Исламистская контрреволюция 2.0
Салафиты – новый фактор международной политической жизни
Если мы изучим видеохронику и фотографии насильственных акций последнего времени в арабских странах (и не только там), например штурм посольства США в Каире в сентябре с.
г., то заметим одну важную деталь, пишет президент Института религии и политики Александр Игнатенко в статье, опубликованной 7 ноября в издании
«НГ Религии». Над толпами развевается черное знамя, которое два-три года назад широко не использовалось. В арабских СМИ его называют «знаменем салафитов» или «знаменем Аль-Каиды». Оно служит знаком того, что за этапом исламистской контрреволюции, осуществленной «Братьями-мусульманами», следует этап, главной контрреволюционной силой которого выступают еще более консервативные силы.
Радикальнее радикалов
В ходе арабской весны на авансцену политической жизни выдвинулись исламисты двух типов. Есть относительно умеренные: в Египте и Сирии – «Братья-мусульмане», которые в Йемене называются «Аль-Ислах», или «Реформа», в Иордании – «Организация исламского действия» (Муназзама аль-амаль аль-ислами), в Тунисе – «Ан-Нахда», или «Возрождение», в секторе Газа – ХАМАС и т.д. Умеренными «Братья-мусульмане» могут считаться по сравнению с более радикальными салафитами. До арабской весны вес, роль и значение последних в политической жизни арабского мира целенаправленно и деятельно занижались правящими группами. Они подвергались гонениям как члены экстремистских и террористических организаций типа египетских «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра» («Обвинение в неверии и хиджра»), «Исламского джамаата» (Аль-Джама‘а аль-исламийя), «Джихада» (Аль-Джихад, егип. Аль-Гихад) и других. Без преувеличения, тысячи членов этих группировок находились в тюрьмах и на каторге. Значительное число салафитов (некоторые из них были заочно приговорены к смертной казни) находились в эмиграции, воевали на разных фронтах «глобального джихада» – в Афганистане, Боснии, Чечне, Сомали и т.д. Тем самым они прошли школу «Аль-Каиды» и установили прочные связи как с самой «Аль-Каидой», так и с различными родственными группировками типа «Талибана», «Исламского движения Восточного Туркестана», «Имарата Кавказ» и других.
В ходе и результате арабской весны произошли две вещи. Во-первых, из тюрем и с каторги силой, с использованием вооруженных боевиков, были освобождены салафиты, осужденные за террористическую деятельность. Сразу нужно отметить, что «Братья-мусульмане», нуждавшиеся в политических союзниках, играли в этом процессе активную роль. Ныне покойный начальник египетской разведки Омар Сулейман утверждал, что в этих акциях в первые дни революции «25 января» участвовали вооруженные группировки «Братьев-мусульман».
В конце июля с.г. новоизбранный президент Мухаммед Мурси, выходец из египетских «Братьев-мусульман», амнистировал остававшихся в тюрьмах 572 салафита, значительная часть которых была приговорена к смертной казни или пожизненному тюремному заключению за терроризм. В Тунисе после революции из тюрем были выпущены 1208 салафитов, находившихся там по приговорам судов в соответствии с законом о противодействии терроризму. В Тунисе на первые роли в политике выдвинулся Сайфулла Ибн-аль-Хусайн (он же Абу-Айяд), ученик и последователь известного аль-каидовского теоретика Абу-Катады (он же Умар Махмуд Усман). До своего ареста тунисскими властями в 2003 году он возглавлял подконтрольный «Аль-Каиде» лагерь боевой подготовки моджахедов из стран Магриба на территории Афганистана. Был освобожден из тюрьмы в ходе революции.
Во-вторых, в страны арабской весны вернулись из-за рубежа все те, кто укрывался от правосудия. В настоящее время к руководству «Исламского джамаата» и открытой политической деятельности в Египте вернулся Рифаи Ахмад Таха (он же Абу-Ясир), сторонники которого совершили в ноябре 1997 года печально известный теракт против иностранных туристов в Луксоре, в результате которого было убито более 60 человек. Он же вместе с Усамой бен Ладеном и Айманом аз-Завахири и рядом других деятелей из разных стран (Пакистан, Бангладеш) в феврале 1998 года стал отцом-основателем «Аль-Каиды», названной тогда «Всемирный исламский фронт джихада против иудеев и крестоносцев» (Аль-Джабха аль-алямийя аль-исламийя ли-ль-джихад дидд-аль-яхуд ва-с-салибийин). В ходе свержения Муаммара Каддафи в Ливии военным губернатором (главой Военного совета) Триполи стал Абдель-Хаким Бельхадж, возглавлявший ранее «Ливийскую исламскую боевую группу» (Аль-Джама‘а аль-либийя аль-исламийя аль-мукатиля). В 80-х годах прошлого века он воевал в Афганистане под командованием Усамы бен Ладена.
