Цитата сообщения Майя_Пешкова
Его величество-Московский Кремль.Часть 6.Соборы и храмы
«Он алтарь России», — сказал Михаил Юрьевич Лермонтов о Московском Кремле. Что это значит? Понятно, что Кремль является религиозным центром России. А может ли современный человек понять, что имел в виду поэт, прочувствовать сегодня духовное объединяющее значение древней колыбели русской национальной культуры и могущества великой державы? Или Московский Кремль всего лишь величественный древний ансамбль и крупнейшая крепость Европы?Вернемся в историю этих великих сооружений…
Схема расположения храмов:
1.Успенский собор; 2. Благовещенский собор; 3. Архангельский собор; 4. Колокольня Ивана Великого; 5. Церковь Двенадцати апостолов; 6. Церковь Ризположения
Храм Преподобного Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого(4)
Колокольня «Иван Великий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника
Иоанн Лествичник
. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.
На иконе XVIII века колокольня покрашена в красный цвет
Первый каменный (из белого камня) храм с колокольней в честь преподобного Иоанна Лествичника (святого VI в.) был построен по приказу Ивана Калиты в 1329 г. Его стали называть храмом «Иоанна Лествичника иже под колоколы».
Последнее известное изображение звонницы Ивана Великого до разрушения в 1812 году. Литография Густава Хоппе, 1805
Согласно материалам раскопок рубежа XIX—XX веков, опубликованным В. В. Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы «под колоколы»: оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур «восьмерика», во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей
В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году
.
В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века.
В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид.
Надпись под куполом золотыми буквами по черному фону увековечила это событие: «Изволением Святыя Троицы, повелением Великого Государя, Царя и Великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого Государя Царевича и Великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето Государства их 108 года» — то есть в 7108 году от сотворения мира, или в 1600 году по Рождестве Христовом
.
Борис Годунов приказал строить колокольню, чтобы дать работу стекавшемуся в Москву во время голода люду. Есть предположение, что годуновская надстройка осуществлена зодчим Федором Конем. По смерти Годунова надпись эта была залеплена, но по приказу Петра I вновь открыта
.
Джакомо Кваренги. Вид на Соборной Площади в Московском Кремле. 1797 г. Рисунки, Перо, кисть, тушь и бумага, акварель, 43.2x57.2 см. СерииВиды Москвы и ее Окрестностей. Теперь в Государственный Эрмитаж Источник записи: приобрела к. Сандерс, 1857 г.
3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна
В 1635-36 годах с северной стороны к звоннице была пристроена т. н. Филаретова пристройка, увенчанная шатром (мастер —Бажен Огурцов).
В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили. В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. Здесь находился штаб генерала Лористона и телеграф.
Москва. Колокольня "Иван Великий" Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест, но французы не смогли снять крест, и он рухнул на землю. Во время этой операции французским саперам, забравшимся на колокольню, мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста
Панорама Москвы 20-ых годов XIX века
. Сейчас на позолоченной главе Ивана Великого находится восьмиконечный крест, сделанный из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы». Этот крест был установлен после 1812 г., поскольку предыдущий был снят по приказу Наполеона.
С крестом колокольни Ивана Великого связана доныне бытующая кладоискательская легенда, основанная на ошибках в мемуарах участников французского вторжения в Россию, повествующая о вывозе святыни из Москвы и последующем затоплении в одном из озер по пути отступления.
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век.А.Васнецов
Обломки креста были обнаружены 5 марта 1813 года синодальным ризничим иеромонахом Зосимой под талым снегом около Успенского собора, о чем и доложил обер-прокурору правительствующего Синода князю А. Н. Голицыну 10 марта 1813 года московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение сообщений о вывозе креста из столицы за подписью "Кремлевский житель", исходившее от "почтенной духовной особы", было опубликовано в № 1 "Вестника Европы" за 1813 год
Всего на колокольне находятся 34 колокола.
В течение трех с половиной веков, до середины XX столетия, Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы (6). Он использовался и как дозорная башня — не идут ли к Москве неприятельские войска, не начинается ли где пожар. Существовал царский указ, воспрещавший строительство в России зданий, превышающих колокольню Ивана Великого. Но в 1707 г. этот указ был нарушен при возведении церкви Архангела Гавриила близ Чистых прудов, называемой также Меншиковой башней.
К колокольне примыкали две звонницы: Успенская и Филаретовская. В Филаретовской звоннице находится отдельный храм Св. Николая.
. На колокольне было 34 колокола, самый большой — Успенский — весом четыре тысячи пудов. К семидесятым годам XX века осталось 18 колоколов, в том числе и Успенский.
