Встреча министров финансов стран G20 в Великобритании, завершившаяся в субботу, начала серию дискуссий о том, нужна ли правительствам крупнейших стран мира единая стратегия по итогам мировой рецессии, которая, как заявили накануне эксперты ОЭСР, прекратится в третьем квартале 2009 года. Реакция на первые признаки выхода из кризиса показала, что он был слишком краткосрочным, чтобы страны G20 готовы были на серьезные компромиссы: на саммите глав G20 в Питтсбурге в сентябре никто уже не ожидает единства позиций США, ЕС и стран БРИК по большинству "посткризисных" вопросов мировой экономики. Коммюнике встречи руководителей финансовых ведомств стран G20 в лондонском Сити, как и ожидалось накануне, оказалось весьма расплывчатым и лишенным существенных новостей. Однако встреча и ее подготовка оказались чрезвычайно полезными для того, чтобы уже сейчас прогнозировать будущее саммита глав государств G20 в Питтсбурге (США) 24-25 сентября 2009 года (встреча в Лондоне во многом определяет экономическое наполнение этой встречи). Двухдневная встреча в Лондоне была посвящена в основном вопросам мониторинга результативности антикризисных мер, принимавшихся ранее саммитами G8 и G20 в 2008-2009 годах. Тем не менее доклад экспертов ОЭСР, констатировавших, что восстановление экономического роста в ключевых регионах — США, Японии и ЕС — будет зафиксировано уже по итогам третьего квартала 2009 года (для США рост ВВП ко второму кварталу составит порядка 1,6%, Японии — 1%, ЕС — 0,3%), как нельзя лучше проиллюстрировал последовавшие дискуссии о том, что будет делать G20 и сохранится ли "единство" регуляторов крупнейших экономик, достигнутое в первые месяцы кризиса.
Для министров финансов стран БРИК, накануне саммита в Лондоне проводивших там собственную встречу, исходя из комментариев ее российского участника вице-премьера Алексея Кудрина, ключевым предполагался вопрос о реформе Международного валютного фонда (МВФ). В воскресенье господин Кудрин констатировал, что итоги встречи глав минфинов G20 не позволяют предполагать, что саммит G20 в Питтсбурге решит проблему перераспределения квот в МВФ, которого ряд игроков из G20 добиваются с 2008 года. Предыдущие саммиты G8 и G20 согласились с необходимостью реформы, главным сторонником которой являются развивающиеся экономики, прежде всего КНР, Индия, а также Сингапур и Мексика. Они предлагают перераспределить в пользу новых экономик 7% голосов в МВФ, и принципиальное решение о переменах было одобрено на политическом уровне. Однако быстрого решения проблемы не получилось: главным проектом в рамках МВФ стала "программа новых займов" (NAB) МВФ со стороны ее членов, которая, по мнению ряда стран, в том числе России, снижает актуальность пересмотра квот. Россия, по словам Алексея Кудрина, не поддерживает идею NAB, однако выделяет МВФ средства по другим каналам, которые могут быть в перспективе засчитаны как кредитование МВФ в рамках NAB, близкой позиции придерживается и Китай (он предоставил МВФ $50 млрд, по $10 млрд предоставили Мексика, Сингапур и Индия).
Напомним, идея реформы МВФ и Всемирного банка была поддержана в конце 2008 года, когда наличие у КНР, Сингапура, России и стран Персидского залива крупных суверенных фондов позволяло предполагать их большее значение в "спасительных операциях" МВФ и Всемирного банка для экономик, находящихся в острой фазе кризиса. Это позволяло и России, и Китаю предъявлять и более масштабные претензии на устройство мировых финансов в посткризисном мире — от идеи реформирования систем мировых валют (совместная инициатива РФ и КНР) до инициативы по "мировой энергетической безопасности" (Россия). Ожидаемый выход из мировой рецессии возвращает дискуссии в состояние на два года назад. Министр финансов США Тимоти Гайтнер даже посетил предварительную встречу глав минфинов БРИК, но лишь изложил видение команды президента США Барака Обамы будущего инфраструктуры мировых финансов и в дискуссиях не участвовал |
Свежие комментарии