На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Кстати о шпионах и диверсантах.Отчаянные немцы в степях Калмыкии.

 

 

 

"Арийцы" в калмыцких степях

 

СМЕРШ в 1944 году сорвал попытки Абвера организовать повстанческое движение на юге СССР 

  Версия для печати 

 Сохранить статью 

 Отослать другу 

 Оставить комментарий

комментариев - 0 

 

"23 мая 1944 года постами службы войск наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) была зафиксирована в районе поселка Утта Астраханской области посадка вражеского сверхмощного самолета, с которого был высажен отряд диверсантов в количестве 24 человек во главе с официальным сотрудником германской разведки капитаном Эбергардом фон Шеллером. Эта группа была направлена немецким разведорганом "Валли I" для подготовки на территории Калмыкии базы для переброски 36 эскадронов так называемого "Калмыцкого корпуса доктора Долля" для организации восстания среди калмыков.

 

Фотография штатного сотрудника германской разведки гауптмана Эбергарда фон Шеллера, захваченного в ходе операции "Арийцы". Фото из архива ФСБ

 

Из рапорта по "ВЧ" заместителя начальника ГУКР СМЕРШ П.Я. Мешика, начальника УНКГБ Астраханской области А.П. Михайлова, заместителя начальника Отдела борьбы с бандитизмом НКВД СССР Свирина наркому НКВД СССР Л.П. Берия, наркому НКГБ СССР В.Н. Меркулову и начальнику ГУКР СМЕРШ В.С. Абакумову от 26 мая 1944 года: "Устанавливается диверсионная группа противника, выброшенная 23 мая с.г. севернее поселка Утта. Подготовлена и направлена в наш тыл ("Валли I") с заданием: 1. Создать мощный радиоцентр (радиорезидентуру), с которым связать ряд радиоточек, имеющихся на нашей стороне и подготовленных к выброске. 2. Подготовить дальнейшие переброски агентурных и повстанческих групп, причем эти переброски предполагают производить в широких масштабах. Повстанческое движение должен был возглавить доктор Долль. 3. Связаться с местными калмыцкими бандитами.

 

Группа, возглавлявшаяся капитаном Абвера Квастом, он же - фон Шеллер, состояла из 33 человек, из них 19 агентов-диверсантов, 4 радиста, 7 человек экипажа немцев. После приземления 9 калмыков по приказанию Кваста направились в сторону Чигир на поиски лошадей. Руководитель группы Кваст после приземления дал телеграмму о благополучном прибытии.

 

В 11 часов того же числа, вылетевшими из Сталинграда 4 самолетами "Харрикейн" самолет Ю-290 подожжен. Группа пыталась уйти в западном направлении, однако была настигнута. В 16 часов того же дня опергруппами НКВД и НКГБ в результате боя были убиты 3 немца, 2 калмыка, 1 осетин, 1 азербайджанец (он же - старший радист Хайларо). Захвачены и арестованы 12 человек, в том числе руководитель группы капитан Абвера Кваст, радист Сазаев (казах), осетин (кличка - "Озеров"), 3 калмыка-диверсанта и 1 татарин-радист, 6 человек из экипажа, в числе последних - радист экипажа Ганзен Ганс. Разыскиваются 14 человек.

 

Имея в виду масштабы и важность задуманных немцами операций, полагаем необходимым начать радиоигру с немцами, поставив ближайшей целью вызов и ликвидацию двух самолетов". 

 

Вверху документа сохранилась резолюция наркома внутренних дел: "Тов. Абакумов! Правильно. Составьте соответствующее указание. Л. Берия. 26.V.[19]44 г."

 

После допроса пленных летчиков советские контрразведчики получили дополнительные сведения об операции, планировавшейся в советском тылу на территории Калмыкии. Из показаний старшего первой группы диверсантов капитана Эбергарда фон Шеллера: "В отношении действий калмыцких групп нужно сказать следующее. Первые две группы, приземлившиеся 23 мая 1944 г., должны были стать авангардом, установить связь с якобы имеющимися национальными повстанческими группами и обеспечить безопасность главной радиостанции. Было выделено следующее снаряжение: на человека - один автомат с двумя дисками, три ручных гранаты, полное обмундирование, седло, сбруя. Это снаряжение (к нему еще ручной пулемет) было доставлено 23 мая 1944 г. Кроме того, обеим группам были выделены 2 станковых пулемета "Максим", 2 ручных пулемета, 16 винтовок. Все оружие было русского происхождения. Это вооружение осталось в Цилистее и должно было прибыть 27 мая, плюс около 40 тюков, в которых находилось около 10 тыс. патронов в лентах для пулеметов, около 10 тыс. патронов для винтовок, 15-20 тыс. патронов для автоматов, несколько ящиков с русскими ручными гранатами, медикаменты и перевязочный материал, 60 кг махорки и на 100 дней продовольствия". Задание на проведение операции в калмыцких степях капитану фон Шеллеру поставили лично начальник группы "1 Х" (сухопутные войска) майор Кибард и начальник отдела "Валли I" майор Баун. 

