На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Из истории календаря



ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО  КАЛЕНДАРЯ.

            
НАЧАЛО НОВОГО ГОДА      

Еврейский календарь  является,   как  известно, смешанным, т.е. лунно-солнечным. В нем нашло отражение понимание
цикличности и исторического хода времени. Архаическому представлению о времени как о непрерывно сменяющихся циклах, бесконечной повторяемости событий,
соответствовавших сезонному циклу полевых работ и жизненному циклу человека, соответствовал отсчет времени по фазам Луны.

Позднее на смену такому восприятию
приходит представление о линейности времени, т.е. его направленности из прошлого через настоящее в будущее, о его необратимости и, следовательно, его
историческом характере. Первоначально еврейский праздничный цикл был в значительной мере связан с сельскохозяйственной деятельностью и, как уже
отмечалось, с лунным циклом. Еврейская традиция вообще приписывает почти мистический характер фиксации календарных дат — праздников и постов, а также
фиксации появления новой Луны на небосклоне. Эти обстоятельства обусловили тот факт, что несмотря на отход евреев от занятий сельским хозяйством в более позднее
время, “привязка” праздников к движению Луны сохранилась, а чисто солнечный календарь так и не стал у них преобладающим.



В истории еврейского календаря выделяют три  этапа: 
1. наиболее древний чисто лунный календарь,  существовавший, возможно, до Вавилонского плена; 2. введение первых поправок для приведения лунного года в соответствие с солнечным (начало послепленного периода — IV в. н. э.); 3. лунно-солнечный календарь, осн ованный на астрономических вычислениях (IV в. н. э. — настоящее время).
Первоначально евреи, как многие народы древности, пользовались лунным календарем, состоявшим из 12 месяцев, содержащих по 29 или
30 суток. Наблюдение за Луной как наиболее простой и удобный вид астрономических наблюдений лежало в основе многих древних календарных  систем. Особенно характерно длительное бытование лунного календаря у семитских народов, у которых поправки,
необходимые для приведения в соответствие лунного и солнечного циклов, были введены довольно поздно (как известно, у арабов запрет вносить такие поправки
носит сакральный характер). Это однако не исключало существования поправок, вносимых в лунный календарь для приведения в соответствие календарного цикла с
реальным движением Луны: это приходилось делать из-за того, что продолжительность месяца была менее 29,5 суток; в частности, в арабской
календарной системе каждые 30 лет вставляется добавочный месяц.

Поскольку лунный месяц равен примерно 29,5 суток  (29  дней, 12 часов, 44 минуты, 2,8 секунд), то в лунных календарях в месяце обычно 
считали то 29,  то 30 дней, а в году — соответственно 354 дня. Таким образом, лунный год был на 11 суток короче
солнечного.
Началом месяца, как и в других календарных системах, основанных на движении Луны, считалось появление нового  месяца  на  западном небосклоне (moled).  Только после того, как появление Луны было засвидетельствовано в Сангедрине не менее, чем двумя заслуживающими уважения свидетелями, провозглашали начало
нового месяца (Рош Ходеш). Месяцем созревания колосьев <ячменя> в ТаНаХе (Еврейской Библиии / Ветхом Завете) назван авив (Исход, 
13:4; 12:2): он приходился на март — апрель по григорианскому календарю - период созревания и жатвы ячменя в древней Палестине.  В некоторых текстах (Исход,  13:4; 12:2 и др.) авив уже назван первым месяцем в году - очевидно, это произошло в тот период, когда на смену циклическому восприятию времени начало приходить его векторное восприятие и когда в календарную систему начали вносить поправки для приведения в
соответствие лунного и солнечного циклов. Если этого не делать, то месяц созревание колосьев ячменя мог сильно сдвигаться и не падать на весну).
Остальные месяцы либо не имели названий и обозначались порядковыми н мерами:
второй, третий и т.д., либо в ряде случаев имели названия. Так,  в рассказе о постройке 1-го  Храма царем Соломоном употребляется финикийское  название  месяца зив, второй месяц (1 Царей,  6: 1-2) — месяц цветения; месяц бул — месяц восьмой (1 Царей,  6: 38) — месяц произрастания;  месяц этаним -
седьмой месяц (1 Царей, 8: 2).

В послепленную  эпоху у евреев получил распространение типологически сходный вавилонский календарь, и месяцы постепенно приобрели вавилонские наименования: (Те названия,  которые не встречаются в  библейских  текстах, имеются в произведениях Иосифа Флавия и в Мишне).

 

                                                                                                                               

 

 N


 

 

Название   
  месяца


 

 

Число дней


 

 

Соответствие григорианскому календарю         


 

 

Встречается


 

      в следующих
  книгах ТаНаХа


 

 

1


 

 

нисан


 

 

30


 

 

март — апрель


 

 

Нехемии, Эстер 3: 7, и др.


