В СВЯЗИ С ПОСТОЯННЫМ ОБСУЖДЕНИЕМ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДОВ И ЯЗЫКОВ В Т.Ч. СЕМИТСКИХ НАРОДОВ И ЯЗЫКОВ,РАЗМЕЩАЮ МАТЕРИАЛ С САЙТА НЕСОМНЕННЫМ ДОСТОИНСТВОМ МАТЕРИАЛА ЯВЛЯЕТСЯ ТО,ЧТО ОН ОСНОВАН НА ОБОБЩЕНИИ НЕБИБЛЕЙСКИХ ДАННЫХ. НЕДОСТАТОК СОСТОИТ В ТОМ,ЧТО ПРОИСХОЖДЕНИЕ САМИХ ДАННЫХ ДАННОГО САЙТА НЕОЧЕВИДНО,ХОТЯ ВЫГЛЯДИТ ВСЕ ДОНЕЛЬЗЯ НАУЧНО. СЕМИТСКАЯ ГРУППА АФРАЗИЙСКИХ ЯЗЫКОВ | |
Северо-восточная подгруппа | Северо-западная подгруппа |
• аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) (V-I тыс. до н.э.) - староаккадский язык - староассирийский язык – прямой потомок староаккадского (известен с 2000 г. до н.э.) - старовавилонский язык (с 2000 г. до н.э.) – восходит к доаккадским семитским языкам - средневавилонский и среднеассирийский - нововавилонский и новоассирийский - поздневавилонский (халдейский) язык (I тыс. до н.э.) | 1) - амореи (III тыс. до н.э.) 2) - эблаиты (25 в. до н.э.) 3) мертвые ханаанейские языки: б) угаритский (15-13 вв. до н.э.) в) протосинайский (15 в. до н.э.) г) библойский (14 в. до н.э.) д) финикийско-пунический (с 9 в. до н.э. – карфагенский) е) ханаанейский ж) древнееврейский, моавитский, идумейский, аммонитянский 4) - современные евреи (язык – иврит) 5) - современные ассирийцы (арамеи, айсоры) - мертвые арамейские языки: а) древне-арамейский (10-7 вв. до н.э.) б) имперский или библейско-арамейский (7-2 вв. до н.э.) в) западно-арамейские (5-8 вв. н.э.): пальмирский, набатейские, самаритянский и т.н. палестинские арамейские (галилейские) языки г) восточно-арамейские (с 3 в. н.э.): сирийский (эдесский), вавилоно-талмудический, мандейский |
Центральная подгруппа | |
1) - арабские народы (с 8 в. н.э.): а) йеменские (Йемен, Оман) б) аравийские (Саудовская Аравия, Персидский залив) в) тигро-ефратские (Ирак, Кувейт) г) сиро-палестинские (Ливан, Сирия, Палестина, Иордания) д) египетские (Египет, Судан) е) магрибские (Ливия, Алжир, Марокко, Тунис) ж) арабы-шоа (озеро Чад) <эфиопский язык> 2) - мальтийцы 3) - древние арабские языки: мидиамитянский, амалектянский | |
Южная подгруппа (кратко) | Эфиопская подгруппа (кратко) |
- сокотри, шхаури (шахри), джиббали, мехри, харсуси, хабиот… - эпиграфические языки: гимиаритский, сабейский, катабанский, минейский, хадрамаутский и др. | 1) - амхара, тигре, тиграи, аргобба, харари, гураге, бени-амер… 2) - мертвые эфиопские языки: геэз, гафат |
* * *
Прародина народов, оформившихся впоследствии в афразийскую семью языков, находилась на территории Междуречья.