 

Кроме того, в ходе допроса пленных была получена и важная информация о существовании, организационно-штатной структуре, районах базирования, вооружении 200-й бомбардировочной эскадры "КГ-200" - особо секретного специального соединения "Люфтваффе", предназначенного для обеспечения разведывательно-диверсионных заданий. Еще перед войной в составе "Люфтваффе" имелась специальная часть, занимавшаяся аэрофотосъемкой территории европейских государств, которая носила кодовое наименование "Испытательная авиачасть при Главном командовании авиации". На ее вооружении имелась специальная авиационная техника, главным образом самолеты "ФВ-200" ("Кондор") и "Ю-86" с высотным мотором. Во время войны на вооружение поступили машины новых типов, в частности тяжелый бомбардировщик "Юнкерс-290", который был способен осуществлять переброску до 100 десантников на дальние расстояния. Штаб эскадры располагался на аэродроме Ораниенбург близ Берлина.

 

Используя то обстоятельство, что руководитель группы Кваст успел передать радиограмму об успешном приземлении, руководство НКВД, располагая данными о характере задания отряда, шифрами, захваченными радистами и радиоаппаратурой и зная, что у немцев нет точной информации о судьбе десанта, приняло решение о проведении радиоигры с Абвером от имени захваченного десанта и экипажа немецкого самолета. При подготовке к проведению радиоигры также было учтено и то обстоятельство, что немцы, по-видимому, не знали, что по решению советского правительства калмыки были переселены в глубь территории СССР. Для участия в радиоигре было решено привлечь старшего группы капитана фон Шеллера и радиста самолета обер-лейтенанта Ганзена. В СМЕРШе им были присвоены псевдонимы: фон Шеллеру - "Борода" и Ганзену - "Колонизатор". 

 

Эта радиоигра вошла в историю советской военной разведки под кодовым наименованием "Арийцы". Она проводилась 3-м отделом ГУКР СМЕРШ НКО СССР из поселков Яшкуль и Енотаевск Астраханской области с 29 мая по 20 августа 1944 года. В соответствии с разработанным планом радиоигры в первых радиограммах противнику были переданы дезинформирующие сведения о положении в Калмыкии, также легендировались благоприятные условия работы для отряда Кваста по организации повстанческого движения. Для усиления заинтересованности Абвера его сотрудникам сообщили об установлении контакта с оставшимися в советском тылу "партизанами-калмыками". 

 

В связи с необходимостью постоянного наблюдения за воздушным пространством в районах предполагаемого проведения операции начальнику ОКР СМЕРШ ПВО Южного фронта Юшкевичу 29 мая 1944 года была направлена шифротелеграмма начальника ГУКР СМЕРШ с указаниями "обеспечить наблюдение за воздухом в районах, через которые возможен пролет вражеских самолетов из Румынии в Калмыкию и Западный Казахстан" и об организации с командованием ПВО Южного фронта "немедленного и подробного информирования ОКР СМЕРШ ПВО Южного фронта о трассе пролета каждого вражеского самолета, идущего в тыловые районы Советского Союза". 

 

Полученные сведения должны были немедленно по "ВЧ" передаваться в ГУКР СМЕРШ НКО СССР. Одновременно ОКР СМЕРШ ПВО Южного фронта был проинформирован о том, что германская разведка начала заброску агентуры на "4-моторных самолетах черного цвета из Румынии в Калмыкию и Западные области Казахской ССР".

 

Первая радиограмма была передана противнику уже 30 мая 1944 года: "Посадка в 04-55 московского времени. В 12-40 атака русских истребителей. "Ю" - уничтожен. Необходимое снаряжение спасли, без воды и продуктов. Гремер, Ханлапов, Беспалов, Мухин, два калмыка убиты. Лейтенант Вагнер, обер-фельдфебель Миллер, Осетров ранены. Положение благоприятное, связались с партизанами, охрана обеспечена. Разведка калмыков узнала, что посадку "Ю" заметили русские. Из Сталинграда и Астрахани прислали истребители. Ошибка "Ю" - садиться днем, долго сидел, надо ночью. Площадку готовим. До полного выяснения мною обстановки мер не принимайте. Радистом использую обер-лейтенанта Ганзена. Слушаю вас по плану. Прошу указаний. Кваст".