На территориях арабских стран были созданы (или воссозданы) локальные филиалы «Аль-Каиды» под новыми названиями – «Сторонники шариата» (Ансар аш-шари‘а) в Ливии, Тунисе и Йемене, «Сторонники религии» (Ансар ад-дин) на стыке Мали, Ливии и Алжира, «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад) в Северо-Западной Африке и т.п.
Салафиты – мощная военно-политическая сила. В мае с.г. в тунисском Кейруане прошел своего рода смотр салафитов из «Сторонников шариата». 10 тыс. человек кричали: «Обама, Обама! Мы все – Усама!», тем самым подтверждая свою принадлежность к «Аль-Каиде», которая была обозначена множеством знамен этой группировки. И это – в Тунисе, стране относительно небольшой и с сильными светскими традициями! Салафитов наверняка сотни тысяч в Египте (на выборах в несостоявшийся египетский парламент салафиты получили примерно 20% мест), миллионы по всему арабскому и исламскому миру.
Таким образом, одним из побочных результатов арабской весны стало возникновение «Новой Аль-Каиды» – разветвленной сети салафитских группировок, которая представляет собой резерв исламистского интернационала. Этот резерв очень легко и быстро можно мобилизовать и вооружить (сейчас для этого в основном используется оружие, оставшееся в Ливии после Каддафи; поступает информация о перехвате контрабандных караванов с оружием, идущих в Тунис и Египет; в Сирию оно поступает через Ливан и Турцию) и направить на новые фронты «глобального джихада» в арабском (и не только) мире. Как это сейчас происходит в Сирии, где, по сведениям AFP, переданным Euronews, воюют 6 тыс. боевиков «Аль-Каиды». Это салафиты из Ливии, Египта, Ирака, Туниса, Ливана, Марокко, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Пакистана, большое число палестинских беженцев. В рядах иностранных боевиков также 300 чеченцев, правда, они не из России, а из Турции.
Европейский резерв «Аль-Каиды»
В странах, где мусульмане являются меньшинством, или в мусульманских странах, где салафиты не являются господствующей религиозно-политической силой, последние объединяются в унифицированные сетевые группировки с использованием Интернета и социальных сетей. Связь с глобальной салафитской сетью проявляется в сознательной и целенаправленной автомаркировке этих групп: в использовании «знамени салафитов», о котором говорилось выше, как во время политических акций (митингов, шествий и т.п.), так и в символике и эмблематике (в «шапках» сайтов и публикуемых заявлений и т.п.). В разных странах мира есть салафитские группировки, название (и одновременно – адрес в Интернете) которых построено с использованием выражения Shariah4 («Шариат для…»): Sharia4spain, Sharia4belgium, Sharia4EU, Shariah4america, Sharia4france, Shariah4holland, Shariah4hind (Индия), Sharia4pakistan и даже Sharia4tanjungbalai (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно использование этого названия, в ходу другие: Islam4UK (Великобритания), Millat-Ibrahim (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), MarkazAttawhid (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де факто является филиалом Sharia4Belgium).
Само название группировок Sharia4 – программа политического действия, которая заключается в навязывании шариата (как его понимают салафиты) тем обществам и государствам, в которых салафитам удалось создать ячейку, пусть небольшую. Апеллируя к принципам религиозной свободы (которые салафиты отрицают в отношении всех несалафитов – как христиан, так и мусульман других направлений ислама – суфиев, шиитов), они требуют введения шариата (как они его понимают) – для себя и, что удивительно, для всего общества, которому «посчастливилось» приютить у себя салафитов, – французского, британского, бельгийского и т.д.
Эти группировки подключены к глобальной аль-каидовской сети. Проявляется это в идеологии данных группировок (она получила название джихадистского салафизма), их политической программе и конкретных действиях. Без сложных изысканий и сравнительных исследований можно установить эту связь. Вот иллюстрация: «шапка» сайта Sharia4Spain («Шариат для Испании»). Подзаголовок: «Исламская альтернатива для Испании». Справа в «шапке» – салафитское знамя (эмблема) «Новой Аль-Каиды». В самом низу – баннер «Шейх Усама бен Ладен: нашид (гимн) в память о шахиде – иншаллах – Усаме бен Ладене». Есть разделы «Салафизм» и «Джихад».