Вновь зазвонили колокола Ивановской звонницы на Пасху 1992 года.
. Кремлевская церковь св. Иоанна Лествичника принадлежит к числу древнейших храмов, основанных в первопрестольной на заре ее истории. Она стала всего лишь третьим белокаменным московским храмом, заложенным Иваном Калитой - после самой первой московской церкви Рождества св. Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей на месте Большого Кремлевского Дворца, и Успенского собора, заложенного за три года до основания церкви св. Иоанна Лествичника.
По другую сторону от дворца находится, в частности, знаменитая Царь-пушка.
Около колокольни поставлен Царь-колокол - шедевр литейного мастерства. Его поверхность украшена великолепным рельефным орнаментом.
Царь Колокол
Храм Двунадесяти (Двенадцати) апостолов(5)
В 1566-1568 гг. на митрополичьем дворе в Кремле была построена церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Она имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена московским митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.
Распятие, венчающее иконостас церкви Двенадцати апостолов
Икона "Рождество Богоматери"
В 1652 г. на Патриарший престол взошел Новгородский митрополит Никон. Царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону Царе-Борисов двор, который к тому времени семь лет стоял пустым. Территория Патриаршего двора увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев был построен храм апостола Филиппа.
Икона на холсте "Поклонение кресту"
Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Патриарха Никона, пристроенные с севера. В подклете Филипповской церкви был устроен проезд на Патриа рший двор.
Икона "Федор Стратилат"
Храм апостола Филиппа был построен к северу от Успенского собора Кремля в 1635-1656 гг. русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. С восточной стороны примыкает к палатам Патриаршего (в XVIII-XX вв. — Синодального) двора.
Напрестольная сень в церкви Двенадцати апостолов
Роспись нижнего яруса шатра напрестольной сени церкви Двенадцати апостолов
В 1681 г. храм был переосвящен в честь Двенадцати апостолов, а на третьем этаже Патриаршего дома при кельях Патриарха устроен домовый храм апостола Филиппа.
Федор Никитин Рожнов. Распятие с апостольскими страстями. В 1699 году. Церковь 12 апостолов, Кремль
Храм Двенадцати апостолов представляет собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII в.
С северной стороны галереей храм соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.
С 1721 г. храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 г. архитектор И.П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас.
В 1917 г. собор и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля. В 1918 г. храм был закрыт.
От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с нею столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница была частично разорена. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII в. в 1929 г. был перенесен из разрушенного собора Вознесенского монастыря.
Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Ныне существующий иконостас перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII - началом XVIII столетия.
В помещении церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа.
Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы").
Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства. В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца XVII века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.
Сейчас храм входит в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и др. палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII в.
В начале 1990-х гг. храм был передан Русской Православной Церкви.
Богослужения в храме совершаются раз в год на престольный праздник. Доступ в храм по приглашениям. В остальное время храм действует как музей.
Престолы: Собора Двунадесяти апостолов (главный); апостола Филиппа (придельный).
Храм Положения Ризы Божией Матери(6)
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Это домашний храм московских митрополитов (8). Он был построен в 1450 г. в память избавления Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши, которое произошло в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. После пожара 1473 г. храм был отстроен заново. После постройки Теремного дворца в середине XVII в. храм соединен с его теремами.
Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных вМоскву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.
Акафист Богоматери. Деталь фрески. 1644 г., Москва. Роспись церкви Ризоположения, Кремль
Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Глава украшена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.
Три полукруглые апсиды расчленены тонкими полуколонками с белокаменными деталями. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками.
Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в соответствии с средневековыми канонами: в куполе - Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сюжеты, на стенах - росписи, тематически связанные с посвящением храма. Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому содержание стенных росписей - это запечатленная в красках "похвала Богородице”.
Из четырех рядов стенописи два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн - Великий Акафист. Росписи выполнены в технике фрески (то есть красками по сырой штукатурке), а затем проработаны темперой.
Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Иконостас церкви Ризположения один из немногих, которые были созданы после разорения Смутного времени. Его заказчиком был патриарх Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А выполнил патриарший заказ замечательный иконописец Назарий Истомин Савин. В 1627 году он и иконописцы руководимой им артели написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. В нижнем, местном ряду кисти Назария Истомина принадлежит икона "Троица Ветхозаветная" и икона "Богоматерь Одигитрия" в рост, недавно раскрытая из под поздней записи.
"Тощие свечи" - так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Они обычно нарядно декорировались орнаментальной росписью и надписями. Две "тощие свечи" из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом в 1649 г. Об этом свидетельствует украшающая тулово свечи надпись вязью. Свечи имеют медные посеребренные поддоны, опирающиеся на три фигурки львов, и навершия со свечниками для малых свечей. Выполнили свечи несомненно московские мастера.
