ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ.
НАЧАЛО НОВОГО ГОДА
Еврейский календарь является, как известно, смешанным, т.е. лунно-солнечным. В нем нашло отражение понимание
цикличности и исторического хода времени. Архаическому представлению о времени как о непрерывно сменяющихся циклах, бесконечной повторяемости событий,
соответствовавших сезонному циклу полевых работ и жизненному циклу человека, соответствовал отсчет времени по фазам Луны. Позднее на смену такому восприятию
приходит представление о линейности времени, т.е. его направленности из прошлого через настоящее в будущее, о его необратимости и, следовательно, его
историческом характере. Первоначально еврейский праздничный цикл был в значительной мере связан с сельскохозяйственной деятельностью и, как уже
отмечалось, с лунным циклом. Еврейская традиция вообще приписывает почти мистический характер фиксации календарных дат — праздников и постов, а также
фиксации появления новой Луны на небосклоне. Эти обстоятельства обусловили тот факт, что несмотря на отход евреев от занятий сельским хозяйством в более позднее
время, “привязка” праздников к движению Луны сохранилась, а чисто солнечный календарь так и не стал у них преобладающим.
В истории еврейского календаря выделяют три этапа:
1. наиболее древний чисто лунный календарь, существовавший, возможно, до Вавилонского плена; 2. введение первых поправок для приведения лунного года в соответствие с солнечным (начало послепленного периода — IV в. н. э.); 3. лунно-солнечный календарь, осн ованный на астрономических вычислениях (IV в. н. э. — настоящее время).
Первоначально евреи, как многие народы древности, пользовались лунным календарем, состоявшим из 12 месяцев, содержащих по 29 или
30 суток. Наблюдение за Луной как наиболее простой и удобный вид астрономических наблюдений лежало в основе многих древних календарных систем. Особенно характерно длительное бытование лунного календаря у семитских народов, у которых поправки,
необходимые для приведения в соответствие лунного и солнечного циклов, были введены довольно поздно (как известно, у арабов запрет вносить такие поправки
носит сакральный характер). Это однако не исключало существования поправок, вносимых в лунный календарь для приведения в соответствие календарного цикла с
реальным движением Луны: это приходилось делать из-за того, что продолжительность месяца была менее 29,5 суток; в частности, в арабской
календарной системе каждые 30 лет вставляется добавочный месяц.
Поскольку лунный месяц равен примерно 29,5 суток (29 дней, 12 часов, 44 минуты, 2,8 секунд), то в лунных календарях в месяце обычно
считали то 29, то 30 дней, а в году — соответственно 354 дня. Таким образом, лунный год был на 11 суток короче
солнечного.
Началом месяца, как и в других календарных системах, основанных на движении Луны, считалось появление нового месяца на западном небосклоне (moled). Только после того, как появление Луны было засвидетельствовано в Сангедрине не менее, чем двумя заслуживающими уважения свидетелями, провозглашали начало
нового месяца (Рош Ходеш). Месяцем созревания колосьев <ячменя> в ТаНаХе (Еврейской Библиии / Ветхом Завете) назван авив (Исход,
13:4; 12:2): он приходился на март — апрель по григорианскому календарю - период созревания и жатвы ячменя в древней Палестине. В некоторых текстах (Исход, 13:4; 12:2 и др.) авив уже назван первым месяцем в году - очевидно, это произошло в тот период, когда на смену циклическому восприятию времени начало приходить его векторное восприятие и когда в календарную систему начали вносить поправки для приведения в
соответствие лунного и солнечного циклов. Если этого не делать, то месяц созревание колосьев ячменя мог сильно сдвигаться и не падать на весну).
Остальные месяцы либо не имели названий и обозначались порядковыми н мерами:
второй, третий и т.д., либо в ряде случаев имели названия. Так, в рассказе о постройке 1-го Храма царем Соломоном употребляется финикийское название месяца зив, второй месяц (1 Царей, 6: 1-2) — месяц цветения; месяц бул — месяц восьмой (1 Царей, 6: 38) — месяц произрастания; месяц этаним -
седьмой месяц (1 Царей, 8: 2).
В послепленную эпоху у евреев получил распространение типологически сходный вавилонский календарь, и месяцы постепенно приобрели вавилонские наименования: (Те названия, которые не встречаются в библейских текстах, имеются в произведениях Иосифа Флавия и в Мишне).
