Чиму: "Дети звезд"
Легенды гласят, что первый правитель Чиму — Такайнамо прибыл в устье реки Моче на большом плоту. Откуда он приплыл, предания умалчивают, однако известно, что владыки культуры Чиму возводили свою родословную к четырём звёздам созвездия Пата (Ориона). Звёзды вообще играли в жизни древней цивилизации чиму важную роль.
Главной в пантеоне была Луна, созвездия считались средоточиями божественной энергии, им посвящались храмы и совершались жертвоприношения.Высадившись на побережье, пришельцы заложили город Чан-Чан. Отсюда наследники Такайнамо посылали вооружённые отряды для захвата соседних территорий. Около 1100 г. на побережье Перу обрушилась череда природных катастроф. Сложная система каналов, позволявшая отводить воду с гор на востоке для орошения посевных площадей в долинах Чикама и Моче, оказалась разрушена землетрясениями. Археологически этот тяжёлый момент в истории культуры Чиму совпадает с началом периода интенсивной экспансии — как раз после 1100 г. керамика и металлические изделия Чиму начинают встречаться почти на всём северном и центральном побережье Перу. Оказавшись перед угрозой гибели, правители древней цивилизации Чиму решили сделать ставку на завоевание чужих земель. Расчёт оказался верным: армии Чиму захватывали одну долину за другой и восстанавливали ирригационные сооружения народа мочика. В течение трёх сотен лет (1100—1400 гг.) государство Чиму превратилось в настоящую империю, объединявшую жителей десятков речных долин побережья.
Зерно хлеборобов культуры Мочика упало на благоприятный грунт, дав жизнь бесстрашным воинам и героям Южной Америки – культуре Чиму. Хотя прошло немало времени, прежде чем землепашцы, погрязшие в кровавых культах богам плодородия, сумели породить нечто сильное и жизнеспособное. Культура Мочика или Моче растворилась в прошлом, оставив после себя всего ничего – пару каменных пирамид, более похожих на груды камней, и пару сильных народов, одним из которых был народ Чиму.
Так кто же они, собственно, эти Чиму? Известно, что первая археологическая информация о новой сформированной культуре на западном побережье Южной Америки, пришедшей на смену Мочика, отсылает нас к началу первого тысячелетия. В это время вся прибрежная территория, начинающаяся на севере современного Перу и тянущаяся вниз вдоль Анд на 1000 км, принадлежала молодой, энергичной и сильной цивилизации, проявлявшей незаурядные познания и умения во всех сферах жизнедеятельности.
По раскопанным артефактам становится ясно, что культура Чиму, как носитель потенциала своих предшественников, раскрылась сразу в нескольких направлениях, решающим из которых стало обустройство государства. Их называют первыми южноамериканскими феодалами, ведь именно Чиму установили первыми аналогичный феодализму социальный строй в своей стране, называемой Чимор. Во главе государства находилась династия правителей, которой служили в качестве вассалов несколько могущественных семей, обладающих собственными землями, армиями и некоторыми правами автономии. У них были свои вассалы, которые поставляли своему правителю обученных для войны солдат, а также провизию, скот и оружие. К сожалению, этому народу не хватило мудрости и снисходительности провидения начать использовать металл для производства оружия, который они научились выплавлять. Если в то время первое металлическое копье появилось бы именно у Чиму, история второго тысячелетия Южной Америки пошла бы совершенно по другому сценарию. Но вместо этого весь свой потенциал носители культуры Чиму направили на изготовление товаров, востребованных соседними племенами, а также внутренними потребителями страны - знатью. Зарождение элементов торговли у культуры, практикующей натуральный обмен – явление весьма примечательное и о многом говорящее.
Но первые ростки культуры торговли были попраны усиливающимся противостоянием цивилизации Чиму и молодого, но не менее амбициозного государства инков. Хотя об этом будет сказано позже, все же не возможно не сказать, что борьба этих двух цивилизаций нанесла смертельную рану наиболее прогрессивному на тот момент государственному строю Южной Америки – культуре Чиму.