• В XII-XI тыс. до н.э. в Междуречье (Месопотамия, Этелькёз, Сеннаар) и Палестине произошло разделение единого массива европеоидных носителей ностратических языков (об этом подробно – в «Макросемьях») на картвельские (грузинские),индоевропейские (германские, кельто-романские, славяно-прибалтийские, индо-иранские, армянский, греко-албанские), афразийские (семито-хамитские), дравидийские (южно-индийские), уральские (финский, эстонский, поволжские, коми, венгерский, обские) иалтайские (тюркские, монгольские, тунгусские, корейский, японский), эскимосско-алеутские. Ностраты начали экспансию на север и восток.
• В IX тыс. до н.э. афразийские народы (и языки соответственно) раскололись на семитскую и хамитскую зоны. Хамиты покинули Междуречье и мигрировали в Северную Африку, где разделились накушитскую (её ветвью является развившаяся автономно омотская семья языков), древнеегипетскую, чадскую и берберскую группы.
• В V тыс. до н.э. началось деление афразийских народов, оставшихся в Междуречье и получивших в будущем наименование семитских. Сначала часть племён мигрировала на юг Аравийского п-ова, положив начало южной подгруппе. Чуть позже началось освоение Восточного Средиземноморья.
• В IV тыс. до н.э. северная ветвь разделилась на северо-западную и северо-восточную. Северо-восточную подветвь представляли только аккадцы. Северо-западная подветвь претерпела больше изменений.
• В 27 в. до н.э. от сев.-зап. языков откололась ветвь, положившая начало центральной и эфиопской подгруппам, разделение которых произошло в 9 в. н.э., когда началась миграция семитских племён с Аравийского полуострова в Эфиопию, заселённую кушитскими народами.
* * *
Первым народом (языком), идентифицированным учёными, как семитский, стали жители города Аккад (2316-2261 гг. до н.э.) в Вавилонии, по имени которых получили название и остальные жители Междуречья (Месопотамии), говорившие на родственных аккадскому, языках.
Вообще-то аккадцы делились на две родственные группы – ассирийцев (север) и вавилонян (юг).
Ассирия – от др.-семитского «ас-сур», «сырт» (“пустыня”), т.к. эти племена жили в пустынной части в верховьях Ефрата.
Вавилон – от др.-семитского «баб-илу» (“ворота Бога”), всвязи с величественными постройками города.
Следует говорить не об аккадской (ассирийско-вавилонской) культуре, а об ассирийско-субарейской и шумеро-вавилонской.
Субареи – хурритский народ, в союзе с которым, аккадцами было образовано Царство Ассирия.
Шумеры – народ, принадлежащий к параллельной макросемье языков, близкой к сино-кавказской. Шумеры жили на юге Междуречья, на побережье Персидского залива. Именно они дали толчок развитию Вавилонской цивилизации.
Соседями шумеров с востока были жители страны Элам, говорившие на дравидийских языках и бывшие в расовом плане веддоидами.
* * *
Уровень сходства | Афразийская |
Индоевропейская | 38 % |
Картвельская | 34 % |
Алтайская | 34 % |
Уральская | 28 % |
Дравидийская | 18 % |
Развитие первобытных племён Палестины началось ещё в IX тыс. до н.э. (т.н. натуфийская археологическая культура), когда в данном регионе произошёл переход части скотоводов к земледелию. Долгое время считалось (с подачи Ф. Энгельса), что это увеличило продолжительность жизни, улучшило условия и способствовало развитию цивилизации. Однако, последние находки археологов, в т.ч. и в известном городище Вади эн-Натуф, показали, что земледельцы были рабами скотоводов и обеспечивали последних пропитанием. Средняя продолжительность жизни скотоводов составляла 30 лет, а земледельцев – 20 лет. Антропологически первые обитатели Палестины относились к переднеазиатскому расовому типу и, отчасти, к семито-аравийскому. Именно на Ближнем Востоке сформировалась II группа крови (см. «Макросемьи»). Натуфийцы говорили на западном диалекте ностратического языка, который, вероятно, впоследствии лёг в основу картвельских языков. В 1908 г. русский ученый Н.Я. Марр выпустил книгу «Основные границы в грамматике древнегрузинского языка всвязи с предварительными сообщениями о родстве картвельских и семитических языков». По мнению учёных Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют «сходство вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур…». Работа лингвиста Палтимайтиса (1984) о «Важных картвело-балтийских и картвело-семитских схождениях» позволяет уточнить уровень сходства, как древнеиндоевропейского с общекартвельским, так и общекартвельского с древнесемитским. Справа дана сводная таблица сравнения языковых семей (подсчёт общих корней в базовой лексике) по методу В.М. Иллич-Свитыча и С.Е. Яхонтова.