N | Название | Число дней | Соответствие григорианскому календарю | Встречается в следующих |
1 | нисан | 30 | март — апрель | Нехемии, Эстер 3: 7, и др. |
2 | ияр | 29 | апрель — май | Эстер 8: 9 |
3 | сиван | 30 | май — июнь | Эстер 8: 9 |
4 | таммуз | 29 | июнь — июль | Нехем. 6: 15 |
5 | ав | 30 | июль — август | Нехем.6: 15 |
6 | элул | 29 | август — сентябрь | Нехем.6:15 |
7 | тишрей | 30 | сентябрь — октябрь | не встречается |
8 | (мар)хешван | 29 | октябрь — ноябрь | Нехем. 1: 1; |
9 | кислев/ хаслев | 30 | ноябрь — декабрь | Там же |
10 | тевет | 29 | декабрь — январь | Там же |
11 | шват | 30 | январь — февраль | Зах.1: 7 |
12 | адар | 29 | февраль — март | Эстер 3: 7 и др. |
Во второй период истории еврейского календаря в високосные годы стали вводить добавочный месяц — второй адар (адар шени, или веадар). Его вставляли перед месяцем адаром, который таким обрязом становился 13-м месяцем, и всегда состоял из 29 дней. Караимы вставляют добавочный месяц перед месяцем шват. В еврейском календаре, подобно аналогичным календарным системам, существует 19-тилетний цикл, в котором 12 лет простых и 7 — високосных
(3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, и 19-й годы — високосные, или эмболисмические). Этот 19-летний цикл может быть разной длины — 6939, 6940 или
6941 день. Так происходит из-за того, что начало месяца не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу — в этом случае его передвигают на один или даже два дня. В результате как простые, так и високосные годы бывают разной длины: простые по 353, 354 или 355 суток, а високосные — по
383, 384 или 385 (то есть, годы бывают краткие, или недостаточные, а также соответственно правильные, или нормальные,
и, наконец, полные или избыточные.
Внесение математических поправок в существовавший
изначально лунный календарь было вызвано в первую очередь необходимостью фиксации праздников. Так, один из основных еврейских праздников — Песах
(праздник Исхода евреев из Египта) — согласно традиции, должен был непременно приходиться на весну, а именно на ее начало — ибо Исход евреев из Египта имел место в месяце авив. Однако в чисто лунной календарной системе дата Исхода неизбежно
должна сильно смещаться: на зиму и даже на осень. Во избежания такой несообразности в лунный календарь были внесены поправки, чтобы привести его в
соответствие с солнечным. Однако неприемлемость любого чисто солнечного календаря, в том числе григорианского, для иудеев состоит в том, что точное следование ему тоже нарушает фиксацию праздников и Субботы (Например, в 1929 г. представители
ортодоксальных, консервативных и реформистских общин заявили, что будут противиться введению любой календарной системы, , которая нарушает Субботу). Поэтому
праздничный еврейский календарь в настоящее время является, так сказать, компромиссным — смешанным, лунно-солнечным.
Разработка этого календаря продолжалась несколько веков, а его завершение одни исследователи относят к IV в. н. э.
(358-359 гг., и приписывают законоучителю Гиллелю II), другие — к 499 г. н. э. Существует также мнение, что окончательная разработка современного еврейского календаря была произведена в Х в.
Кроме того, существовали сектантские календари. Так, в некоторых апокрифических текстах утверждается, что древнееврейский календарь изначально был солнечным. В частности, в книге Эноха и книге Юбилеев год состоит из 364 суток (52 недель), включая 12 месяцев по 30
дней каждый и 4 дня добавочных. В этих текстах утверждается, что природа подчинена Солнцу, и его четырем четвертям
соответствуют четыре годичных сезона. В книге Юбилеев те, кто пользуется лунным календарем, названы
грешниками. Аналогичные указания имеются и в других апокрифических сочинениях, в том числе в рукописях Мертвого моря. В
них, в частности, фигурирует сельскохозяйственный календарь, в котором названы четыре сельскохозяйственных праздника, следующих друг за другом с интервалом в
пятьдесят дней: Праздник возношения снопа (26 нисана), Праздник недель / Шавуот (15 сивана), Праздник нового вина (3 ава), Праздник нового елея (22 элула).