Паникадило работы котельных дел мастера Д. Сверчкова датируется 1624 г.
Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России из закрытых церквей.
Здание сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ Храм Положения ризы Божией Матери был открыт в 1950-е г.г., но уже только как музей. В 1990 г. он стал одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.
В Храме Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника - утреня, затем Литургия.
"Верхоспасский собор"
Верхоспасский (Спас за Золотой риьшоткой {решеткой}), придворного ведомства. Престолов 2: Нерукотвореннаго {Нерукотворного} образа; Иоанна Предтече.
Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Собор закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются.
Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения:
Фрагмент акварели начала XIX века
• Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня;
• Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским.
В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решён как цельный объём, над которым надстроили 11 мелких золочёных главок на тонких барабанах. Руководил работами по перестройке известный зодчий О. Д. Старцев. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах.
Северный фасад. Литография середины XIX века
При возведении в 1840-х гг. Большого Кремлёвского дворца собор был фактически встроен в новое здание, но после революции в результате реставрационных работ комплекс Теремных церквей частично приобрел свой древний облик, особенно со стороны северного фасада
Впервые собор Спаса Нерукотворного Образа в Кремле упоминается в 1625 году. Ныне существующее здание вместе с приделом святителя Иоанна Белгородского построено в 1635 году архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Храм, расположенный в верхнем ярусе Теремного дворца, был домовым храмом русских царей.
Это отражено в одном из прежних названий храма: «что у Великого государя на сенях». Первоначальное наружное оформление храма не сохранилось, однако упоминание о выполнении икон на медных досках «в закомары» позволяет предположить, что оно было сложным. Сразу после постройки храм был расписан. С жилыми помещениями дворца храм соединён так называемой Верхоспасской площадкой. В 1670 году на лестнице, соединявшей Боярскую и Верхнеспасскую площадки, была поставлена кованая золоченая решетка, и собор получил еще одно название «Спаси за Золотой решеткой».
С наружного фасада Верхоспасский собор вместе с другими церковками Теремного дворца находится под одной медной кровлей с 11 главками и позолоченными куполами. Барабаны глав и фриз украшены поливными многоцветными изразцами, сделанными мастером Осипом Старцевым по рисункам знаменитого резчика XVII века старца Ипполита.
Это одиннадцатиглавое завершение возникло в 1682 году, объединив, таким образом, под одной кровлей соседние с Верхоспасским собором храмы Евдокии (Воскресения Словущего) и Распятский храм с молельней, в которой находилась Голгофа. Медная кровля собора сохранилась с XVIII века. Внутри Верхоспасского собора примечателен многоярусный иконостас. Его оклад и царские врата выполнены в XVIII веке из чеканного серебра. Иконы конца XVII века работы Ф. Зубова. В средней части иконостаса - серебряные чеканные иконы 1778 года.
С Верхоспасской площадки узкая лестница ведет в домовую церковь "Распятия", расположенную над Верхоспасским собором. Эта церковь построена в 1681 году. Распятская церковь соединяется с хорами небольшой церкви Воскресения Словущего замечательной по художеству резьбы деревянной дверью. Сама церковь Воскресения Словущего, расположенная с северной стороны Верхоспасской площадки украшена деревянным резным, позолоченным и расписанным красками иконостасом работы начала XVIII века и такими же хорами. Перед иконостасом висит старинное паникадило - дар шведского короля Карла XI царю Алексею
Михайловичу.
Утраченные храмы Московского Кремля
По данным автора исследования о московских храмах «Сорок сороков» Петра Паламарчука, к 1917 году Кремль украшали маковки 31 храма. После революции уничтожили 17 церквей. При изъятии церковных ценностей из кремлевских храмов вывезли пять тонн серебра и почти центнер золота. Кроме церквей, за зубчатой стеной находилось 54 исторических сооружения - Оружейная палата, Малый Николаевский дворец, часовни, памятник Александру II и многое другое.
До XXI века не дожило 26 из этих строений. Снос «наследий империализма» не ограничивался кремлевским ареалом. Покушались даже на храм Василия Блаженного. На удивление, реставратор Барановский, отказавшийся обмерять храм для расчета взрывчатки, был лишь выслан из Москвы. А многих его коллег расстреляли. Начало уничтожению Кремля положил Ленин - лично выкорчевав крест с Распятием Христовым на месте гибели Великого князя Сергея Александровича.
