Марониты — приверженцы маронитской христианской церкви. Проживают главным образом в Ливане (около 600 тысяч человек, 1971) и небольшими группами в Сирии, Египте, Северной и Южной Америке, на Кипре.
приверженцы маронитской христ. церкви, главным образом, в Ливане (ок. 400 тыс. чел., на 1964).
Небольшие группы маронитов проживают также в Сирии,Израиле, Северной и Южной Америке, Египте и на Кипре, Израиле.Религиозное вероучение маронитов сложилось на базе монофизитства и монофелитства в 5-7 вв. (в некоторых работах указан 4 в.).
Иногда маронитская церковь характеризуется как секта или ересь (в основном в старых богословских работах), но чаще - как католическая церковь древняя христианская церковь, одна из шести Восточных католических церквей имеющих статус патриархата.
В старых работах можно видеть и такое определение: Так называется еретическое общество монофелитов, образовавшееся в VII в. в долинах гор Ливана и Антиливана, около монастыря аввы Марона. В настоящее время марониты уклонились в католичество и находятся в полной зависимости от римской церкви.
В словаре Брокгауза и Ефрона о маронитах сказано: Марониты — (по сир. Мôрунôйê, по ар. Мевâрине или Мâруниййин) христ. секта в Сирии. Ее происхождение и первоначальная история неясны; сообщения самих М. возбуждают сомнения. Наиболее ранние сведения (начала VIII в.) показывают, что М. были моноведиты.
Страны и регионы |
Религии |
Писания |
Языки |
Марон — христианский святой 4-5 вв. (умер в 410[1]). Монах, отшельник (пустынник), почитается основателем Маронитской церкви, получившей имя в его честь.
Сведения о жизни святого Марона содержатся только в преданиях. Согласно им, Марон вёл жизнь отшельника в Сирии, на правом берегу реки Оронт. Слава о добродетельной аскетической жизни и чудесах, совершённых монахом, привели к тому, что после его смерти на месте подвижничества святого Марона был воздвигнут монастырь. Именно к святому Марону обращено послание Иоанна Златоуста, направленное «священнику Марону-аскету».
В других работах маронитская церковь характеризуется так: маронитская католическая церковь — древняя христианская церковь, одна из шести Восточных католических церквей, имеющих статус патриархата. Большинство исторических общин церкви находятся в Ливане а также в Сирии, на Кипре. Постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела в последние годы к появлению общин в диаспорах Аргеттины, Бразилии, США, Автралии, Канады
История ливанских маронитов восходит к концу 4 в., когда вокруг легендарного монаха (патриарха или ересиарха) святого авы (Мар) Марона собралась группа учеников. Позднее они построили на полпути из Алеппо в Антиохию монастырь. В 5-6 вв. монастырь, где блаженный Феодорит Кирский основал богословскую школу, решительно выступал против монофизитов и миафизитов, поддерживая Христологическое учение Халкидонского собора. В 517 г. братия монастыря направила специальное послание папе Гормизду, где отвергала монофизитское учение. Поэтому братия не признала V Вселенский собор. Но, по мнению, В. В. Болотова, с древних времён монахи признавали учение о единой воле Христа, и поэтому марониты поддержали монофизитство.[1]
(Монофизиство- течение в христианстве, последователи которого признают только одну, божественную природу Христа, отсюда и название).
В конце VII века в связи с арабским завоеванием марониты потеряли связь с Константинополем, в связи с чем в 687 г. избрали собственного патриарха, Иоанна Марона. Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими её мелькитами и яковитами. В 684 г. войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.
В начале 8 в. ввиду непрекращавшихся преследований, маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдаленную область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой Церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока. Дальнейшая миграция маронитов привела к их появлению на Кипре (12 в.), Мальте и на Родосе (14 в.).
В 12 в., когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество, марониты вошли в контакт с латинской Церковью. В 1182 г. марониты формально подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считает, что они никогда и не прерывали общения с Римской Церковью. Существует мнение, что до контактов с крестоносцами марониты были монофелитами, последователями учения, основанного на сочинениях монофизитского патриарха Александрии Евтихия, однако оно опровергается самими маронитами. В любом случае не вызывает сомнений, что с 1182 года марониты исповедуют ортодоксальную христологию.
Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199—1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 г. он участвовал в работе 4 Латеранского собора. Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации Церкви. В 16 в. родину маронитов завоевали турки, и начался длительный период владычества Османской империи. В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 г. в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 г.в Маронитской церкви был введён Григорианский календарь.
В 1736 г. на горе Ливан был созван главный собор этой Церкви, проведший важные реформы. Легатом папы римского был известный востоковед Иосиф Ассемани. На соборе приняли свод канонов Маронитской Церкви, согласно которым Церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала 19 в. западные государства, особенно Франция, стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. Резня маронитов, которую учинили в 1860 г. друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооружённое вторжение французов. После Первой мировой войны Ливан и Сирия попали под контроль Франции.
