.
Робот-рыцарь Леонардо да Винчи (реконструкция):
Gianello Torriano of Cremona (1515-1585)
Автоматы из сокровищницы Габсбургов:
Триумф Бахуса (1605) (музыкальный автомат, передвигается по столу и является сосудом для вина):
Гондола (около 1600), настольный самодвижущийся автомат:
Salomon de Caus (1576 -1626)
Механическая птица (1615)
Механическая фигура Галатеи на двух дельфинах в бассейне (1620):
Tags: automaton
- April 6th, 2008
.
Jacques de Vaucanson (1709 - 1782) - автоматы Барабанщик, Утка, Флейтист
Турок-шахматист
Шахматный автомат— деревянный манекен в человеческий рост— изготовилвенский аристократ Вольфганг фон Кемпелен, главный механик при двореМарии-Терезии. Наш современник, английский журналист Том Стэндейджпосвятил этой умной машине книгу «Турок. История первого шахматногоавтомата и его полного приключений путешествия по миру».Недавно она увидела свет во франкфуртском издательстве Campus.
Презентация куклы, облаченной в кафтан и тюрбан, состоялась в Вене весной 1770 г.До середины XIX в. «шахматный турок» гастролировал по Европе и Америке.И всякий раз добивался удивительных успехов за шахматной доской.Она стояла на закрытом со всех сторон комоде, за которым и восседал игрокиз дерева. Чтобы показать почтенной публике, что подвоха нет,фон Кемпелен открывал дверцы всех ящичков. Ничего, кроме колесиков,шестеренок, маятников, рычагов, внутри не было. Изобретатель собственноручнорасставлял фигуры и приглашал желающих сразиться. Сам же стоял в стороне,позволяя себе лишь иногда подкручивать пружину механизма.Деревянная рука турка самостоятельно передвигала фигуры. И, как правило, удачно.
Скептики поговаривали, что фон Кемпелен управляет автоматом с помощью каких-тоневидимых веревок. В это трудно поверить, поскольку очевидцы в один голос утверждали,что во время турнира механик много раз обходил свое детище и ни разу не запутался.Кроме того, все знали, что в шахматах он не силен, а следовательно, не смог быстоль изящно обыграть величайших мастеров. Специалисты сошлись на том, чтов комоде или в манекене скрывается ребенок или карлик. Самую красивую версиюподдержала Британская энциклопедия начала ХХ в.: машиной управлял сильныйшахматист Воровский, бывший польский офицер, потерявший в одном из боевобе ноги. Предполагали, что Кемпелен познакомился с этим человеком в Петербурге,где «турок» обыграл Екатерину II. Принять это на веру нелегко, хотя бы потому,что мастер впервые продемонстрировал механического игрока за месяц до смерти императрицы.
В 1804 г. Кемпелен умер, и автомат перешел в руки Иоганна Непомука Мельцеля,который, как гласят хроники, продемонстрировал феномен Наполеону. До нашеговремени дошли не только описания поединка императора с деревянным противником,но и все их партии. Разгадать секрет механизма пытался Эдгар Аллан По, ставшийсвидетелем шоу Мельцеля в США. Но турок остался тайной.
Со временем публика потеряла к нему интерес. В 1838 г. Мельцель продалигрушку за 400 долларов. До 1854 г. гениальное изобретение красовалосьв филадельфийском музее курьезов. Но там вспыхнул пожар,и от уникального экспоната остались только шестеренки.
В 1788 Кемпелен создал говорящую машину, которая состояла из четырёхугольногодеревянного ящика, длиной около 1 м и шириной в 0,5 м, снабженного мехамии сложной системой клапанов - Говорящая машина Фабера — механизм,воспроизводивший звуки человеческой речи. Его идея принадлежала первичноавстрийскому учёному механику Вольфгангу фон Кемпелену (умер в 1804),который в 1778 году изобрел говорящую машину, произносившую ряд гласныхи согласных звуков (не все). Описание своей машины Кемпелен дал в своемизвестном сочинении «Mechanismus der menschlichen Sprache nebst derBeschreibung einer sprechenden Maschine von W. v. Kempelen» (Вина, 1791).Из этой очень редкой книги заимствовано описание её (с рисунком) в книгеВольфа «Sprache und Ohr. Akustischphysiologische und pathologische Studien»(Брауншвейг, 1871, стр. 64—67).
Профессор Иосиф Фабер в Вене, живший в первой половине XIX века, усовершенствовали видоизменил механизм Кемпелена, и в конце 30-х годов машина Фабера ужепоказывалась им в разных городах Германии. Изобретатель и впоследствии егонаследники отклонили выгодные предложения продать это изобретение. После смертиизобретателя машина его досталась его племяннику, тоже Иосифу Фаберу (родился в Вене,в 1839 году), который в свою очередь сделал в ней некоторые техническиеусовершенствования, будучи механиком по профессии. С машиной своего дядиИосиф Фабер-младший объехал всю Европу и Америку, а также был два раза и в России(в последний раз в начале 1880-х годов).
Устройство
Машина Фабера состоит из воздушного меха, приводимого в движение ножной педальюи отвечающего легким человека. Вытесняемый из меха воздух при помощи ряда клавишнаправляется в различные по объёму трубки, отвечающие разным положениям голосовойщели и полости рта. Достигнуть совершенно точного соответствия говорильному аппаратучеловека Фаберу не удалось. Чтобы до некоторой степени приблизиться к подвижностинадставной трубы человеческого органа речи, воспроизвести которую механическим путембыло крайне трудно, изобретатель должен был в надставной трубе своей машины устроитьвертикально одну за другой шесть металлических, довольно толстых диафрагм, подымающихсяи опускающихся на различную высоту, причём движения и положения этих диафрагмкомбинируются друг с другом в разных отношениях. Благодаря этому устройству,получается возможность видоизменять форму и объём надставной трубы машиныи получать звуки разного качества и тембра. Голосовой тон в машине Фаберапроизводится при помощи вибрации тонкой пластинки из слоновой кости накаучуковой подкладке, дающей очень резкий и крикливый звук. Соответствияс настоящим органом голоса человека — мягкими голосовыми связками или вибрирующимиперепонками, здесь также нет. Звук «p» в машине Фабера также производитсявибрацией не языка, а твердой пластинки, помещенной за гортанью передустьем меха. Трубка, изображающая нос, находится не сверху надставной трубы,изображающей рот, но ниже её и т. д. Сам механизм (клавиатура, педаль и т. д.)крайне груб и тяжеловесен, требуя больших усилий со стороны играющего наэтом «говорильном органе», как его удачно называет Техмер.
Вследствие неуклюжести и неточности устройства и сами звуки, извлекаемыеиз машины, грубы, крикливы, монотонны и не всегда схожи со звукаминастоящей человеческой речи. Тем не менее из известных в наукеговорящих приборов, снаряд Фабера являлся одним из наиболее удачных.
Свежие комментарии