• Афанасьевский монастырь
Находился в Московском кремле, недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня). Монастырь возник при бывшем здесь храме свт. Афанасия Александрийского от которого и получил своё наименование. О нём упоминается в «Степенной книге» (1389 год). Здесь по приказу царя Ивана Грозного в 1563 году была пострижена княгиня Ефросинья Старицкая, мать удельного старицкого князя Владимира Андреевича.
В 1611 году поляки заточили в нём патриарха Гермогена. В 1722 году монастырь имел 2 каменных храма.
При монастыре также находилось знаменитое Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря (скорее всего в виде отдельного здания или целого двора — включающего здания и пристройки).
Когда монастырь был упразднён, неизвестно, но его развалины были снесены уже при императрице Екатерине II, а в 1802 году место под ним окончательно расчистили под плац-пар Кремлёвское Кирилловское подворье
Кирилловское подворье
— подворье мужского Кирилло-Белозерского монастыря (или Кириллова) православного монастыря, располагающегося на берегу Сиверского озера в Вологодской области. Оно располагалось налево от Спасских ворот Московского Кремля и было одним из самых древних и знаменитых. Русский археолог и историк Забелин полагал, что каменные палаты появились на нём не позже 1571 года и что подворью могли принадлежать перестроенные Тарокановы палаты. По документам 1730-х гг. на подворье кроме храма числились два келейных корпуса, два каменных сушила и двое надвратных палат (ворота на улицу и на задний конюшенный двор). Все постройки снесены в 1776 году.
Вознесенский монастырь
Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
Евдокия
В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Софья Витовтовна
Её невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женойВасилия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.
Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.
Фёдор I Иоа́ннович
В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновнеи Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.
«Владимирская икона Божией Матери» — наиболее почитаемое изображениеБогоматери на Руси. Византия. XII в.
В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой,Лжедмитрием.
Марина Мнишек
Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.
В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белым.
Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX векамитрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот.
Миниатюра из Лицевого летописного свода изображает похороны жены Ивана Грозного — царицы Анастасии.
После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.
Иконостас Вознесенского собора, перенесенный в храм Двенадцати апостолов.
Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.
Вознесенский собор (1588), рисунок нач. XIX в.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.
Вознесенский собор был также усыпальницей для женщин царского рода. В нём находилось множество могил: «интересно, что под полом храма оказалось почти в два раза больше захоронений (около 70), чем было надгробных памятников в его интерьере (35) — память о многих могилах, особенно удельных княгинь и детей, утрачена давно»
Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря
Среди похороненных в соборе были Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, начиная с Анастасии Романовны и кончая Марией Федоровной Нагой — матерью царевича Дмитрия, великая княгиня Евдокия Алексеевна (дочь Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (первая жена Михаила Феодоровича) и Наталья Кирилловна (мать Петра I), Агафья Семёновна Грушецкая жена Федора IIIПоследнее погребение в соборе датировалось 1731 г., когда умерла царевна Прасковья Ивановна(дочь царя Ивана Алексеевича)
В 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. На месте монастыря архитектор И.Рерберг построил здание для военной школы ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании работал Президиум Верховного Совета СССР.
Церковь Константина и Елены
Церковь Св.Константина и Елены в Кремле
Церковь Святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней. Уничтожена в 1928 году.
Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года
: Видимо, церковь была деревянной. В 1652 году было велено возвести её каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. В 1756 году под руководством архитектора князя Д. В. Ухтомского был сделан новый иконостас и расписаны стены храма.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году церковь была отремонтирована.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлевского сада».
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
Чудов монастырь
Чудов монастырь, кафедральный мужской. В нем церкви: Чуда Архангела Михаила, построена в 1365 году; Алексия Митрополита, построена в 1483 году, с приделом Благовещения Божией Матери {Божьей Матери, Богоматери}; Апостола Андрея Первозванного при митрополичьих покоях.
Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».
Он был основан в 1358 году Святителем Алексием, Митрополитом Московским, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека – Тайдулы, которая уже давно страдала глазами, и когда совсем потеряла зрение, велела пригласить московского митрополита – о нем прослышали в Орде как о русском священнике, которому Бог не отказывает в молитвах.
По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон - как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такие же облачения, как она видела во сне, - и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в обители.
В 1358 году была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 – первая каменная, построенная взамен деревянной. Одним из монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги татарина Ильи Азакова и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до 1764 года.
Маршал Даву в Чудовом монастыре
Владением Чудова монастыря были и Хамовники со знаменитой Никольской церковью, выстроенной в XVII веке как слободская для царских ткачей, делавших белое хамовное полотно. Прежде, до 1626 года, местность Хамовников именовалась по кремлевскому монастырю Чудовкой - и здесь, на окраине, стояли митрополичьи конюшни. Чудов был богатейшим московским монастырем, под потранажем великокняжеской и царскими семьями.