 

 

2


 

 

ияр


 

 

29


 

 

апрель — май


 

 

Эстер 8: 9


 

 

3


 

 

сиван


 

 

30


 

 

май — июнь


 

 

Эстер 8: 9


 

 

4


 

 

таммуз


 

 

29


 

 

июнь — июль


 

 

Нехем. 6: 15


 

 

5


 

 

ав


 

 

30


 

 

июль — август


 

 

Нехем.6: 15


 

 

6


 

 

элул


 

 

29


 

 

август — сентябрь


 

 

Нехем.6:15


 

 

7


 

 

тишрей


 

 

30


 

 

сентябрь — октябрь


 

 

не встречается


 

 

8


 

 

(мар)хешван


 

 

29


 

 

октябрь — ноябрь


 

 

Нехем. 1: 1;                                                         
  Зах. 7: 1; 1 Мак.                                                           4: 52; 2 Мак.                                                          
  1: 18; Эстер, 2: 7


 

 

9


 

 

кислев/


 

хаслев


 

 

30


 

 

ноябрь — декабрь


 

 

Там же


 

 

10


 

 

тевет


 

 

29


 

 

декабрь — январь


 

 

Там же


 

 

11


 

 

шват


 

 

30


 

 

январь — февраль


 

 

Зах.1: 7


 

 

12


 

 

адар


 

 

29


 

 

февраль — март


 

 

Эстер 3: 7 и др.


 





 Во второй период истории еврейского календаря в високосные годы стали вводить  добавочный месяц — второй адар (адар шени, или веадар). Его вставляли перед месяцем адаром, который таким обрязом становился 13-м месяцем, и всегда состоял из 29 дней. Караимы вставляют добавочный месяц перед месяцем шват. В еврейском календаре, подобно аналогичным календарным системам, существует 19-тилетний цикл,  в котором 12 лет простых и 7 — високосных
(3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й, и 19-й годы — високосные, или эмболисмические). Этот 19-летний цикл может быть разной длины — 6939,  6940 или 
6941  день.  Так  происходит из-за  того,  что  начало  месяца не может приходиться на воскресенье,  среду или пятницу — в этом случае его передвигают на один или  даже два дня. В результате как простые, так и високосные годы бывают разной длины:  простые по 353,  354 или 355 суток, а високосные — по
383,  384 или 385 (то есть, годы бывают краткие, или недостаточные, а также соответственно правильные, или нормальные,
и, наконец,  полные  или избыточные.
Внесение математических поправок в существовавший
изначально лунный календарь было вызвано в первую очередь необходимостью фиксации праздников. Так, один из основных еврейских праздников — Песах
(праздник Исхода евреев из Египта) — согласно традиции, должен был непременно приходиться на весну, а именно на ее начало — ибо Исход евреев из Египта имел место в месяце авив. Однако в чисто лунной календарной системе дата Исхода неизбежно
должна сильно смещаться: на зиму и даже на осень. Во избежания такой несообразности в лунный календарь были внесены поправки, чтобы привести его в
соответствие с солнечным. Однако неприемлемость любого чисто солнечного календаря, в том числе григорианского, для иудеев состоит в том,  что точное следование ему тоже нарушает фиксацию праздников и Субботы (Например, в 1929 г. представители
ортодоксальных, консервативных и реформистских общин заявили, что будут противиться введению любой календарной системы, , которая нарушает Субботу). Поэтому
праздничный еврейский календарь в настоящее время является, так сказать, компромиссным — смешанным, лунно-солнечным.

Разработка этого календаря продолжалась несколько  веков,  а его завершение одни исследователи относят к IV в.  н. э. 
(358-359 гг., и приписывают законоучителю Гиллелю II),  другие — к 499 г.  н. э. Существует также мнение, что окончательная разработка современного еврейского календаря была произведена в Х в. 