Так сложилось, что о самом государстве Чимор известно всего ничего, то есть почти ничего. Основные достоверные сведения об этой стране касаются столицы государства – города Чан-Чан, а уже на основании информации о Чан-Чан формируется у современных ученых представление о Чиморе и культуре Чиму. Этот город поистине является образцом инженерной и строительной мысли того времени, вмещающий в себя более 60-ти тысяч жителей, будучи при этом если не самым большим, то одним из наибольших городов Южной Америки 12-го века.
Планировка города говорит о том, что его строительство было осознанным, не стихийным и хорошо продуманным. Существовало деление города на районы, власть в которых принадлежала наиболее влиятельным людям – предводителям имперской армии. Эти люди, добившись успехов на полях битвы, становились полноправными хозяевами районов города, с правом проведения собственной политики в его пределах. После смерти эти правители погребались в своей части поселения с небывалыми почестями и богатым убранством захоронения.
Захватить Чан-Чан силой не удалось ни одному смертному. В разгар военного противостояния между инками и государством Чимор, даже непобедимая имперская армия не смогла ворваться за стены этого чрезвычайно защищенного и укрепленного города. Многие месяцы осады – совершенно немыслимого занятия в практике южноамериканских народов, не увенчались успехом, поэтому инки, судя по легендам, заполучили голод хитростью. Они отвели реку, питающую Чан-Чан водой подальше от города, заставив его жителей изнемогать от жажды. Полумертвые Чиму сдались на милость победителям, впустив их через ворота.
Первые знания о государственном строе Чимора исходят из легенд о пришельцах, прибывших на побережье с Севера. Те же легенды говорят о том, что после свержения одной династии правителей, на ее смену приплыли новые люди, захватившие и распространившие в стране свою власть. Это, собственно, и были Чиму, которые и привнесли новый общественный лад в жреческо-земледельческое государство.
О том, кто были эти пришельцы, приходится только гадать, но судя по всему, это были более высокоразвитые цивилизации, проживавшие где-то на территории современной Мезоамерике. О возможных корнях этих людей мы поговорим в публикациях, посвященных истории этой удивительной части Америки, таящей в своих недрах многие загадки, ответить на которые не в силах даже самые смелые домыслы и предположения.
Но вернемся к культуре Чиму. Как воины, феодалы и мануфактурщики, руководители молодого государства Чимор мало беспокоились о духовной стороне жизни, отдавая предпочтении ее материальной составляющей. Поэтому культовых сооружений огромных размеров они не строили, а основными объектами их архитектурного потенциала были оборонительные сооружения. Одним из таких строений является найденная оборонительная стена, названная стена Майао, преграждающая побережье океана и являющаяся границей первой волны южных завоевание Чиму. Это был своего рода «укрепрайон», тянущийся на 65 км и состоящий из пяти десятков гарнизонных сооружений, используемых в обороне стены.
Чан-Чан в этот период достигает своего наивысшего расцвета. В городе площадью около 20 кв. км проживало от 36 до 100 тыс. Его окружала 15-метровая стена с единственными воротами. Планировкастолицы культуры Чимувесьма оригинальна. Её ядро составляли 12 крупных архитектурных ансамблей, названных археологами «сьюдаделас» — «городки». Каждый из них был огорожен глухой стеной высотой около 10 м и длиной 700 м. Внутренняя часть представляла собой лабиринт коридоров, соединявших комнаты, залы, склады, водохранилища и даже могильные курганы. Археологи доказали, что каждый такой «квартал» являлся дворцовым комплексом, принадлежавшим одному правителю. При жизни правителя «городок» выполнял функции центра власти. Когда правитель умирал, его хоронили в собственном дворце вместе с верными слугами и десятками молодых девушек, а также огромным количеством утвари и драгоценностей. Все двери закладывались высушенным на солнце кирпичом, и в столице Чиму появлялось ещё одно наглухо замурованное мрачное здание, посвященное мёртвому владыке. Кроме дворцов-мавзолеев в Чан-Чане раскопано ещё 35 районов, где селились сановники, четыре квартала ремесленников и четыре храма. Стены построек покрывались белой глиной.
