На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 451 подписчик

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Иван Иванович Шишкин. Художник и городской голова.

Русские художники. Иван Иванович Шишкин

КАРТИНЫ  ШИШКИНА


 

 

 

 

 

Биография Ивана Ивановича Шишкина

 

 

Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 (25 по нов. стилю - прим. авт. сайта) января в Елабуге (Вятской губ.

) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, где дошел до 5го класса

 


   Даже в детстве Шишкин был личностью незаурядной. Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет. Он немало потрудился на благо родного города: до сих пор частично действует построенный им водопровод.

   Однако купечество оказалось слишком тесным для Шишкина обществом. Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил "Историю города Елабуги", активно участвовал в раскопках.

   Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.

 

Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.  

 

Х

 

 

 Не довольствуясь занятиями в стенах

академии, Шишкин в это время усердно

рисовал и писал этюды с натуры в

окрестностях СПб, и на о-ве Валааме,

чрез что приобретал все большее и

большее знакомство с ее формами

и уменье точно передавать ее

карандашом и кистью. Уже в первый

год пребывания его в академии были

присуждены ему две малые серебряные

медали за классный рисунок и за вид

в окрестностях СПб. 

В 1858 г. он получил большую серебряную

медаль за вид на Валааме, в 1859 г. -

малую золотую медаль за пейзаж из

окрестностей СПб. и, наконец, в

1860 г. - большую золотую медаль

за два вида местности Кукко,

на Валааме. Приобретя, вместе с этою

последнею наградою, право на поездку

за границу в качестве пенсионера академии,

он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал

там мастерские известных художников,

между прочим мастерские Бено и Франца

Адамов, пользовавшихся большою популярностью,

а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где,

под руководством проф. Коллера,

считавшегося тогда одним из лучших

изобразителей животных, срисовывал

и писал последних с натуры. В Цюрихе

Шишкин попробовал впервые гравировать

крепкою водкою. Отсюда он сделал

экскурсию в Женеву с целью

ознакомиться с работами Диде

и Калама, а потом переехал в

Дюссельдорф и написал там по

заказу Н. Быкова "Вид в

окрестностях этого города" -

картину, которая, будучи

прислана в СПб., доставила

художнику звание академика.

За границею, помимо живописи,

он много занимался рисунками

пером; произведения его в этом

роде приводили в удивление

иностранцев, и некоторые были

помещены в дюссельдорфском

музее рядом с рисунками

первоклассных европейских

мастеров. Затосковав по

отечеству, Шишкин, в 1866 г.,

возвратился в СПб. до

истечения срока

своего пенсионерства. С

той поры он нередко

предпринимал путешествия

с художественного целью

по России, почти ежегодно

выставлял свои произведения

сначала в академии, а потом,

после того, как учредилось

товарищество передвижных

выставок, на этих выставках

производил рисунки пером,

и с 1870 г., примкнув к

образовавшемуся в СПб.

кружку аквафортистов,

принялся снова за

гравирование крепкою водкою,

которое уже не покидал

до конца своей жизни,

посвящая ему почти

столько же времени,

сколько и живописи.

Все эти работы с каждым годом

увеличивали за ним репутацию

одного из лучших русских

живописцев пейзажа и

бесподобного, в своем роде,

аквафортиста. В 1873 г.

академия возвела его в

звание профессора за

приобретенную ею мастерскую картину

"Лесная глушь".

После вступления в действие нового устава

академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен

руководить ее учебной пейзажной

мастерской, но, по различным

обстоятельствам, исполнял эту должность

недолго. Он умер скоропостижно,

8 марта 1898 г.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно

принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является

удивительным знатоком растительных форм,

воспроизводящим их с тонким пониманием

как общего характера, так и мельчайших

отличительных черт всякой породы

деревьев, кустов и трав. Брался ли

он за изображение соснового или

елового леса, отдельные сосны и ели,

точно так же, как и их совокупность,

получали у него свою истинную

физиономию, без всяких прикрас

или убавок, - тот вид и с теми

частностями, которые вполне

объясняются и обусловливаются

почвою и климатом, где художник

заставлял их расти. Изображал

ли он дубы или березы, они

принимали у него донельзя

правдивые формы в листве,

ветвях, стволах, кореньях

и во всех подробностях.

Самая местность под деревьями -

камни, песок или глина,

неровности почвы, поросшие

папоротниками и другими

лесными травами, сухие

листья, хворост, валежник

и пр. - получала в картинах

и рисунках Шишкина вид

совершенной действительности.

Но эта реалистичность нередко

вредила его пейзажам: во многих

из них она заслоняла собою

общее настроение, сообщала

им характер картин, задуманных

не с целью возбуждать в зрителе

то или другое чувство, а случайных

, хотя и превосходных этюдов.

Должно также заметить, что с Шишкиным

повторилось то, что бывает

почти со всяким

особенно сильным рисовальщиком:

наука форм

далась ему в ущерб для колорита,

который, не

будучи у него слабым и не гармоничным,

все-таки не стоит на одном уровне

с мастерским

рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда

гораздо ярче выказывается в одноцветных

рисунках и офортах, чем в таких работах,

в которых он пользовался многими красками.

Картины и рисунки его столь многочисленны,

что указание даже на важнейшие из них

заняло бы слишком много места; особенно

много разошлось их между любителями

искусства после устроенной в 1891 г.

ретроспективной выставки работ

художника за сорок лет его деятельности

и распродажи после его смерти того, что

осталось в его мастерской. 

Достаточно будет упомянуть о Шишкинских

произведениях, находящихся в публичных

коллекциях. Всего богаче ими московская

Третьяковская галерея. В ней имеются картины:

"Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы",

"Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри",

"Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу",

и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.

Музей имп. Александра III владеет картинами:

"Корабельная роща", "Полянка с соснами",

"Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами

и двумя рисунками. В московский

публичный музей недавно поступили,

по завещанию К. Солдатенкова, картина

"Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. 

Всех исполненных Шишкиным офортов

Д. Ровинский насчитывает до сотни;

он указывает, сверх того, на 68 оригинальных

литографий и на 15 цинкографических опытов

этого мастера.

 



   Трагически складывалась личная жизнь Шишкина.
Обе его супруги умерли довольно рано. За ними -
и оба его сына. Смерти на этом не прекратились -
вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй,
самый близкий человек - отец. Шишкин с головой
погрузился в работу, которая осталась единственной
его отрадой.

   За работой Шишкин и умер.
Это произошло 20 марта по
новому стилю в 1898 году.
Умер художник внезапно.
Утром писал в мастерской,
затем навестил родных и
снова вернулся в мастерскую.
В какой-то момент мастер
просто упал со стула.
Это сразу же заметил помощник,
но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.

 

А. Беггров, в 1884 - 85 гг., издал в двух сериях сборник

24-х фототипических снимков с угольных рисунков,

исполненных для него Шишкиным.

В 1886 г. сам художник выпустил

в свет альбом своих избранных

гравюр в числе 25-ти. 

Впоследствии оттиски с досок,

служивших для этого альбома,

подправленных и несколько

переделанных, были изданы,

с прибавкою нескольких других

офортов, в виде нового альбома

г. Марксом. - Ср. Ф. Булгаков,

"Альбом русской живописи.

Картины и рисунки И. И. Шишкина.

" (СПб.,. 1892); А. Пальчиков,

"Перечень печатных листов

И. И. Шишкина." (СПб., 1885)

и Д. Ровинский, "Подробный словарь

русских граверов XVI - XIX вв." (т. II, СПб., 1885).

 

 Электронный альбом Шишкина >>>

Картина дня

наверх