На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Ивритоговорящие католики.

Михаил Фатеев
Ивритоговорящие католики. Прошлое и перспективы
Согласно информации, полученной из Израиля, вскоре у ивритоговорящих католиков Израиля вновь появится свой епископ. Напомним, что в июне этого года скончался Жан Батист Гурион, первый после сотен лет епископ-еврей на Святой Земле. Уже после погребальной службы, сидя в тени финиковых деревьев аббатства святой Марии Воскресения в Абу Гош, латинский патриарх Иерусалима Мишель Саббах, первый араб на этом посту, печально произнес: "Он был евреем и большим другом палестинского народа".

Так завершился важный этап в жизни общины католиков-евреев Израиля. Каким будет продолжение?
Возрождение еврейских католических общин на землях Израиля началось после II мировой войны. Центральной фигурой этого движения на четыре десятилетия стал иеромонах-кармелит Даниэль Руфайзен. Уроженец Польши, сионист, в 1939 году он бежал от фашистов в Советский Союз, но и здесь оказался в самом логове нацистов. Свободно владея немецким, он, выдавая себя за поляка, поступил на службу в немецкую жандармерию, чем спас сотни жизней своих соплеменников, передавая подпольщикам оружие, а затем провалив акцию по ликвидации гетто в местечке Мир. Скрываясь от преследования, он спрятался на чердаке кармелитского монастыря, где, почитав христианскую литературу, пришел к вере. Уже будучи монахом о.Даниель приехал в Израиль на гору Кармель. На своей исторической родине он, признанный национальный герой, судился за право считаться евреем и израильским гражданином, дошел до Верховного Суда Израиля, защищая права крещеных евреев считать себя частью своего народа и полноценными гражданами своей страны. Это не удалось. Законы современного Израиля не признают право на репатриацию крещеных евреев. Однако не смотря на проблемы и препоны именно благодаря о.Даниелю, в Израиле вновь стали возносить молитвы ко Христу на языке самых первых христиан.
Первая община евреев-католиков была основана в Хайфе, ее душепастырем стал легендарный кармелит. Вскоре подобная группа возникла и в Иерусалиме, ее костяк составили евреи из Франции. В 1958 году богослужения начали совершать на иврите. В литургическую жизнь были привнесены многочисленные элементы из иудейской традиции. Вскоре к миссии присоединились другие священники, многие из которых были выходцами из еврейских семей. Одним из них был Жан-Баттист Гурион.
В начале 90-х годов прошлого века, количество евреев-христиан возросло, причиной стала Большая Алия из стран бывшего СССР. Несмотря на то, что решительное большинство крещеных евреев были православными, были среди них и католики. Репатрианты во многом изменили ситуацию не только в Израиле, но и в общине, основанной о. Даниелем. По словам православного священника Иосифа Кипермана, она "переросла конфессиональные рамки, превратившись в экуменическую. Важнейшим событием в ее жизни стали проводимые во время праздника Суккот ежегодные съезды на озере Кинерет, в том месте, где Христос предложил ученикам трапезу из хлеба и печеной рыбы. Туда приезжают семьями, три дня живут в палатках на участке католического монастыря, проводят время в духовных упражнениях и беседах, после которых устраивается общая трапеза. Кульминационный момент праздника – вечерняя месса на иврите, престолом для которой служит большой камень на берегу. Все участники мессы причащаются, и в такие минуты католики и православные, разделенные историческими церквями, чувствуют себя членами единой христианской Церкви Израиля".
Параллельно с этим в 1991 году появилось и русское католическое общество св. Иуды Фаддея, богослужения, в отличие от  существующих общин евреев-католиков, проводились на русском языке. У его истоков стоял Александр Дериев. "До этого русскоязычных католических общин на Святой Земле не было, если не считать еврейскую католическую общину св. Иакова, где месса проводилась на иврите, и где обретался десяток "русских католиков", которым избранная национальность казалась важнее родного языка", – вспоминает Александр. "Мой опыт поначалу не казался таким уж успешным. Собралось всего пять католиков, пять православных, которые не знали, куда еще податься, и несколько желающих креститься. Однако начало было положено. Стали проводить ежевоскресные мессы на русском языке в церкви святого Петра Galli Cantu, настоятель которой, ассумпционист Роберт Фортин, в свое время провел несколько лет в Москве (был капелланом американского посольства). Службы вели мои знакомые священники, в основном иезуиты из Папского Библейского института, впоследствии мессы проводились и в часовне института. Периодически помогали священники из других орденов (словаки, поляки и один чех)".