 

Однако противник, несмотря на предупреждение, в первый же день после установления двусторонней связи отправил самолет "Ю-290", который в течение некоторого времени барражировал над районом предполагаемой высадки, подавая световые сигналы. Смершевцы приняли решение никаких активных действий по уничтожению самолета не предпринимать, считая, что самолет был направлен для обследования района и подтверждения правильности полученного сообщения от разведгруппы.

 

"Ю-290" благополучно возвратился на свой аэродром. Таким образом, у немцев было создано впечатление, что отряд Кваста действительно перебазировался в другое место и органами советской контрразведки не используется. Это подтвердилось полученными на другой день радиограммами. Первая - "Для Кваста. Орган поздравляет. Принимаем меры для развития операции. Исполним указания, которые ожидаем от вас. Операция готовится. Когда должна начаться. Начальник органа". И вторая - "Ю-290" был ночью 30 мая у вас для помощи, вас не нашел. Собственные имена и названия местности шифровать два раза. С этого момента только нормальные часы связи. Вскоре подбросим радистов. Всем привет. Ни пуха ни пера. Капитан".

 

Радиоигра набирала обороты... Из доклада по "ВЧ" зам. начальника ГУКР СМЕРШ НКО СССР генерал-лейтенанта Мешика начальнику ГУКР СМЕРШ НКО СССР генерал-полковнику Абакумову о работе радиостанции "Арийцы" от 7 июня 1944 года: "5 июня с.г. в 7 часов вышли в эфир и установили связь с Центром. Была передана радиограмма в 60 групп: "Осетров умер, лейтенант Вагнер здоров, оберфельдфебель заметно поправляется, обер-лейтенант Гансен запрашивает, последовало ли производство в капитаны. Ожидаю доставки всего необходимого". В 17-00 вышли в эфир и получили радиограмму в 53 группы: "Подвоз вероятен 16 июня в 23 часа, так как отбираем. Обер-лейтенант Гансен еще не капитан, но представлен. Майор".

 

6 июня в 7-00 по установлению связи с Центром нами передана радиограмма в 23 группы следующего содержания: "Поспешите с подвозом, слушаем вас по плану. В эфир приходим только при необходимости. Кваст".

 

Получив от Центра "квитанцию", приняли от него радиограмму в 23 группы: "Дайте точнейшее местонахождение расположения, так как с 30 на 31 мая машина с подвозом была там и вас не нашла. Майор".

 

В 10-30 того же дня на запрос Центра нами был дан ответ в 57 групп: "Лагерь в 6 км северо-восточнее Бор-Царнг в разрушенных постройках, рядом площадка. Самолет слышали, видели сигналы, но не знали, что наш, так как телеграмма о прилете запоздала. Кваст".

 

Согласно вашей телефонной санкции сегодня и завтра передаю следующую радиограмму: "Начальнику органа. Наступила решающая фаза войны, а мы бездействуем. Прошу ускорить доставку оружия и людей, и мы отвлечем на себя часть сил врага. Экипаж "Ю" просит вывезти, они хотят драться. Кваст".

 

Советские контрразведчики продолжили сообщать противнику об "успехах" отряда Кваста: об установлении связи с пятью мелкими бандгруппами и отрядом известного бандита, действующего на территории Калмыкии - Огдонова. Одновременно указали точное местоположение отряда и потребовали помощь. 

 

План мероприятий по радиоигре "Арийцы". Фото из архива ФСБ

 

Противнику были переданы радиограммы следующего содержания: "Начальнику органа. Благодарю за поздравление. Как резерве радистов нуждаюсь в Захарове, Блоке, Косареве, Майлере. Из-за сложных условий связи используйте только лучших радистов. Осетров ранен в живот, без сознания, безнадежно, разведка встретила пять мелких партизанских отрядов без боеприпасов. Огдонов имеет 85 всадников, вооружены плохо. Не мог собрать вокруг себя мелкие группы. Необходимо авторитетное руководство. Первым самолетом - продукты, деньги, два комплекта посадочных фонарей, боеприпасы, оружие, радистов. Когда ждать самолет".

 

После сообщения противнику подробных данных о посадочной площадке и условных обозначениях ее огнями в ночное время 9 июня 1944 года противник передал сообщение: "Подвоз, вероятно, ночью 11.6. Последует все необходимое. Посадка и взятие экипажа при соответствующем обозначении площадки. Опознавательный знак и окончательное решение последует. Капитан".

 

В результате произведенного радиообмена в ночь на 12 июня над местом легендированного отряда Кваста появился немецкий самолет "Ю-290". Обменявшись с нами условными сигналами, сбросил пять парашютистов, 20 тюков груза и после этого произвел посадку на заранее обозначенную площадку-ловушку.

 

 

Картина дня

наверх