Утраченные находки из золота
Одним из главных занятий мастеров была обработка золота. На приисках Чиму трудилось не менее 6 тыс. человек. Руду плавили в расположенных на склонах гор ветряных печах, температура в которых повышалась за счёт задувавшего в особые отверстия ветра. Широко известные ритуальные ножи туми с закруглённой ручкой, украшенные драгоценными камнями, стали своеобразным археологическим символом Южной Америки. Ещё в период испанского завоевания на побережье часто находили набитые сокровищами могильники цивилизации Чиму. Судьба этих находок печальна. Так, в конце XIX в. некий полковник Ла Роса отыскал на побережье клад с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма. Они могли парить в воздухе, стоило только посильнее на них дунуть. Ла Роса приказал переплавить их в слитки и получил около четырёх килограммов золота.
К счастью, археологи и поныне находят неразграбленные погребения той эпохи: например, шестиуровневый могильник в Уака-дель-Лоро (Святилище Попугая) в долине Ламбайеке, раскопанный в 80-х гг. XX в. Ицуми Шимадой и Карлосом Элерой. Общий вес обна руженных в нём предметов составляет 1,2 т: 100 золотых украшений, 489 предметов из бронзы, более 300 редких морских раковин, каждая весом около 1 кг, 70 кг жемчуга, горы ляпис-лазури, аметиста, горного хрусталя, изумрудов. Выделяются перчатки из тумбаги (сплава золота и меди) — точные копии кистей рук человека.
Могущество государства Чимор позволяло ему вести военные действия с Империей Инков, причем достаточно успешно. Сегодня неизвестно, какого масштаба противостояния имели место до того момента, пока покорение Чиму инками не стало фактом. Но стоит полагать, что война была достаточно кровопролитной и жестокой хотя бы потому, что Чиму не сдались, как это сделали многие народы до них, покорившись могущественности Империи Инков. Армия, благодаря которой удалось захватить Чимор, могла насчитывать порядка 300 000 хорошо обученных и вооруженных солдат.
Падение государственности цивилизации Чиму пришлось на 1470 год, когда основные силы чиморской армии были разбиты инками. Уже к 1471 году было захвачено столицу культуры Чиму – город Чан-Чан, который был сохранен в целости и сохранности. Гонений на местную власть не было, а даже наоборот: наиболее влиятельные и способные граждане страны были доставлены в Куско – столицу Империи Инков, где они заняли важные государственные посты. Армию Чимора распустили, а во всех крупных городах бывшего государства разместились военные гарнизоны инков, следящие за порядком в покоренных землях. Управлять провинцией Чиму стал наместник Империи, который передал свой титул по наследству.
Таким образом, многомиллионная Империя Инков поглотила в себя немалое государственное образование Чимор, полное агрессии и прогрессивного задора. Питаемые глубокими корнями предшествующих им культур, обе цивилизации – и Чиму и Инки, заслуживали господства на всем южноамериканском континенте. Оба государственных образования расширяли свои территории до тех пор, пока их границы не пресеклись. На каких-то 100 лет цивилизация Чиму опоздала с рождением, чем предрешила исход противостояния двух культур – таких похожих и таких молодых. По иронии судьбы обе цивилизации погибли одновременно. Появление в Южной Америке испанских завоевателей поставило жирную точку на развитии и Инков, и Чиму. Европейцы уничтожили всех, кого смогли.
В завершение хочется обратить внимание на схожесть в моделях образования своих государств этими двумя культурами. Даже без особых усилий видно, что развитие этих народов, а потом и их государств – похожи между собой, что может свидетельствовать о наличии общего для двух цивилизаций источника поставки элиты для их обществ. Как в легендах инков, так и в легендах Чиму говорится о том, что их правители были пришельцами, то есть не из местных. Только потом они объединяли жившие неподалеку народы в большие государства, а до них такой деятельностью никто не занимался. Не менее странным является и тот факт, что элита государств не уничтожала друг друга, а наоборот, поддерживала.
Свежие комментарии