Во Франции террорист Мухаммед Мера принадлежал к группировке Sharia4france («Шариат для Франции»), подразделение которой имело название «Рыцари чести» (Фурсан аль-изза). После терактов против французских военнослужащих магрибинского происхождения и еврейских детей Мера был убит, и «Аль-Каида» провозгласила его «шахидом». Известно, что Мера проходил идеологическую и диверсионно-террористическую подготовку в лагерях «Аль-Каиды» на афганской территории. Аресты и перестрелки последнего времени (октябрь с.г.) во Франции тоже происходят с членами Sharia4france. Выясняется, что они планировали отправиться воевать в Сирию.
Эти салафитские группировки типа Sharia4… – часть глобальной экстремистско-террористической сети, имеющая два крыла – религиозно-политическое и боевое. Будучи международной, то есть действующей в разных государствах, она в одних случаях действует как чисто религиозная (религиозно-политическая) и, спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Европе, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводит ненасильственные акции типа митингов и демонстраций. В других странах действует как боевая, диверсионно-террористическая сила. Сеть имеет лагеря по боевой подготовке и склады вооружений не в каждой стране, где есть филиалы салафитского движения, а в некоторых странах, в частности – на территории Афганистана и в афгано-пакистанском пограничье, где открыто действуют «Талибан» и «Аль-Каида», а также в Йемене, Сомали, на стыке Мали, Алжира, Ливии и Нигера. Члены салафитских филиалов, например европейских, выезжают из Великобритании, Франции, Германии, скажем, в Афганистан под благовидными предлогами религиозного просвещения или туризма, проходят там диверсионно-террористическую подготовку. Затем возвращаются в свои страны, где образуют «спящие ячейки», а то и просто остаются индивидуальными «спящими моджахедами», которым власти не могут предъявить никаких обвинений. Но в определенный момент они используются в ведении боевых или подрывных действий на возникающих то тут, то там фронтах «глобального джихада». Так, сейчас в Сирии, совершая террористические и диверсионные акты, против правительственных войск воюют салафиты из европейских стран - Франции, Германии. И даже сотня моджахедов из далекой северной Норвегии. Именно эти иностранные боевики и террористы из стран Ближнего Востока и Европы, которым абсолютно безразличны судьбы сирийцев, сорвали прекращение огня в дни празднования Ид аль-адха в октябре 2012 года.
Иностранцы-салафиты, занимающиеся в настоящее время в Сирии диверсионно-террористической деятельностью, распределены по таким группировкам, не скрывающим своей связи с «Аль-Каидой», как «Фронт поддержки населения Великой Сирии» (Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), «Знамя [исламской] уммы» (Лива’ аль-умма), «Сторонники ислама» (Ансар аль-ислам), «Батальоны [имени] Абдаллы Аззама» (Ката’иб Абдалла Аззам), «Воинство Великой Сирии» (Джунд аш-Шам), «ФАТХ ислама» (ФАТХ аль-ислам), «Батальоны Фарука» (Ката’иб аль-Фарук) и др. Конечно, в этих аль-каидовских подразделениях есть и местные салафиты-сирийцы, которые нужны как минимум в качестве проводников. И, наоборот, в группировках типа «Моджахеды на пути Аллаха» (Аль-Муджахидун фи-сабиль Аллах), состоящих из местных салафитов-сирийцев, есть иностранцы.
«Точечный» халифат
После арабской весны салафиты включились в борьбу за власть. В Египте в видах парламентских выборов и тогда еще неизвестных перспектив выборов президентских салафиты вопреки своим идеологическим установкам, запрещающим создание партий и участие в работе законодательных органов, создали в Египте несколько политических партий – «Партию Света» (Хизб ан-Нур), «Партию самобытности» (Хизб аль-асаля). Создала свою партию – политическое крыло под названием «Партия строительства и развития» (Хизб аль-бина’ ва-т-танмия) – экстремистская и террористическая салафитская «Исламская группа», или «Исламский джамаат» (Аль-Джама‘а аль-исламийя). Отметим здесь, что парламентский успех салафитов в Египте подвигнул салафитов в других странах на создание своих партий: в секторе Газа была предпринята попытка создать «Салафитскую партию света в Палестине» – Хизб ан-Нур ас-салафи фи-Филястин), но попытку пресек ХАМАС. В Йемене создается «Салафитская партия правильного пути» (Хизб ар-рашад ас-салафи).
Те салафиты, что не поступились принципами и не создавали политические партии, очень удачно и результативно используя социальные сети и мечети как места общинных собраний, в том же Египте создали «снизу», в деревнях и городских кварталах, подразделения «Комитета по поощрению добродетели и предотвращению порока» на манер существующего в Саудовской Аравии. Эти комитеты стали во многих местах локальными органами власти.