* * *
Первые семитские поселенцы появились в Палестине в V-III тыс. до н.э., придя через Сирийскую пустыню из Междуречья. Часть пришедших племён вытеснила оттуда натуфийское население (рефаим) и осела в районе реки Иордан и Мёртвого моря (Сиддим <евр.>, Гхор <араб.>), а другая часть – через некоторое время вернулась обратно в Ассирию и Вавилон. Пракартвелы были вынуждены мигрировать на север. Северо-западные семиты имели исторически зафиксированное название – амор(р)еи. Этим словом («амурру»,«марту») вавилонские писцы обозначали людей, говорящих на семитских наречиях отличных от аккадских, и считавшихся потомками Амурру, сына вавилонских божеств – силача Балу (Баала) и девы Амат. Племена, осевшие в Палестине (3000 г. до н.э.) получили от соседей название ханаанеи, хотя в языковом, культурном и антропологическом плане от амореев не отличались. Часть племени эблаитов, родственного амореям, проникла на Северный Кавказ, где положила начало майкопской культуре. В исторической литературе упоминаются два различных народа под именем «амореи» (амориты). Один из них – семитский, предок евреев, а другой – индоевропейский светлого расового типа, под которым, вероятнее всего, имеют в виду один из анатолийских народов Малой Азии.
Версии происхождения слова ‘ханаан’:
а). Древнееврейское “kena’an” – «подчинённый, коленопреклонный». Это слово упоминается в Библии.
б). Аккадское “kananum” – «торговец».
в). Хурритское “kinahh-nu” – «красная шерстяная ткань». Эти народы торговали шерстью. К этому же возводят и более известное название ханаанеев, данное им греками – финикийцы (греч. “phoinike” – «темно-красный»).
г). Слово Ханаан возводят к имени Каин, которое на одном из диалектов произносилось, как Каханан.
Финикийцы, амореи и ханаанеи – один народ, с той лишь разницей, что исторически принято употреблять слово «финикиец» – к аккойцам, ладам, эблаитам и семитам, заселившим приморские города (Библ, Сидон, Угарит, Тир, Арвад), основанные пракартвелами ещё в VI тыс. до н.э., а «ханааней» – к жителям внутренних районов Палестины. «Аморей» – обобщённое название северо-западных семитов.
д). Слово «финикиец» (так греки именовали население Палестины) может происходить от древнеегипетского названия семитов – «фенху».
Амореи, отдельно от ханаанеев-финикийцев, в начале II тыс. до н.э. основали в верховьях Ефрата и северных районах Сирии Царство Ямхад, известное также, как Амурру. Ханаанская цивилизация внутренней Палестины процветала в 20-14 вв. до н.э., находясь под постоянным покровительством Египта.
Финикия своего расцвета достигла в конце II — начале I тысячелетия до н.э., когда с арены сошла Микенская Греция.
. Финикийский алфавит (основанный на угаритском, базировавшемся на аккадских иероглифах) лёг в основу современного еврейского и греческого (греки изменили направление письма на слева направо), от которого произошли кириллица и латиница. Арамеи, позаимствовав финикийский алфавит, создали своё письмо, которое затем легло в основу грузинского асомтаврули, армянского письма Месропа Маштоца иарабской таны (цифары).