Кроме того, существовали сектантские календари. Так, в некоторых апокрифических текстах утверждается, что древнееврейский календарь изначально был солнечным.  В частности, в книге Эноха и книге Юбилеев год состоит из 364 суток (52 недель),  включая 12 месяцев  по  30
дней  каждый  и 4 дня добавочных.  В этих текстах утверждается, что природа подчинена Солнцу, и  его четырем  четвертям 
соответствуют четыре годичных сезона.  В книге Юбилеев те, кто пользуется лунным календарем, названы
грешниками. Аналогичные указания имеются и в других апокрифических сочинениях, в том числе в рукописях Мертвого моря.  В
них, в частности, фигурирует сельскохозяйственный календарь, в котором названы четыре сельскохозяйственных праздника, следующих друг за другом с интервалом в
пятьдесят дней: Праздник возношения снопа (26 нисана), Праздник недель / Шавуот (15 сивана), Праздник нового вина (3 ава), Праздник нового елея (22 элула).
Некоторые исследователи полагают, что такой календарь подтверждает гипотезу о существовании в древней Палестине пятидесятиричной системы счета, которая была
заимствована автором книги Юбилеев и кумранитами, а впоследствии и терапевтами (терапевты — египетская секта, по-видимому, одна из разновидностей ессейского
течения). Иногда в качестве доказательства “солнечной” природы календаря кумранитов приводят тот факт, что у них в отличие от евреев сутки начинались с
восходом солнца. Однако и в сектантских календарях многие календарные термины, а также сами праздники изначально “привязаны” к движению Луны.

 


Кумранская рукопись.

 



У самаритян, а позднее — у караимов имелись свои календарные системы. Так, у караимов календарь долгое
время основывался на наблюдениях за фазами Луны, и только в 19 в. в него были введены поправки, основанные на математических расчетах. Самаритяне воспринимали
календарь как сакральную систему: согласно их традиции, первый календарь был дарован Богом Адаму и передавался из поколение в поколение до Моисея, а тот
передал его Пинхасу, который был первым создателем собственно самаритянского календаря в соответствии с астрономическими вычислениями, соответствующими
меридиану г. Геризим, где и находился их Храм. Самаритянская традиция донесла до наших дней имя “ересиарха” Дустана, который, в частности, попытался внести
изменения в древний календарь, введя в него месяцы по 30 дней каждый с тем, чтобы избежать трудностей, которые всякий раз возникали при наблюдении за
появлением новой Луны, а также чтобы привести в большее соответствие лунный и солнечный годы. В целом в настоящее время даты праздников у евреев и самаритян за
некоторыми исключениями совпадают.  

 

Гора Геризим

                                 *   *   *

 В древнейшем законодательстве (зафиксированном в 20 и 23 главе книги Исход) известны Суббота / Шаббат, Праздник опресноков, Праздник жатвы первых плодов и Праздник урожая (Исход, 20: 8-10; 23:14-17). “Помни день Шаббата, чтобы освятить его. Шесть дней
работай и делай всю работу свою. А день седьмой — Шаббат — Ягве Господу твоему. Не совершай никакой работы...” (Исход, 20 8-10). “Три раза в году справляй праздники, посвященные Мне. Праздник пресных хлебов соблюдай, семь дней ешь пресный
хлеб..., в том месяце, когда ячмень колосится, ибо тогда ты вышел из Египта, и пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками. И соблюдай праздник первых
плодов труда твоего, сбора того, что посеял ты в поле, и праздник урожая в конце года, когда уберешь с поля выращенное трудами твоими. Три раза в году да
предстанет всякий мужчина пред лицо Владыки Вселенной” (Исход, 23: 14-17).

В книге Второзаконие праздники названы несколько иначе — Шаббат, Песах, Праздник опресноков,
Праздник недель и Праздник кущей (Втор., 5:12-16; 16:1-17). Священный календарь послепленной эпохи приведен в 23 главе книги Левит, где перечисляются праздники
- хаггим и “назначенные сроки” - моадим:“Вот праздники Мои. Шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день — Шаббат покоя, никакой работы
не совершайте... В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки — Песах Ягве. И в пятнадцатый день этого месяца Праздник пресных хлебов Ягве... И
отсчитайте себе от второго дня после Шаббата, от дня принесения вами снопа потрясания семь недель... и принесите новый хлебный дар Ягве... В седьмой
месяц, в первый день месяца пусть будет у вас покой, поминовение, трубление... В десятый день седьмого месяца — День искупления... В пятнадцатый день седьмого
этого месяца — Праздник кущей, семь дней Ягве”.
Примерно те же праздники в I — II вв. н.э. были известны кумранитам; так, найденный в четвертой пещере Кумрана календарь называет следующие mo‘edim  — Песах,
День потрясания снопа, второй Песах, Праздник недель, День воспоминания (поминовения), День искупления, Суккот (Кущи).