Взаимоотношения двух еврейских католических общин – "русской" и "ивритоязычной" – не сложились. Свидетели тех событий предпочитают не распространяться о подробностях. Так или иначе, в конце 1994 года, по словам Александра Дериева "в силу происков ивритоговорящей католической общины, общество св. Иуды Фаддея прекратило существование". Впрочем, в начале 1998 года небольшая группа русскоязычных католиков стала вновь собираться на воскресную мессу в Бейт-Джале, ее совершал испанец, едва владевший русским. Эпизодически служились мессы и в Иерусалиме. Впрочем, было не легко. Ортодоксальные евреи неоднократно ломали указатель на Бейт-Джаль, а затем и пытались поджечь монастырь, который предоставил свои помещения группы русскоязычных католиков.
Как рассказывает о. Славомир Абрамовский, служащий в Хайфе: "В еврейской ментальности христианин, а особенно католик, это тот, кого лучше избегать. Дети, изучая в школе историю своего народа, узнают о преследованиях евреев христианами. Серьезной проблемой является позиция некоторых работодателей, которые не берут на работу католиков. Бывают проблемы и в школах, где некоторые дети плохо относятся к детям-католикам, тут даже не помогают и усилия воспитателей".
Прохладно относилось к русским и ивритоговорящим католикам и арабы, священники и миряне, составляющие решительное большинство в латинском патриархате Иерусалима. Приходящие в местные общины евреи были принимаемы без особой радости, существующие общины евреев-католиков игнорировались. "Говоря об отношениях с арабоязычной общиной необходимо помнить о ее внутренних проблемах", – комментирует о. Славомир. "Из-за арабо-израильского конфликта, тянущегося с момента образования государства Израиль,  арабские христиане оказались как бы между молотом и наковальней. Браться мусульмане обвиняют их в предательстве, так как они стремятся к мирному сосуществованию с евреями, а евреи в свою очередь относятся к ним с подозрением, так как боятся их, как и всех арабов. Много арабов-христиан уезжают, в итоге поместная Церковь переживает кризис и местному духовенству хватает своих проблем, чтоб еще заботиться об эмигрантах. Еще одной проблемой являются ксенофобы, которых везде хватает, они обвиняет нас в разделении Церкви и утверждают, что католики должны выучить арабский, чтоб участвовать в жизни поместной Церкви. Впрочем, есть и очень открытые к диалогу круги".
Однако покидали Израиль и евреи-католики, уезжая в поисках лучшей жизни в Европу, Америку или Канаду. Некоторые уже там, поступали в семинарии, принимали монашеский постриг. Один из них Антон Маграчев, племянник легендарного Севы Новгородцева. Он родился в 1968 году Ленинграде. После эмиграции в Израиль стал монахом общины Блаженств, затем, отправился на учебу во Францию. В различных богословских заведениях Рима среди студентов так же можно встретить граждан Израиля, готовящихся к рукоположению.
Большой потерей для евреев-католиков стало лишение израильского гражданства четы Дериевых в 1997 году и смерть о. Даниеля Руфайзена в июле 1998 года. В силу ряда причин многие общины распадались. Верующие, лишенные пастырского внимания, покидали Церковь.
Все чаще стали раздаваться голоса, выражавшие мнение о необходимости создания собственной юрисдикции для евреев-католиков. Эта идея вызвала жесткие споры. Наиболее ярко их отобразил, занимавший позицию противников епископа для евреев иезуит Дрю Кристиансен. В 2003 году он писал: "Самая большая группа евреев-католиков состоит приблизительно из 80 польскоязычных иммигрантов в Тель-Авиве. Другая, численностью 50-70 членов находится в Иерусалиме, большинство из них франкоязычные репатрианты. Община в Беер Шкеве насчитывает 30-40 прихожан, включая несколько индийских и российских семей. Лишь часть из членов евреев-католиков бегло говорит на иврите, она невелика и насчитывает в своих рядах около 250 человек". Решительно против идеи проставления выступало и арабское духовенство Иерусалимского патриархата, во главе с самим патриархом. Чтобы нивелировать информацию о игнорировании интересов католиков не-арабов Мишель Саббах официально назначил о. Жана Батиста Гуриона, ответственным за окормление ивритоговорящих общин и пригласил священников для русскоязычных евреев-католиков.
Аббат Гурион родился в 1935 году в семье французских иудеев в Алжире; изучал медицину в Парижском университете. В 1958-м крестился во французском бенедиктинском монастыре, в который поступил три года спустя. В 1976 году Гурион был рукоположен во священника, после чего отправился в Израиль, где в окрестностях Иерусалима, в Абу-Гоше, вместе с двумя братьями-бенедиктинцами основал аббатство Воскресения. В 1999 году он был избран настоятелем этого монастыря. С 1990 года аббат Гурион являлся президентом еврейского католического "Общества святого Иакова".
