Африка является тиглем культур, народностей, племен, веровании, традиций, где смешивались и накладывались друг на друга различные влияния. Существует oгpoмнoe число книг, посвященных обычаям и повседневной жизни африканцев, по поражает малое, практически ничтожное число работ, посвященных их сексуальной жизни.
Хотя во многих странах Африки принадлежность к различным ветвям христианства или ислама обусловливает установки относительно секса и иола, однако существует комплекс черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки от других культур.
Французский гуманист Р. Бастид пишет, что в представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало, что обусловливает деление половых и сексуальных ролей, проходящих через всю жизнь. Секс как бы связывает эти начала. Это. однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супружество преследует скорее определенные прокреационпые и экономические цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке прежде всего мать, а секс является встречей с партнером, который дает ей радость материнства. Пол имеет ряд культурных oграничений, но жизнь подчиняется нормам и племенным обычаям. Личность в такой культуре лишена яркой индивидуальности.
Отделение полов начинается с детства, дети готовятся к выполнению различных жизненных ролей. Обряд инициации придает им мужественность и женственность, а разнообразные ритуалы приобщения к таинствам, часто сопровождаемые обетом молчания, открывают доступ к тайным группам, где происходит наиболее полная идентификация половой принадлежности. В некоторых племенах даже женщины, находящиеся в ближайшем родстве (мать, дочь, жена, сестра), не посвящают друг друга в эти таинственные ритуалы, и мир другого пола остается для них загадкой, тайной и даже источником страха. Брак является долгосрочной, общественной и религиозной обязанностью, к нему тщательно готовятся. Это скорее только социальная ячейка, чем союз партнеров. Чувства и вся частная жизнь подчинены в браке целям племени, религиозным обычаям.
Сексуальная близость удовлетворяет здесь не только чисто биологические потребности. Она имеет социальное и религиозное измерение. Например, половые органы рассматриваются как врата жизни. Социальная жизнь африканцев придает сексу надличностное и вневременное измерение. Этим объясняется распространение полигамии в культурах Африки, хотя она относится не ко всем мужчинам. Исследования, проведенные в 1980 г., показали, что в Бенине лишь 42% мужчин имели несколько жен, в Сенегале— 28%. В то же время полигамия остается широко распространенной моделью брака и объясняется экономическими, прокреационными, а также социальными причинами. Для христианских миссионеров полигамия являлась большим препятствием, ибо моногамная модель брака не была популярной, что ограничивало число обращенных в новую веру.
Социолог А. Заенчковский отмечает, что в общем в Африке европейские образцы и установки относительно секса и пола не привились. Отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда. Повсеместно распространены лишь традиционные образцы сексуального поведения, нормы послушания старейшинам, полигамии, вера в действенность магии, сексуальные табу относительно кровных родственников.
Сексуальные обычаи Африки, сведения о которых содержатся в многочисленных мифологических источниках, наблюдения повседневной жизни, произведения эротического искусства свидетельствуют о положительном отношении к сексу и полу. Общественное мнение проявляет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кровосмешение (особенно нарушения сексуального табу).
В сексуальных отношениях ласки весьма различны и зависят от культуры того или иного региона. Наиболее популярны позиции сексуальных контактов: сидячие, боковые, реже встречается и менее ценима классическая позиция. Известны и другие позиции сексуальных контактов, в частности те, которые способствуют предотвращению беременности. Орализм не распространен, а анализм встречается крайне редко.
Довольно широко бытует представление, приписывающее неграм исключительную сексуальную потенцию, большую частоту сожительства, способность к многократным контактам в течение короткого времени, большие размеры половых органов. Исследования сексологов опровергают подобные утверждения. Ранний период биологического созревания способствует ранней сексуальной инициации, но средний африканец за всю свою жизнь имеет такое же число контактов, как и представители других рас. Способность к многократным сношениям аналогична таким же способностям мужчин — представителей других культур. Величина половых органов одинакова. Скорее можно говорить о большей сексуальной возбудимости, готовности к сожительству, о более обильном выделении. Представляется, что эти признаки определяются не расовой принадлежностью, а другими установками относительно секса, отличными от установок, существующих в культурах Запада. Среди народов Африки секс более натуралистичен, психических барьеров в реализации сексуальных потребностей здесь меньше. Таким образом, большинство отличий, которые приписываются неграм в области сексуального поведения, оказываются мифом. Различия действительно существуют, но они обусловлены культурной, а не биологической сферой.
Эротическое искусство Африки, так же как и эротическое искусство других регионов, изображает различные формы сексуальных контактов и положений, но мы исключительно редко находим в нем отклонение. Это, видимо, вытекает из того, что здесь любые отклонения не одобряются, противоречат нормам социальной жизни, которым подчинен секс.
Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводят к тому, что сексуальное поведение негров отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, подлинностью, свободной экспрессией. Попытки навязать им иные, например западные, сексуальные традиции оказались неудачными, ибо последние противоречили традициям Африки. Ежедневная семейная супружеская жизнь африканцев настолько специфична, поэтому неудивительно, что западные образцы этой жизни воспринимаются ими как чуждые.
Процесс урбанизации, коснувшийся Африки, разрушает многие традиционные нормы, однако в области секса качественных изменений нет. Если прочитать, например, советы, касающиеся сердечных, сексуальных дел, которые печатаются на страницах популярных журналов в различных странах Африки, то легко можно заметить их отличие от аналогичных тем, затрагиваемых в журналах Запада. Процесс эмансипации женщин оказывает определенное влияние на характер супружеских уз, но он не в такой степени, как на Западе, расшатывает устоявшуюся структуру семьи. В африканской семье сохраняется традиционная установка на выполнение супругами своих ролей. Однако нельзя не замечать, что рост образования и урбанизация повышают роль женщин, часть из них начинает профессиональную деятельность. Новые образцы контактов между полами, например партнерские, широко пропагандирует массовая культура. Конечно, подобные нововведения охватывают не всю Африку. Они касаются лишь элиты, проживающей в урбанизированных центрах, но эта элита в свою очередь становится источником распространения определенных образцов поведения среди африканцев.
Свежие комментарии