На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ГЕНЕРАЛ ЛАЗАРЕВ (ПРИСОЕДИНЕНИЕ ГРУЗИИ)

 

История нашего государства богата героями и замечательными людьми. Один из таких героев – генерал-майор Иван Петрович Лазарев, один из самых блистательных героев Кавказской войны. Мы не знаем даже, когда он родился – забыт сам год его рождения.

 

Лазарев, человек прямой, открытый и честный, еще до назначения в Грузию успевший снискать общее расположение своим благородным характером. Его военная карьера сделана была без протекций и покровительств, и ею он был обязан только личным достоинствам. Происходя из родовых дворян и начав свою службу в 1775 году капралом конной гвардии, Иван Петрович Лазарев едва через девять лет добился офицерского чина. Но с этих пор зато начинается его быстрое служебное возвышение. В 1790 году из секунд-ротмистров Лазарев был переведен в армию подполковником. Рост, прямо скажем, стремительный. Тем более, что его военная карьера сделана была без протекций и покровительства и ею он был обязан только личным своим достоинствам. Отличия, выказанные им в финляндской войне, потом на Кавказе при штурме Анапы и взятии Дербента, обратили на него такое внимание начальства, что когда, по повелению императора Павла, в 1797 году, из частей Кубанского и Кавказского егерских корпусов сформирован был новый семнадцатый егерский полк, Лазарев назначен был его шефом и на четырнадцатом году офицерской службы произведен в генералы.

Из Санкт-Петербурга Лазарев прибыл на Кавказ.

Русский военачальник на Кавказе должен был быть не только полководцем, но и политиком, стоящим над вечными схватками и дрязгами, местных властителей и кандидатов в оные. В 1799 году генерал Лазарев был отправлен в раздираемую смутами и живущую под угрозой вторжения турок, персов и лезгин Грузию на защиту царя Георгия XII.

 

Между тем измена царевича и домогательства шаха дали Георгию справедливый повод опасаться нового нашествия, тем более что неприятель вошел уже в Эриванскую область и распускал слух, что идет на Тифлис с единственной целью возвести на престол царевича Александра.

 

Чтобы успокоить встревоженных жителей, Георгий обратился к императору Павлу с просьбой о помощи, и государь приказал отправить к нему с Кавказской линии еще Кабардинский пехотный полк, под командой генерал-майора Гулякова.

 

 

 

Прибытие полка было как нельзя более кстати, потому что Тифлису действительно угрожала серьезная опасность со стороны Омар-хана аварского, того самого, который несколько лет назад разорил всю Грузию и теперь с двадцатитысячным скопищем горцев опять приближался к границам Кахетии.

 

Омар был человек предприимчивый, отважный и храбрый до дерзости. Собственные его владения были невелики, но велико было то значение, которым он пользовался во всем Дагестане, где по малейшему знаку его поднимался весь сброд горских хищников, слепо веривших в неизменное счастье своего любимого вождя.

 

Известие о приближении Омара произвело всеобщее смятение в Грузии. Но в то время как самая столица готовилась уже искать спасения в бегстве, Лазарев и Гуляков с двумя батальонами русской пехоты поспешно двигались навстречу неприятелю. В Сигнахе к отряду присоединилась грузинская милиция царевичей Баграта и Иоанна, в три тысячи человек, и пятого ноября 1800 года Лазарев уже стоял в шести верстах от неприятельского стана. Но Омар ночью обошел русский лагерь и двинулся прямо к Тифлису. Тогда ближайшей дорогой и форсированным маршем Лазарев опять обогнал лезгин и на рассвете седьмого ноября снова очутился перед ними на противоположном берегу реки Иоры, недалеко от кахетинской деревни Кагабети.

 

Столкновение было неизбежным, и лезгины, переправившись через Иору, с неистовым гиком бросились на русский отряд, но залп и картечь встретили их так удачно, что "немалое число от сего приема начало лбами доставать земли и доискиваться в оной мнимых прав, которых Омар-хан был сильным поборником", — как писал впоследствии Лазарев генералу Кноррингу.

 

Целый день продолжалась битва, и эта первая решительная встреча горсти русских войск с пятнадцатитысячным скопищем кавказских горцев в пределах Грузии стоила непобедимому до тех пор Омар-хану аварскому решительного поражения. Так как сражение окончилось ночью, то только на следующее утро глазам победителей открылась истинная картина страшного побоища, испытанного неприятелем. Камыш, кустарники и рвы наполнены были трупами; по всему полю солнечные лучи освещали траву, обагренную кровью; а за рекой стоял еще неприятельский стан с развевающимися знаменами и пестрыми палатками, но он был пуст и мертвенно недвижим: неприятель бежал, не успев ничего спасти из своего имущества. Потери лезгин простирались свыше двух тысяч человек. Сам Омар-хан получил тяжелую рану и вскоре умер. Какой-то старшина Искандер был убит, и голова его вместе с громадной головой другого лезгинского богатыря из Дженгутая, как драгоценные трофеи боя, были повержены грузинами к ногам русского военачальника.

 

Сражение на Иоре навсегда останется памятным в летописях кавказской войны. Оно замечательно не упорством боя, так как потеря со стороны русских оказалась сравнительно незначительной, но решимостью начальников, отважившихся с небольшим отрядом вступить в бой с огромным скопищем лезгин, славившихся своей необычайной храбростью.

 

 

В 1800 году после смерти царя Георгия генералу Лазареву пришлось мобилизовать все свои дипломатические способности, чтобы удержать молодых царевичей от стремления занять престол. Он убеждал многочисленных кандидатов на трон дождаться решения императора Павла I. Это решение было однозначным, поэтому 16 и 17 февраля в грузинских и армянских церквах был торжественно провозглашен манифест о присоединении Грузии к России. Население встретило его с живейшим восторгом, а представители царского дома были им не довольны и готовили смуту. Иван Петрович, понимая это, постепенно удалил из Грузии в Россию сыновей покойного царя. Вдова царя Мария Георгиевна задумала бежать в Турцию, чтобы там заручиться поддержкой. Узнав об этом,  генерал-лейтенант князь Цицианов поручил генералу Лазареву ее арестовать. Когда Иван Петрович прибыл в дом царицы, она сказалась больной и ехать никуда не желала. Оставив в комнате офицера, Лазарев отправился отдать распоряжение. Вернувшись он увидел, что царевич Жабраил и царевна Тамара напали на офицера с кинжалами. Генерал попытался уговорить царицу остановить ее детей, но Мария Георгиевна выхватила из-под одеяла кинжал и нанесла Лазареву смертельный удар. Тело И.П. Лазарева было погребено в Тифлисском Сионском соборе.

Картина дня

наверх