Однако и среди сторонников идеи епископа для евреев не было единой точки зрения. Одни считали необходимым создание отдельной юрисдикции для всех евреев католиков по всему миру, распространявшейся не по территориальному, а по национальному принципу. Приверженцы этой идеи мечтали возродить иудео-христианскую Церковь, которая способствовала бы обращению избранного народа ко Христу. Лидером этой группы ватиканист Джон Аллен называл аббата Гуриона. Другие были уверены, что епископ необходим для иврито-говорящей католической общины Израиля, вне зависимости от национальности. Одним из ярких представителей этого течения являлся монах-францисканец Давид Мария Ягер. По его мнению "Церковь в Израиле находится в абсурдном положении, она лишена голоса в обществе. Ситуация, когда у руля Церкви стоят арабы, служащие лишь для палестинцев, подобна той, если бы все испанские епископы были басками или все американские епископы говорили лишь на языке индейцев".
Отец Давид Ягер – еврей, уроженец Израиля, здесь таких называют "сабрами". Этот термин происходит от названия кактуса, привезенного в Страну первыми репатриантами. Снаружи он колючий, а внутри мягкий и сладкий. Ягер родился в Тель-Авиве, обратившись в христианство из иудаизма вступил в Орден Братьев Меньших (францисканцев) и в 1986 году был рукоположен во священники. Именно ему, большому специалиству в области канонического права, приписывают роль основного посредника и разработчика соглашений между Ватиканом и Израилем, подписанных в 1994 году. По мнению францисканского священника епископ для ивритоговорящих католиков должен представлять не только евреев. "Израиль стал домом и для многих иммигрантов, приехавших сюда на заработки. За многие годы они создали семьи, родили детей, родным языком которых стал иврит. Их опыт кардинально отличается от опыта арабоязычных католиков Израиля", – считает о. Давид Ягер.
Впрочем, по мнению латинского Патриарха Иерусалима Мешеля Саббаха создание отдельной юрисдикции для ивритоговорящих католиков было бы большой ошибкой. Сторонники этой точки зрения подчеркивали, что подобный шаг, который поддержит израильское правительство, будет направлен лишь на раскол местной католической общины и на уменьшение арабского влияния в Католической Церкви Израиля. Апеллируя численностью арабоговорящей и ивритоговорящей католических общин, сторонники патриарха доказывали отсутствие пастырской необходимости, в создании какой бы то ни было юрисдикции для евреев-католиков.
Август 2003 года поставил определенную точку в дискуссиях. Папа Иоанн Павел II назначил аббата Жана Батиста Гуриона епископом Лиддским, викарием латинского патирарха Иерусалимского для окормления ивритоговорящих католиков. Епископская хиротония Гуриона состоялась несколько месяцев спустя – 9 ноября 2003 в церкви Богоматери – Ковчега Завета близ Абу-Гоша. В хиротонии, которую возглавил латинский патриарх Мишель Саббах, приняли участие кардинал Роже Эчегарай и Папский нунций архиепископ Пьетро Самби. Таким образом Гурион стал первым в новой истории католическим епископом евреем в Израиле. Однако отдельной юрисдикции создано не было. Душепастырство евреев по-прежнему оставалось в ведении патриарха араба.
Генеральным викарием нового епископа стал итальянец о. Пьербатиста Пиццбалла, монах францисканец, долгие годы опекавший ивритоговорящих католиков. Он приехал в Израиль в 1990 году, изучал библиистику в Studium Biblicum Franciscanum и семитсике языки в Иерусалимском Университете. Ему принадлежит перевод чинопоследования мессы и многих литургических тексов на иврит. Впрочем должность епископского викария францисканец занимал не долго. В мае 2004 года о. Пьербатиста был назначен главой Кустодии Святой Земли, которая от имени Ватикана опекает большинство святынь в Израиле. Стоит отметить, что предыдущие кустоды принадлежали к проарабским кругам духовенства.
Эксперты в один голос заговорили об изменении политики Святого Престола, цель направленной на улучшение отношений с еврейским государством, а так же желание Ватикнана подчеркнуть значимость ивритоговорящих католиков.
Оптимизм поубавился, когда стало известно, что епископ Гурион тяжело болен и его дни, по всей видимости, сочтены. Впрочем, несмотря на это, по всей территории Израиля начали появляться пастырские пункты для ивритоговорящих католиков и католиков-евреев. Впрочем, как показала практика в большинстве своем общины, как новые, так и старые были далеки от того, чтобы сохранять и продолжать традиции начатые о. Даниелем Руфайзеном и самими епископом Гурионом. Включение иудейской традиции в католическое богослужение было минимальным. Яркий пример тому приход в Беер-Шеве.