Некоторые исследователи полагают, что такой календарь подтверждает гипотезу о существовании в древней Палестине пятидесятиричной системы счета, которая была
заимствована автором книги Юбилеев и кумранитами, а впоследствии и терапевтами (терапевты — египетская секта, по-видимому, одна из разновидностей ессейского
течения). Иногда в качестве доказательства “солнечной” природы календаря кумранитов приводят тот факт, что у них в отличие от евреев сутки начинались с
восходом солнца. Однако и в сектантских календарях многие календарные термины, а также сами праздники изначально “привязаны” к движению Луны.
Кумранская рукопись.
У самаритян, а позднее — у караимов имелись свои календарные системы. Так, у караимов календарь долгое
время основывался на наблюдениях за фазами Луны, и только в 19 в. в него были введены поправки, основанные на математических расчетах. Самаритяне воспринимали
календарь как сакральную систему: согласно их традиции, первый календарь был дарован Богом Адаму и передавался из поколение в поколение до Моисея, а тот
передал его Пинхасу, который был первым создателем собственно самаритянского календаря в соответствии с астрономическими вычислениями, соответствующими
меридиану г. Геризим, где и находился их Храм. Самаритянская традиция донесла до наших дней имя “ересиарха” Дустана, который, в частности, попытался внести
изменения в древний календарь, введя в него месяцы по 30 дней каждый с тем, чтобы избежать трудностей, которые всякий раз возникали при наблюдении за
появлением новой Луны, а также чтобы привести в большее соответствие лунный и солнечный годы. В целом в настоящее время даты праздников у евреев и самаритян за
некоторыми исключениями совпадают.
Гора Геризим
* * *
В древнейшем законодательстве (зафиксированном в 20 и 23 главе книги Исход) известны Суббота / Шаббат, Праздник опресноков, Праздник жатвы первых плодов и Праздник урожая (Исход, 20: 8-10; 23:14-17). “Помни день Шаббата, чтобы освятить его. Шесть дней
работай и делай всю работу свою. А день седьмой — Шаббат — Ягве Господу твоему. Не совершай никакой работы...” (Исход, 20 8-10). “Три раза в году справляй праздники, посвященные Мне. Праздник пресных хлебов соблюдай, семь дней ешь пресный
хлеб..., в том месяце, когда ячмень колосится, ибо тогда ты вышел из Египта, и пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками. И соблюдай праздник первых
плодов труда твоего, сбора того, что посеял ты в поле, и праздник урожая в конце года, когда уберешь с поля выращенное трудами твоими. Три раза в году да
предстанет всякий мужчина пред лицо Владыки Вселенной” (Исход, 23: 14-17).
В книге Второзаконие праздники названы несколько иначе — Шаббат, Песах, Праздник опресноков,
Праздник недель и Праздник кущей (Втор., 5:12-16; 16:1-17). Священный календарь послепленной эпохи приведен в 23 главе книги Левит, где перечисляются праздники
- хаггим и “назначенные сроки” - моадим:“Вот праздники Мои. Шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день — Шаббат покоя, никакой работы
не совершайте... В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки — Песах Ягве. И в пятнадцатый день этого месяца Праздник пресных хлебов Ягве... И
отсчитайте себе от второго дня после Шаббата, от дня принесения вами снопа потрясания семь недель... и принесите новый хлебный дар Ягве... В седьмой
месяц, в первый день месяца пусть будет у вас покой, поминовение, трубление... В десятый день седьмого месяца — День искупления... В пятнадцатый день седьмого
этого месяца — Праздник кущей, семь дней Ягве”.
Примерно те же праздники в I — II вв. н.э. были известны кумранитам; так, найденный в четвертой пещере Кумрана календарь называет следующие moedim — Песах,
День потрясания снопа, второй Песах, Праздник недель, День воспоминания (поминовения), День искупления, Суккот (Кущи).
* *
Относительно начала исчисления года в библейскую эпоху имелись расхождения. В ряде текстов первым месяцем неоднократно называется авив, и отсчет всех остальных месяцев ведется от него, например: “Месяц этот <авив> для вас — первый он у вас из месяцев года” (Исход, 12: 2). Одновременно имеются указания на то, что год кончался и, следовательно, начинался осенью, после сбора урожая: “соблюдай праздник сбора урожая в
конце года, когда уберешь с поля выращенное трудами твоими” (Исход, 23: 16; см. также 34: 22). Это последнее предписание как будто
находит свое подтверждение в других источниках. Так, во время раскопок в Гезере (современный Тель Джазар) — ханаанском городе, впоследствии крупном торговом
центре в Иудее, проводившихся в 1902-1909 гг. Р.Макалистером, была обнаружена надпись, датируемая примерно X-IX вв. до н. э.