Впоследствии (XII в. до н.э.), прибрежные города-государства финикийцев и Страна Амореев были разрушены филистимлянами и чекерами, т.н. «народами моря», родственными этрускам, троянцам, крито-микенцам и урартам. Филистимляне дали современное наименование Восточному Средиземноморью – Falasta (Pelishtim) – Палестина, Страна филистимлян. Однако это слово утвердилось лишь во времена римского владычества.
* * *
Не все аморейские племена, вернувшиеся в Междуречье, ассимилировались местным населением или установили свою власть в месопотамских городах (амореи уничтожили вавилонскую династию Ур, заменив её своей). Значительная их часть сохранила свою этническую самобытность в южной части Месопотамии. За ними закрепилось название сутии. Далеким предком сутии считали Шета (сына Адама и Евы, рожденного после гибели Авеля и бегства Каина) – персонажа одной месопотамской легенды. Стоит сразу остановится на происхождении имён первых людей. «Адами», по др.-евр. означает не «человек», как принято считать, а «краснозём», т.к. по легенде, Бог слепил первого человека из глины. «Эвах» (Ева) переводится как «жизнь». Эти персонажи были заимствованы у шумеров, как и вся легенда о сотворении мира.
Некий вавилонский царь в период репрессий истребил сутиев «от заката до рассвета». Выжившие, под предводительством Арама – царя города Ур – бежали через реку Ефрат на запад. Переход реки стал считаться началом новой жизни, всвязи с чем, племя стало называть себя «(х)-и/е-б(о)р-им» («хиборим (евреи)» – “перешедшие реку” – мн.ч., в ед.ч. – ибр, хебор), в отличие от «неперешедших», а своему предводителю, дали прозвище «(х)-и/е-б(о)р-ах-им», (“переведший через реку” – Авраам, Ибрагим). Следует заметить, что в семитских языках часто встречается чередование гласных «а – и – э – у», согласных «г – х – к», «с – ш», «б – в», «з – с», а также явление редукции, т.е. выпадения слогов и звуков, в зависимости от диалектов. Возможно, русское слово «еврей» восходит к «хевре» (“ребята”).
На рубеже 18-17 вв. до н.э. евреи (“сутии перешедшие реку”) остановились в Сирийской пустыне, где произошёл раскол племён на две части: собственно еврейскую, двинувшуюся в Палестину и арамейскую, оставшуюся в Сирийской пустыне. К этому времени относится библейская (а т.ж. исламская и иудейская) легенда об Аврааме и его детях, “объясняющая” взаимосвязь семитских народов.
У Авраама (по национальности – арамей) была жена Сара (сутийка) и служанка-любовница Агарь/Хаджер (эфиопка). Служанка родила сына, которого, по навету ангела, нарекли Исмаилом (“йисма-эл” – «услышанный Богом»). Жена на старости лет родилаИсаака/Ицхака (др.-евр. «смеющийся»). Сын Исаака – Иаков (“йакуб” – «идущий во след», либо «целитель»), получивший после эпизода борьбы с Яхве/Иеговой (Богом) имя Израиль (“йисра-эл” – «исцелил Бог», а не «боровшийся», как написано в Библии), стал родоначальником евреев. Исмаил стал родоначальником арабов. В свою очередь Авраам происходил из рода Фалека, сына Эвера, одного из правнуков Сима. Исмаил и Хаджер ушли на юг и в районе колодца Замазам у Каабы (камня упавшего с неба) построили город Мекку.
Стоит заметить, что эта легенда верна только отчасти. Арабские племена обособились от других семитов за 500 лет до бегства сутиев из Междуречья . На Аравийском полуострове они положили начало семито-аравийскому типу, относящемуся к средиземноморской ветви. Именно Авраам ввёл в обиход обряд обрезания (брит-мила), заменив им жертвоприношения (после эпизода с Исааком, которого Бог приказал принести в дар себе).
Лингвистический анализ показывает, что имена потомков Авраама имеют более позднее и не сутийское происхождение: Исаак – древнееврейский аналог одного древнеегипетского имени, Иаков – финикийское имя. Следовательно, эти персонажи были включены в Священное Писание на много веков позже.
