Секс и литература

Порнографическая литература
Термин «порнография» вошёл в современную культуру из книги французского писателя XVIII века Николы Ретифа де ла Бретонна (Retif или Restif de La Bretonne) «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции», обозначающий описание или изображение, обычно вульгарное, полового акта и связанной с ним деятельности, не представляющее художественной или научной ценности. В данной книге рассматривались сферы жизнедеятельности человека, традиционно считавшиеся в обществе неприличными, ввиду чего её название стало нарицательным понятием непристойности, связанной с сексуальностью.

В XVIII веке лидером по производству порнографии, безусловно, можно считать Францию, тогда как Англия и Америка были в основном потребителями этой продукции. В это время словосочетание «французский роман/повесть/книга» являлись синонимом произведений непристойного характера. С 1680-х годов было импортировано и распродано огромное количество французской порно-литературы, в том числе, «Школа девушек» (L’Escole des filles, 1655), «Тереза-философка»(Thérèse Philosophe, 1748), «Опасные связи» (Les Liaisons dangereuses, 1782) и так далее.
Политическая порнография

Главная цель политической порнографии состояла в том, чтобы подорвать авторитет королевской власти. Если король не может контролировать свою жену или не может сказать, является ли он настоящим отцом своих детей или нет, то каким образом он может контролировать свой народ? Другая причина таких порочных атак могла быть в желании снизить главенствующую роль женщины в обществе и установить четкие границы между полами. Изображение королевы, вступающей в интимные связи с простолюдинами, делало ее доступной народу и одновременно показывало ее безнравственность.
После Великой французской революции порнографическая литература сразу же утратила свою политическую окраску и постепенно стала сосредотачиваться на социальных проблемах общества. В частности, в 1790-е годыМаркиз де Сад в своих эротических произведениях описывал уже не похотливые похождения аристократии, а изображал героев, нарушающих запреты прописной морали.
Эротика и живопись

Различные виды изобразительного искусства окружали женщину культом, ничем не уступавшим тому, который создавали в ее честь писатели и поэты. Живописцы, граверы, скульпторы точно так же идеализировали женское тело, изображая его всегда не обнаженным, а раздетым, при помощи декольте или retrousse. Художники стремились показать специфические прелести женского тела в более пикантной рамке: очаровательную грудь, красивую ножку или соблазнительную талию.
Одним из излюбленных мотивов этого культа красоты в тогдашней живописи было «сравнение» («La Comparaison»), чрезвычайно часто встречающееся в искусстве Рококо. Например, две или несколько женщин спорят о том, кому принадлежит пальма первенства за ту или другую красивую часть тела. К той же категории принадлежат и картины, изображающие, как наедине с собой девушка, обнажаясь и принимая пикантные позы, устраивает настоящую выставку своих прелестей.
Каким же именно был идеал женской красоты в XVIII веке? Если в эпоху Ренессанса прекрасным считалось здоровое и мощное тело активной и продуктивной женщины, то в век Просвещения, наоборот, идеализировались те качества тела, которые оказывались неспособными к труду. Красива узкая кисть, непригодная к работе, неспособная к сильным движениям, зато умеющая нежно и деликатно ласкать. Красива маленькая ножка, движения которой похожи на танец, едва способная ходить и совершенно неспособная ступать решительно и твердо. Прекрасным считается в эту эпоху такое тело, которое не пышет силой и не тренировано. Оно должно быть холеным, нежным и хрупким, или, как тогда предпочитали выражаться, - грациозным.

Особое внимание авторы картин уделяли изображению пикантного ротика. Ведь в XVIII веке он олицетворял бокал, наполненный до краев сладострастием. Губы должны быть такой формы, чтобы они каждого побуждали к поцелуям.
Красота груди всегда выставлялась художниками напоказ перед зрителем, словно это самое опьяняющее зрелище, которое только можно показать человеку. В эпоху Просвещения грудь уже не олицетворяла источник жизни, а была «двумя чудесными сахарными головами наслаждения». Идеальной считалось та, которая «подобна двум яблокам, белым, как только что выпавший снег, и если каждая такой величины, что ее можно покрыть одной рукой». Желая изобразить «красоту» вообще, художник на самом деле рисовал женщину с обнаженной грудью.
![]() В тех случаях, когда сюжет не поддавался реалистическому изображению, художник, естественно, прибегал к помощи символа. Женское лоно символизировалось в виде розы. Символом девственности служил нераспустившийся бутон розы. Девушка или гордо держит его в руке, или защищается им против дерзкого похитителя. В Голландии невеста, сохранившая до свадьбы свою физическую невинность, надевала фартучек с затканным в определенном месте бутоном розы. Утерянная невинность символизировалась разным образом. Самыми обычными символами были разбитый кувшин и разбитое зеркало. Девушка, плачущая над разбитым кувшином или зеркалом, оплакивает на самом деле потерянную невинность. |

Поскольку в период Просвещения также царил культ вечной молодости, и женщина никогда не становилась старше двадцати, а мужчина - тридцати лет, то художники Рококо никогда не рисовали зрелых женщин. Они предпочитали изображать нежность и игру вместо страсти, обещания - вместо последствий. Девушка, мечтающая о любви, - вот излюбленный тип эпохи. Старик дядя, знакомящий свою только что оперившуюся племянницу с бурными радостями любви, или старуха тетя, посвящающая молодого, красивого племянника в мистерии страсти, - излюбленные мотивы искусства Рококо.
Персоналии
![]() | Эдмунд Керлл (Edmund Curll) (1675-1747) – пионер в публикации эротический произведений в Англии. В октябре 1724 года он издал порнографический роман «Венера в монастыре или Монахиня в ночной сорочке» (Vénus dans le Cloître, 1683), а в 1728 году эту публикацию признали нарушением гражданских законов, так как «она подрывает моральные устои королевских подданных и, таким образом, направлена против спокойствия Короля». В результате Эдмунд Керлл был оштрафован на 25 марок за каждую изданную книгу и был выставлен на посмешище у позорного столба. По всей вероятности, это было первое официальное обвинение против «похабщины» в Великобритании, которое создало прецедент для других приговоров, вплоть до принятиязакона о непристойных публикациях 1959 года. |
Китагава Утамаро (Kitagawa Utamaro) (1753-1806) – известный японский художник и гравер XVIII века. Помимо того, что он прославился своими выдающимися работами в жанре бидзинга, изображая женскую красоту, Китагава какое-то время занимался и созданием эротических гравюр – сюнг. Сюнги были очень популярны в Японии, начиная со Средних веков и заканчивая второй половиной XIX века. Они представляли секс как неотъемлемую и естественную сферу жизни человека и поэтому пользовались спросом у всех слоев японского населения. На своих гравюрах Утамаро рисовал в основном куртизанок, но в отличие от других художников, он изображал не просто их сексуальные услуги, а их внутренний мир, в котором каждая стремилась вырваться из «плена», выйти замуж и создать семью. |
Свежие комментарии