Ивановская площадь Московского КремляСлева направо: Царь колоколь, Чудова монастырь с Митрополичим корпусом, храм Благовещения и Алексия Митрополита, Малый Николаевский двроец.Кадры из фильма "Москва под снегом", 1908 год.
В 1441 году в Чудов монастырь заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года.
Именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил в Чудов монастырь.
Чудов монастырь 1883 г.
Чудов монастырь за свои века был настоящей обителью русского просвещения. В его стенах жил известный гуманист, богослов и писатель Максим Грек. Именно здесь патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» – греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» – новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский обиход.
В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. 1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы были выброшены французами в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над восстановлением обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.
Выход Коронационной процессии из келий Чудова монастыря
В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи, - ключи от крепостей и «знамена шаховы» - остались на вечное хранение в обители. Интересно, что император торжествовал здесь и победу над мятежом декабристов, отслужив в монастыре благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя».
Чудов монастырь в начале XX века
В эпоху Великих Реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства.
Москва Кремль. Чудов Монастырь
Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики долго разбирали и взрывали, и только после войны, в 60-х выстроили там дом пионеров.
1917 год принес Чудову монастырю гибель. В том кровавом ноябре монастырь был обстрелян. А новым кремлевским жильцам соседство с монастырем не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив. Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов. В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен.
Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. И ныне ничего не напоминает о Чудовом монастыре.
Церковь Архангела Михаила
Собор Чуда Михаила Архангела в Чудовом монастыре Кремля. Построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Не сохранился.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе, ружная, с приделом Иоанна Милостивого.
Построена в 1731 году. Китайскаго {Китайского, Китайгородского} сорока.
На Житном дворе в Кремле. Церковь Благовещения была пристроена к Благовещенской башне Кремля в начале 18-го века. При реставрации в 1933 году под руководством архитектора Н.Д.Виноградова была разобрана.
Церковь Спаса Преображения"
Спас на Бору.
В Кремле находилась самая древняя московская церковь - собор Преображения, или Спаса на Бору. Основали ее, когда Боровицкий кремлевский холм был застелен покрывалом соснового бора.
Эскиз М.Ф. Казакова Собора Спаса на Бору
Построили собор к 1330 году. К тысячелетию Константинополя - «Нового Рима». Было предание, что в этот год случится Страшный Суд.
Теремной дворец и Спас-на-Бору. ВедутаДжакомо Кваренги (1797).
И суд этот Москва готовилась встретить собором Спаса на Бору. На крыльце храма Иван Калита раздавал милостыню. Здесь бедняки решали свои вопросы. Храм стал первым учреждением «социальной защиты» в столице. Здесь хоронили московских князей, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю. Собор пережил десять пожаров.
На гравюре XVIII века
А в ночь рождения Ивана Грозного, когда на столицу обрушился ураган, на колокольне храма единственный раз за историю сами собой зазвонили колокола. Смерть собора тоже приурочили «к дате». Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Через 600 лет после основания. На месте «кремлевского патриарха» построили гостевую пристройку с туалетами, буфетами и курилками.
На акварели Ф. Я. Алексеева
Осенью 1997 года во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 года постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два поврежденных захоронения XIV века, принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря.
Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля»
500 миллионов рублей потребовалось в 1980 году, чтобы спасти от разрушения сваи Успенского собора и собора Двенадцати апостолов, Патриаршие и Потешные дворцы, часть Кремлевской стены. Их затопило из-за ошибки при строительстве Дворца съездов. Сам дворец обошелся в шесть раз дешевле - в 80 миллионов рублей.
«Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!»
Н. С. Хрущев.
В настоящее время храмы Московского Кремля переданы Русской православной церкви в постоянное безвозмездное пользование. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в них совершаются богослужения. По графику, согласованному с московской патриархией, в храмы допускаются экскурсионные группы.
Московский Кремль был и остается центром духовной жизни нашего Отечества
Фото:http://lifeonphoto.com/,http://i29.fastpic.ru/,Викимедия
Источники: Васькин А. А. «Иван Великий и французы»//Тверская, 13, № 90, 2012.
Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 340—341. — 504
Исаченко Т. А. Книга Иова в переводе монаха Чудова монастыря Моисея (1671 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 4 (10). С. 67-75.
Спас на Бору, в Московском Кремле // А. А. Мартынов, И. М. Снегирев. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, том I. М., 1848.
Романюк С.К Спас на Бору // Москва. Утраты. — М., 1992.
Свежие комментарии