В 1944 г. Франция предоставила Ливану полную независимость. По устному соглашению, получившему название Национальный Пакт, пост президента страны, а также ряд ключевых постов в государстве закреплялся за представителями маронитской общины. Однако гражданская война, разразившаяся в 1975 г. в Ливане, обнаружила, что будущее общины остается проблематичным. Около миллиона маронитов покинули Ливан и поселились на Западе.
Начиная с 1790 г. резиденция маронитского патриарха находится в Бкирки, в 25 милях от Бейрута.
Современное состояние:
В состав церкви входят восемь архиепархий —Антелиаса, Бейрута, Триполи и Тира (все в Ливане), Кипрская архиепархия, Алеппо, Дамаска (обе — Сирия), Хайфа (Израиль); 17 епархий и два патриарших экзархата. Церковь насчитывает 1033 прихода, 1359 священников и 41 епископа. Маронитская Церковь — самая многочисленная в Ливане, в неё входит 37 % христиан и 17 % населения Ливана. По данным Annuario Pontificio за 2013 год численность прихожан церкви — 3,38 миллиона человек[2]. C 1986 г. её возглавлял патриарх Насрулла Бутрос Сфейр. 26 февраля 2011 г. его отставка по возрасту и состоянию здоровья была принята папой Бенедиктом XVI. 15 марта 2011 г. новым патриархом Маронитской Католической церкви был избран Бешар эль-Раи — бывший до этого епископом Библоса.
У маронитского патриархата имеется духовная семинария в Газире и епархиальная семинария в Карм-Садде, близ Триполи. Высшее богословское образование можно получить в Университете Св. Духа в Каслике. В 1584 г. в Риме был основан Маронитский Колледж.
В Маронитской церкви действуют несколько монашеских орденов, среди которых самыми известными являются мужские конгрегации мариамитов, баладитов, антониан-маронитов и ливанских миссионеров. Одним из самых известных монастырей Маронитской церкви является монастырь Кузайя, находящийся в районе Згарта в провинции Северный Ливан.
Маронитская литургия имеет западносирийское происхождение, но испытала влияние восточносирийской и латинской традиций.
В литургии после арабского нашествия используется арабский язык, но некоторые общины сохранили сирийский язык богослужения.
Священники маронитов, как и большинство восточных католиков, не соблюдают целибат.
Другие авторы описывают историю маронитов несколько иначе (работа явно старая. Но есть и интересные сведения):
Первые маронинские общины возникли в районе Апамеи (Северо-Западная Сирия) и у истоков Оронта, вокруг монастыря, основанного по легенде монахом (по другим версиям – патриархом или ересиархом) Map Мароном . В 8-9 вв. марониты переселились из Сирии в горы Ливана. В 11-12 вв. у маронитов Ливана сложились феодальные отношения. В эпоху крестовых походов марониты помогали крестоносцам. В 16 в. маронитские феодалы из рода Хазенов поддерживали друзских феодалов Маанов в борьбе против турецкого владычества. В конце 18 -начале 19 вв. в маронитскую церковь перешли друзские феодалы из родов Шехабов и Абиллама, это укрепило влияние Маронитов в стране. После антифеодального восстания в Кесруане в 1858-60 политическое влияние маронитских феодалов ослабло.Маронитское высшее духовенство признало в 16 в. верховенство римско-католической церкви.
Маронитская церковь отличается некоторыми своеобразными ритуалами и обычаями, ведет богослужение на сирийском языке, она возглавляется "патриархом Антиохии и всего Востока" (резиденции - Бкерке, Каннубин), который с 1954 г. назначается Ватиканом. Маронитская церковь - крупнейший землевладелец в Ливане; ей принадлежит юрисдикция по вопросам личного статута ливанских граждан -маронитов. Маронитская церковь играет важную роль в политической жизни Ливана, выступая за ориентацию на страны Запада. По так называемому Национаьлному пакту 1943 г., маронитам принадлежат руководящие посты в ливанской администрации (президент республики,главнокомандующий, несколько министров, около трети депутатов парламента должны быть маронитами).
ДЛЯ ТЕХ, КТО СЕРЬЕЗНО И ГЛУБОКО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ИСТОРИЕЙ МАРОНИТОВ И МАРОНИТСКОЙ ЦЕРКВИ особенно рекомендую: Родионов М.А., Сарабьев А.В. Марониты: традиции, история, политика. М.: ИВ РАН, 2013. - 500 с.
По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/10485/%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%98%D0%A2%D0%AB
- В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. т. IV. Марониты. http://maxima-library.org/mob/b/243662/read
Лит.: Петкович К., Ливан и ливанцы, СПБ, 1885, ч. 3; Базили К. М., Сирия и Палестина под турецкимправительством в ист. и политич. отношениях, М., 1962; Ад-Дуайхи, Тарих ат-таифа аль-марунийя (Историямаронитской религиозной общины), Бейрут, 1890; Salibi Kamal S., Maronite historians of Mediaeval Lebanon,Beirut, 1959; Dib P., Histoire de l'église maronite, Beyrouth, 1962.
- Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
- Густерин П. В. Вклад маронитов в арабо-европейское культурное сотрудничество (XVI—XVIII вв.)
- Сайт Маронитской католической церкви
- Структурированный список маронитских епархий и епископов
Свежие комментарии