Местная церковь располагается в частном доме, купленном общиной под "Католический центр". Настоятелем служит пожилой француз отец Поль Колен, работающий в Израиле почти 20 лет. До этого почти столько же он служил в Иране и Пакистане. Литургия совершается на иврите. Однако, не смотря на то, что частенько в различных публикациях этот приход относят к Общине святого Иакова, придерживающейся идеи инкультурации в иудаизм, богослужения в Беер-Шеве ничем не отличаются от тех, которые совершаются в католических церквях латинского обряда по всему миру. По словам одного из прихожан, который предпочел не афишировать своего имени, ивритоязычный приход насчитывает около 50 человек различных национальностей. Есть евреи, французы, филиппинцы, русские и даже арабы. Ничего иудейского в убранстве храме нет, а у алтаря стоят православные иконы.
То, что беершевский приход расположен в частном доме, на котором нет даже распятия, не удивительно. Юг Израиля, где находится город, достаточно трудный район для христианской проповеди. Здесь особо активны иудейские ультраортодоксы, в частности организация "Яд ле-ахим" (Рука помощи), ведущая настоящую войну против евреев, исповедующих Христа. Они издают пропагандистскую литературу, устраивают погромы в помещениях, принадлежащих христианам, нападают и на самих верующих, иногда с применением оружия. Чаще всего акции направлены против т.н. "мессианских евреев", но достается и католикам.
Так что церковь в Беер-Шеве не афиширует своих богослужений, а проповедь среди не-христиан, в частности иудеев, фактически отсутствует. Прихожане евреи стараются не декларировать своей принадлежности к католичеству среди окружения. Как говорит один из них: "Тут надо пожить, чтобы понять, что значит проповедовать в Израиле. Конечно, надо проповедовать и обращать. Только вопрос – как? Это вопрос такой колоссальной сложности, столько всего за эти века "наворочено", такой вырос ком непонимания и озлобления, что нужно действовать совершенно по-иному. Важно – для начала просто показать, что христиане – это тоже люди, и хорошо относятся к евреям. А евреи – народ памятливый, и помнят, как зло, так и добро".
Жизнь, кажется, показывает, что в Израиле идеи сторонников возрождения иудео-христианской Церкви, "окрестившей" традиции иудаизма не наши большого числа поклонников. Проповедь евреям, отходит на второй план, пропуская вперед нормализацию душепастырства ивритоговорящих католиков. Что в свою очередь и может стать путем к примирению между евреями и арабами, христианами и иудеями.
"Мы открываем, что вместе с другими католиками, начинаем чувствовать себя здесь в Израиле как дома, это то, чего нам порой так не хватало. Мы с гораздо большей надеждой смотрим в будущее и на нашу жизнь в этой стране", – говорит о. Славомир Абрамович из Хайфы. "Наши контакты с православными и протестантами позволяют понять, что здесь на Святой Земле рождается новое единство вселенской Церкви. Кроме того, все больше свидетельств того, что Бог хочет, чтоб мы были настоящим мостом между арабами и евреями нехристианами. Видя "русских" христиан, которые прекрасно чувствуют себя на работе среди евреев, среди своих, и одновременно в полноте радости и единства вместе с арабами участвуют в процессии Вербного воскресения в Иерусалиме, видишь как трескаются стены вражды и как они когда-нибудь рухнут и станут пылью".
После смерти еп. Жана Батиста ивритоязычные католики до сих пор не имеют своего иерарха. Частично обязанности по координации деятельности общин взял на себя о. Поль Колен. Отсутствие, каких бы то ни было, решений заставляло некоторых задуматься о дальнейшей судьбе ивритоговорящих общин и создании на их базе единой структуры. Впрочем, мало кто сомневался в новом назначении, вопрос вставал о сроках и кандидатуре. Аналитики все чаще упоминали имя францисканца Давида Ягера, как нового епископа для евреев. Однако, судя по всему Рим сделает иной выбор, в кругах близких к Иерусалимскому патриархату называется имя о. Пьербатиста Питццболла, бывшего некогда "правой рукой" покойного Гуриона. Эту кандидатуру поддерживает и Папский нунций в Израиле. На стороне кустода не только хорошо знакомые с ним еврейские общины, но и помощь одного из самых влиятельных и многочисленных монашеских Орденов Католической Церкви, что, вне всякого сомнения, придаст веса новому епископу. Судя по всему, затянувшаяся пауза, взятая с июня, закончится в конце октября, после завершения Синода епископов, проходящего сейчас в Риме.
http://www.religare.ru/2_22107.html

Картина дня

наверх