Т.о. в 17 в. до н.э. евреи, представляющие собой племенной союз, появились в Палестине, разрушили несколько ханаанейских городов и осели на обоих берегах реки Иордан. В 1500-ых годах к западу от Иордана началась сильнейшая засуха, города пришли в упадок. Население было вынуждено переселиться в Египет в долину Нила (восточноиорданские племена остались на месте). В Египте евреи попали в полурабскую зависимость и были задействованы на строительстве крепостей.
Исход евреев из Египта в Библии связывается с именем Моше <Мойша> (Моисей, Муса, Мовсар) и его брата Аарона (Йарона). Имя Моше имеет неясное происхождение: а) др.-егип. “маша” – «вытащенный из воды» (по преданию, будущая мать нашла его в реке, по которой он плыл в колыбели); б) др.-семит. “моша-эл” – «рождённый от Бога»; в) др.-евр. “мешша” – «спасённый, посвящённый» (от этого же корня происходит термин «мессия»). На самом деле, Моисей был Хозарсифом – племянником египетского фараонаРамзеса II, совершившим преступление и бежавшим из страны. В стране Мидиам на побережье Красного моря, он породнился с местным жрецом Иофором, сменив имя и взяв в жёны его дочь Сепфору. Будучи по натуре тщеславным, Моисей задался целью создать идеальное общество. Базой для такого общества он избрал евреев, чья религия тяготела к единобожию. Во время Ливийско-Египетской войны (1350-ые гг. до н.э.) Моисей вернулся на родину, провёл переговоры с парнасом (еврейским племенным вождём) Аароном(“йахарон” – «высокий») и уже вместе с евреями вернулся в Мидиам. Моисей стал первым пророком (духовным лидером) евреев, которые оформились в новый племенной союз, получивший название бен-Исраэл (сыны Израиля), по имени мифического предка Иакова-Израиля. Объединяющим фактором стал йахадут – «культ бога Яхве (Иеговы)», выросший из секты левитов (по имени жреца Левия), упорядочившей верования древних семитов. В Библии левиты считаются одним из еврейских племён («леви» – “сопровождающий”).
Верховным божеством у семитов был небесный бог «Л» (Эл, Элогим, Аллах) – Бог-Бык, типичный символ земледельческих и скотоводческих культур. Этот бог у разных народов выступал под разными синонимами («не упоминай имя Бога в суе»): у евреев – Яхве, что происходит от произношения начальных букв слова «IEVE» (Iod-hE-Vau-hE), означающего «жизнь». В тексте и во время молитв это слово часто заменялось на «Саваоф» (“шевах” – «праотец»). Восточноиорданские племена почитали бога Хамоса. Часто встречались имена жён Яхве – Лилит (до пояса – женщина, ниже – огненный столб) и Астарты/Иштар/Ашеры (богини счастья, Исаар, Ваальтас, Белит, Атаргатис), а также имя финикийско-ханаанейского бога жертвоприношений Молоха (“melek”, др.-семит. – «человек»).