 

     *     *

Относительно начала исчисления года в библейскую эпоху имелись расхождения.  В ряде текстов первым месяцем неоднократно называется авив, и отсчет всех остальных месяцев ведется от него, например: “Месяц этот <авив> для вас — первый он у вас из месяцев года” (Исход, 12: 2). Одновременно имеются указания на то,  что год кончался и,  следовательно, начинался осенью, после сбора урожая: “соблюдай праздник сбора урожая в 
конце  года,  когда уберешь с поля выращенное трудами твоими” (Исход, 23: 16; см. также 34: 22). Это последнее предписание как будто
находит свое подтверждение в других источниках. Так,  во время  раскопок в Гезере (современный Тель Джазар) — ханаанском городе,  впоследствии крупном  торговом 
центре  в Иудее,  проводившихся в 1902-1909 гг. Р.Макалистером, была обнаружена надпись, датируемая примерно X-IX вв. до н. э.
Это так называемый гезерский сельскохозяйственный календарь; отсчет месяцев в нем начинается с осени:

     2 месяца — склад урожая в амбары

     2 месяца — посев

     2 месяца — поздний посев

     1 месяц — уборка льна

     1 месяц — жатва ячменя

     1 месяц — жатва прочих злаков

     2 месяца — сбор винограда

    1       месяц — сбор плодов.

 


Календарь из Гезэра.

 

В древности предлагались как бы “компромиссные” решения проблемы. Так, согласно Иосифу Флавию, в месяце нисан начинался религиозный
год, поскольку в этом месяце Бог вывел евреев из Египта; этот месяц служил началом для отправления всех религиозных установлений; а в первом месяце (т.е.
в месяце тишрей) начинался год светский (Flav. Ant. I. 3. 3). Мишна называет четыре дня,  каждый из которых
рассматривался в качестве особого Нового года:

1. Первый день нисана — Новый год царей и праздников (т.е. открывает праздничный цикл);

2. Первый день элула — Новый год для отделения десятойчасти скота;

3. Первый день тишрей — Новый год для исчисления лет, Субботних и Юбилейных годов. В этот день был создан мир, а в будущем —
осуществится суд над всем человечеством.     
4. Первый  день швата — Новый год деревьев (по другой версии — 15-й день швата) (Мишна. Рош га-Шана. 1:1).

Караимы и самаритяне считают первым месяцем года нисан,  кроме того, самаритяне полагают, что  первый день этого месяца был днем
вступления в Ханаан.

 Караимы. 19 в.

 Интересно заметить, что у евреев в настоящее время каждые 28 лет в первую среду нисана читается так  называемое благословение
Солнца,  которое,  согласно традиции, именно в этот день находится в той же точке,  где оно
пребывало в момент сотворения мира. Возможно, здесь перед нами отголосок архаического обряда, связанного с солярным культом.

В то же время, как уже отмечалось, в древности у многих народов сиро-палестинского региона отсчет месяцев начинался осенью. По
свидетельству Бируни и ряда других авторов, с осени вели отсчет месяцев арабы в доисламский период.

Большинство исследователи полагает, что у евреев первоначальным был именно осенний отсчет месяцев. Они указывают, что  уже 
в  V — IV вв.  до н. э. осенний новогодний праздник потерял свое первоначальное значение в результате
заимствования вавилонского календаря,  в котором год начинался  весной. Этот новогодний праздник иногда связывают с вавилонским праздником акиту
“днем судьбы”, когда читали поэму о сотворении мира (“Энума Элиш”) и когда верховный бог вавилонского пантеона Мардук созывал собрание богов,  во время которого Набу — бог мудрости — записывал все события на табличках и во время которого решались судьбы людей.
Вавилонский новогодний праздник отмечали  также как день воскресения Мардука и его брака с богиней Sartitu. Иными
словами, вавилонский Новый год — праздник умирающего и воскресающего божества,  подобный аналогичным празднествам,  широко распространенным  у 
многих народов древнего Средиземноморья.

 

Мардук.

Некоторые авторы считают, что евреи изначально вели отсчет месяцев весной, и праздник Песах был новогодним. Делаются также попытки
примирить обе точки зрения: согласно этой гипотезе у евреев было две календарных системы и соответственно два новогодних праздника — Песах и Суккот
(Кущи), аналогично тому, как это было в отдаленную эпоху у вавилонян, у которых в различных городах новогодний праздник падал на месяцы нисан и тишрей. Высказываются и другие предположения.

Литература:

Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

Бируни Абурейхан. Речь о днях,  которые отмечают в своих месяцах  евреи // Бируни Абурейхан. Избранные произведения. Т.1. Ташкент, 1957.

Елизарова М.М. Община терапевтов (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н. э.). М., 1972.

Златковская 1983 — Златковская Т.Д. Исторические корниевропейского календаря // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной
Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.,  1983.

Календарныеобычаи и обряды народов Передней Азии. Годовой цикл. М., 1998.

Календарь в культуренародов мира. М., 1993.

Носенко Е.Э. «Вот праздники Бога…» Историко-генетическое исслеование еврейских праздников. М., 2001.

Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1977.

Цыбульский В.В. Современный календарь стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1964.

 

Картина дня

наверх