В видах восстановления халифата салафиты из локальных филиалов «Аль-Каиды» и союзных или ассоциированных группировок создают «исламские эмираты» или «шариатские зоны» в районах расселения родственных племен, города, деревни или даже городского квартала. Это территориальные анклавы на территории государства, неподконтрольные (или не вполне подконтрольные) официальным властям. В этих анклавах действуют не законы того или иного государства, а то, что салафиты объявляют законами шариата. Некоторые из этих анклавов называют «шариатскими зонами».
В Афганистане, напомним, продолжает, параллельно карзаевскому государству, которое держится на американских штыках, существовать «Исламский эмират Афганистана». В Ливии летом 2011 года исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде в странах исламского Магриба», «Сторонникам шариата» и «Единобожию и джихаду», были провозглашены в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат. В Йемене минувшей весной существовали исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде на Острове Арабов» (Аль-Ка‘ида фи-Джазира аль-араб) и «Сторонникам шариата», в городах и населенных пунктах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован аль-каидовцами в Вакар), Ридаа. В марте с.г. целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены исламскими эмиратами. В Сомали к тому времени уже существовал «исламский эмират Шабелле». В Тунисе минувшей весной деревня Сежнан недалеко от Бизерты стала «исламским эмиратом Туниса». В Мали «Сторонники религии» создали «исламский эмират Тимбукту». В Египте, в столице страны Каире, в квартале Имбаба салафитский «исламский эмират» существует уже много лет. В Газе (Палестинская автономия) летом 2009 года группировка «Воинство сторонников Аллаха» (Джунд Ансар Аллах) под руководством салафитского проповедника Абдель-Латифа Мусы провозгласила «исламский эмират» в городе Рафах. Правда, тогда же «исламский эмират» вместе с его руководителем был физически ликвидирован в результате военной операции боевиков ХАМАС, которых «Воинство сторонников Аллаха» обвиняло в недостаточной приверженности исламу. На территории России существует полувиртуальный-полуреальный «Имарат Кавказ». В Иордании есть «исламский эмират» de facto – город Эз-Зарка. В условиях идущей в Сирии гражданской войны трудно уследить за происходящим, но точно известно, что салафитские «эмираты» провозглашались в городе Дераа на юге Сирии и в Биннише, расположенном в провинции Идлиб (северо-запад Сирии в 30 км от сирийско-турецкой границы).
«Исламские эмираты» провозглашаются и в Европе. В 2011 году группировка «Мусульмане против Крестовых походов» (Muslims Against Crusades, другое название Islam4UK) заявила о создании независимых зон, полностью подчиняющихся шариату в городах Бредфорд, Дьюсбери (Западный Йоркшир) и в лондонском Ист-Энде. Все эти точки на карте – части полувиртуального-полуреального халифата.
В Египте с начала августа с.г. на Синае идут бои, в которых части регулярной армии вынуждены применять авиацию, артиллерию и танки. Там воюют боевики из старых и новых группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой»: салафитская (они сами заявили о том, что следуют салафизму) группировка «Совет шуры моджахедов в окрестностях Иерусалима» (Маджлис Шура аль-муджахидин фи акнаф аль-Макдис); «Джихадистский салафитский джамаат на Синае» (Аль-Джама‘а ас-салафийя аль-джихадийя фи-Сина’); египетско-палестинская группировка «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад); «Сторонники Сунны» (Ансар ас-Сунна); «Армия ислама» (Джайш аль-ислам); «Армия уммы» (Джайш аль-умма). Там же воюют моджахеды из «Партии исламского освобождения» (Хизб ат-тахрир аль-ислами) в секторе Газа, делом опровергая собственные утверждения о мирном характере партии.
По нашему мнению, цель боевой активности салафитов на Синае, которых там скопилось не менее 2 тыс. «штыков», в основном иностранцев, – создание «исламского эмирата Клизмы», как раньше назывался Суэц (хоть это производное от арабского Кальзам для русского уха звучит не очень благозвучно, но представляет собой наиболее адекватный перевод топонима). Это делается для обеспечения контроля за Суэцким каналом в интересах аравийских монархий (в первую очередь – Саудовской Аравии), стремящихся к обладанию подконтрольного им пути нефтетрафика в Европу через Красное море. Этот нефтяной путь пригодится в случае начала очень вероятной войны в Персидском заливе, которая надолго закроет не только Ормузский пролив, но и весь Персидский залив. А в Египте будет реализована исламистская контрреволюция 2.0 (после контрреволюции 1.0, совершенной «Братьями-мусульманами»), за которой стоят аравийские монархии, которые с 70-х годов XX века внедряли салафизм в Египте и в других арабских странах.
Александр Александрович Игнатенко - президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.
Свежие комментарии