Это так называемый гезерский сельскохозяйственный календарь; отсчет месяцев в нем начинается с осени:
2 месяца — склад урожая в амбары
2 месяца — посев
2 месяца — поздний посев
1 месяц — уборка льна
1 месяц — жатва ячменя
1 месяц — жатва прочих злаков
2 месяца — сбор винограда
1 месяц — сбор плодов.
Календарь из Гезэра.
В древности предлагались как бы “компромиссные” решения проблемы. Так, согласно Иосифу Флавию, в месяце нисан начинался религиозный
год, поскольку в этом месяце Бог вывел евреев из Египта; этот месяц служил началом для отправления всех религиозных установлений; а в первом месяце (т.е.
в месяце тишрей) начинался год светский (Flav. Ant. I. 3. 3). Мишна называет четыре дня, каждый из которых
рассматривался в качестве особого Нового года:
1. Первый день нисана — Новый год царей и праздников (т.е. открывает праздничный цикл);
2. Первый день элула — Новый год для отделения десятойчасти скота;
3. Первый день тишрей — Новый год для исчисления лет, Субботних и Юбилейных годов. В этот день был создан мир, а в будущем —
осуществится суд над всем человечеством.
4. Первый день швата — Новый год деревьев (по другой версии — 15-й день швата) (Мишна. Рош га-Шана. 1:1).
Караимы и самаритяне считают первым месяцем года нисан, кроме того, самаритяне полагают, что первый день этого месяца был днем
вступления в Ханаан.
Караимы. 19 в.
Интересно заметить, что у евреев в настоящее время каждые 28 лет в первую среду нисана читается так называемое благословение
Солнца, которое, согласно традиции, именно в этот день находится в той же точке, где оно
пребывало в момент сотворения мира. Возможно, здесь перед нами отголосок архаического обряда, связанного с солярным культом.
В то же время, как уже отмечалось, в древности у многих народов сиро-палестинского региона отсчет месяцев начинался осенью. По
свидетельству Бируни и ряда других авторов, с осени вели отсчет месяцев арабы в доисламский период.
Большинство исследователи полагает, что у евреев первоначальным был именно осенний отсчет месяцев. Они указывают, что уже
в V — IV вв. до н. э. осенний новогодний праздник потерял свое первоначальное значение в результате
заимствования вавилонского календаря, в котором год начинался весной. Этот новогодний праздник иногда связывают с вавилонским праздником акиту —
“днем судьбы”, когда читали поэму о сотворении мира (“Энума Элиш”) и когда верховный бог вавилонского пантеона Мардук созывал собрание богов, во время которого Набу — бог мудрости — записывал все события на табличках и во время которого решались судьбы людей.
Вавилонский новогодний праздник отмечали также как день воскресения Мардука и его брака с богиней Sartitu. Иными
словами, вавилонский Новый год — праздник умирающего и воскресающего божества, подобный аналогичным празднествам, широко распространенным у
многих народов древнего Средиземноморья.
Мардук.
Некоторые авторы считают, что евреи изначально вели отсчет месяцев весной, и праздник Песах был новогодним. Делаются также попытки
примирить обе точки зрения: согласно этой гипотезе у евреев было две календарных системы и соответственно два новогодних праздника — Песах и Суккот
(Кущи), аналогично тому, как это было в отдаленную эпоху у вавилонян, у которых в различных городах новогодний праздник падал на месяцы нисан и тишрей. Высказываются и другие предположения.
Литература:
Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.
Бируни Абурейхан. Речь о днях, которые отмечают в своих месяцах евреи // Бируни Абурейхан. Избранные произведения. Т.1. Ташкент, 1957.
Елизарова М.М. Община терапевтов (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н. э.). М., 1972.
Златковская 1983 — Златковская Т.Д. Исторические корниевропейского календаря // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной
Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
Календарныеобычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. М., 1998.
Календарь в культуренародов мира. М., 1993.
Носенко Е.Э. «Вот праздники Бога…» Историко-генетическое исслеование еврейских праздников. М., 2001.
Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1977.
Цыбульский В.В. Современный календарь стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1964.
Свежие комментарии