Однако вскоре, во время бунта племени рувим, Моисей и Аарон погибли. Бразды правления принял Иисус Навин (Иешуа бен-Нун). Созданный союз «Сынов Израиля» состоял не из 12, как написано в Библии, а из меньшего числа племён (колен), названных по именам парнасов – рувим, симеон, иудеев, менассиев и ефраимов. Двое из этих племён (южные), сохранили верность идеям Моисея – иуда и симеон, и ушли в Палестину, проникнув в неё с юга. Другие племена (северные), предводимые Иисусом Навином и Халебом (“келев” – «пёс»), перекочевали на северо-восток и осели в Аморейских степях (Сирийская пустыня), где пробыли несколько лет, после чего с востока проникли в Палестину, обосновавшись северней иудеев и симеонов, при этом откололись ещё несколько племён. Халеб основал город, известный в наше время как Алеппо (Халеб). Северная часть еврейских племён была настроена весьма воинственно, что выразилось в разрушении города Араха (Иерихон) вместе с жителями («Иерихонские трубы: падение стен города связывают с приказом Иисуса Навина своему войску играть на трубах, что вызвало землетрясение. Однако землетрясение было вызвано иными причинами»). Обычно в учебниках, историю Израиля и евреев начинают именно с момента разрушения Иерихона, называя это «вторжением», на самом же деле это – «возвращение» племён, уже живших здесь с 18 по 15 вв. до н.э. Между северными и южными еврейскими племена находился город Иевус (ныне: Иерусалим <евр.>, Эль-Кудс <араб.>) – форпост иевусов, перушитов и хивитов, индоевропейских народов, пришедших с Балкан через Малую Азию в Палестину и захвативших ханаанский город. Евреи жили вперемешку с ханаанеями, занимаясь, как и те, земледелием.
Несколько последующих веков Палестина (включая финикийское побережье) находилась под властью Египта.
В 14 в. на историческую арену вышли арамеи. Чаще упоминается племя ахламу. К 10 в. до н.э. арамеи захватили юго-восточные территории разрушенного Хеттского государства и образовали Дамасское Царство, что просуществовало недолго, и было объединено с Ассирией. Однако арамейский язык долгое время оставался разговорным на Ближнем Востоке. Потомки арамеев в наши дни называют себя ассирийцами.
В 12 в. до н.э. (1299 – 1200 гг.) к востоку от Иордана начинают складываться племенные союзы еврейских племён, не бывших в Египте – Эдом (Идумея), Моав и Аммон (нынешний Амман – столица Иордании). Слово «эдом» имеет то же происхождение, что и «адам», указывая на глинистый краснозем в месте обитания этого племени. Египетские источники называют эти племена, а также синайских кочевников и мидиамитян общим термином «шасу». По Библии, города Моав и Аммон были основаны Моавом и Бен-Аммоном – сыновьями, рождёнными в результате инцеста праведника Лота (единственного выжившего из жителей Содома) со своими дочерьми.
Эти заиорданские племена также находились долгое время в подчинении у Египта. Имена аммонитян и моавитян встречаются в различных источниках вплоть до арабского завоевания в 7 в. н.э., когда эти народы полностью слились с кочевниками и легли в основу этноса сиро-палестинских арабов.
Около 1207 г. до н.э. евреи (жившие в раздробленных государственных образованиях) приняли участие в восстании против египетской власти и потерпели полное поражение. Однако и без этого власть Египта в данном регионе вскоре ослабела.
Еврейские племена, говорившие на диалектах аморейского языка, в 13 в. начали переходить на ханаанский язык своих более цивилизованных финикийских соседей. Именно новый язык и вошёл в историю, как древнееврейский.
Расселение еврейских племён:
иуда <эхуд – “секс”, иехуда, йегудим, ягуда – “восхвалявший Иегову”> – к западу от Мёртвого моря, города Иерусалим и Хеврон, Газа
симеон <шимон, шмон – “услышанный”> – к югу от иуды, в районе Газы и Беэр-Шевы (“колодец деда” [Авраама])
рувим <реувен>, гад <”счастье”> – к востоку от реки Иордан
ефрем <”эфраим” – «плодовитый»>, дан <”судья”>, вениамин <”бен-йамин” – «сын любимой жены»> – западный берег реки Иордан (Тель-Авив) и центральные районы Палестины, колония племени дан имелась и на Голанских высотах у истоков Иордана
ашера <асир, ясир – “счастье”>, захар <”ис-сахар” – «памятный»>, зевулон <”преданый”>, нафтали <“борющийся”> – терр. нынешнего Ливана и Хайфы
менассия <менашше> – племя имело два обширных владения (на западном берегу Иордана и у его истоков)
Свежие комментарии