзды сцены. Но будьте уверены, совсем нелегко заставить животных делать то, что им велит дрессировщик. Об этом нам рассказывает Ким Ёнг Хи:
- Номера с собаками делать очень трудно. Зрители даже представить себе не могут, как тяжело дрессировать собак. И самое сложное, что приходится выявлять таланты, как говорится, на ходу. Всякий раз, выходя на арену, я не испытываю уверенности в том, что мои собаки подчинятся моим приказам. Бывает, что собака встанет на месте и ничего не желает делать. В таких случаях мне кажется, что легче стать собакой и выступить за неё!
- И это говорит Ким Ёнг Хи, с 30-летним опытом дрессировки животных! Но, как бы ни было трудно, "шоу должно продолжаться"! Для Ким цирк – это вся жизнь!
- Я была потрясена, когда впервые посмотрела цирковое представление. Тогда я и решила стать артисткой цирка. Не могу говорить за других, но что касается меня, то я влюбилась в цирк ещё в детстве. Когда меня спрашивают, чем я зарабатываю на жизнь, я с гордостью отвечаю, что работаю артисткой цирка. И я чувствую себя счастливой, когда люди хвалят мой талант.
- Ещё одна звезда этого цирка – "Пак-жонглёр", Пак Кван Хан. Известно, что жонглирование это одновременное подбрасывание и подхватывание предметов, когда их больше одного. Жонглёр Пак считается лучшим в Азии.
- Во время своих выступлений "Пак-жонглёр" никогда не забывает пригласить кого-нибудь из зрителей на сцену, чтобы они сами сделали попытку покидать и половить предметы. На глазах у всех Пак даёт им небольшой урок жонглирования.
- Поднявшись на сцену, приглашённые счастливчики получают шанс на несколько минут стать звёздами цирка. Пак-жонглёр очень любит такие маленькие представления с участием зрителей. И, конечно же, это очень нравится публике.
- Очень интересно смотреть этот маленький спектакль. Дети поднимаются на сцену, и я даю им пожонглировать мячиками. Они это обожают. А я просто счастлив смотреть, как они радуются и веселятся. Так я налаживаю непосредственную связь с публикой и даю зрителям возможность получить от похода в цирк ещё больше удовольствия.
- Сам Пак Кван Хан начал учиться жонглировать в возрасте 9 лет, и вот уже более 20 лет он на цирковой сцене. И пусть в цирке нечасто бывает аншлаг, а в плохую погоду иногда и вовсе приходится отменять представление, Пак-жонглёр не может изменить цирку. Он любит цирк - за то, что это настоящий фонтан жизнелюбия.
- Нелегко высидеть в цирке почти 2 часа в такое холодное время года. Люди дрожат от холода, но забывают обо всём, в том числе и о том, какой мороз стоит на улице, когда смотрят захватывающие трюки искрящихся энергией артистов.
- Это единственный в Корее цирк, и мы с детьми приехали из Ханама, чтобы показать им интересное и увлекательное зрелище. Детям очень понравилось всё, что они видели. Вполне возможно, мы приедем сюда ещё не один раз. Каждый номер незабываем, но особенно потрясающими были детские номера. Мне лично больше всего понравились канатоходцы. Этот номер выглядит очень опасным, но смотреть – одно удовольствие.
- Пока остаются люди, любящие цирковое искусство и желающие смотреть цирковые представления, руководитель циркового коллектива Пак Се Хван смотрит в будущее с уверенностью. Что скрывать, не однажды хотел он бросить всё, отказаться от цирковой карьеры, но всякий раз пытался взбодриться и заставлял и себя, и членов своего коллектива идти вперёд. В Цирке Дончун артисты смотрят в будущее с оптимизмом. На земном шаре цирк не теряется среди других сценических искусств, он возрождается, сливаясь с другими жанрами. Вот и Цирк Дончун имеет определённые планы относительно своего развития.
- Мы планируем включить в наши трюки элементы традиционного национального театра. Представления шумовых национальных оркестров и традиционные танцы войдут в шоу с тем, чтобы публика познакомилась с образцами корейского народного искусства. Кроме того, такая программа несомненно привлечёт внимание иностранных туристов. У Цирка Дончун долгая история, но самое в нём привлекательное то, что зрители чувствуют себя здесь как дома и учатся гуманизму. В нашей непринуждённой атмосфере публика и артисты, образно говоря, дышат вместе и вместе наслаждаются представлением.
- Хотя традиционный корейский календарь сезонов говорит нам, что уже настала весна, погода всё ещё очень холодная. Но здесь, под сводами Цирка Дончун, чувствуется дыхание лета. Давайте же посмотрим опаснейшие сальто-мортале отважных воздушных гимнастов и поаплодируем им за их необыкновенный талант.
Свежие комментарии